ud0d in predu

МЛАЭ-2015. 5000 км вдоль Родины. Энурмино - Певек

Feb 17, 2016 20:48

Оригинал взят у a_ushakov в МЛАЭ-2015. 5000 км вдоль Родины. Энурмино - Певек




Переехав от Аляски до Чукотки, мы были безмерно счастливые и уставшие. Позади 1000 км, из которых 800 по дрейфующим льдам Чукотского моря. 30 дней ждали этого момента, кажется, самое трудное позади. Мы сделали большой шаг к выполнению поставленной цели - замыканию кольца арктической кругосветки. Вроде бы, езжай себе вдоль берега, чего проще. Но 5000 км !!! С ума сойти. Кто знает, что там впереди? А ведь ещё надо успеть до весенней распутицы. Двигались практически без остановок на ночлег, экипажи менялись, «отдыхали» на ходу. Во время неизбежных ремонтов можно было приготовить нормальную еду. В остальных случаях кашка, заваренная кипятком, строганина и хлеб.
Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что вторая часть экспедиции по сумме составляющих была не легче первой.
Мы доехали, успели. 62 дня от Барроу до Дудинки. Кольцо, начатое в 2011 году, замкнулось.
Ниже небольшая фотохроника
(фотографии В .Елагина, В. Склярова, А. Шкрабкина, и мои)


Посёлок Энурмино. Чистый, аккуратный. Половина домов построены по канадской технологии при Абрамовиче. Проживает 300 человек, очень много детей. Занимаются промыслом моржа (здесь одно из самых больших лежбищ), и кита. Для собственных нужд




Первыми под белы ручки нас взяли погранцы. Специально прилетели из Лаврентия. В помещении школы напечатали длиннющий протокол о нарушении закона о госгранице и выписали штраф. По 2500 рубликов на брата. Храню эту реликвию под стеклом. Лёша Шкрабкин как раз подписывает документ.



В школе тепло и очень уютно



Не знаю как дети, но преподаватели стараются







Собственно сама школа



Полтора дня в Энурмино дети не отходили от нас



Мохнатый старожил



Зоя Михайловна, глава администрации посёлка. Рассказывала нам о своих заботах. Генератор в посёлке один остался, пресный лёд приходится возить издалека, а так всё хорошо. Светлый человек. На Чукотке проезжали несколько посёлков, очень разных. Везде свои сложности, объективные и не очень. Зоя - неравнодушный руководитель, и многое получается.
Её брат Саша, бригадир охотников, говорил, что март этого года странный, ясный, морозный и безветренный. Обычно в это время сильно задувает. Вот чувствовали мы там, на льду помощь сверху. Серьёзно



Перед отъездом фото на память



3-е апреля. Поехали. Оглянулись на посёлок и вперёд



В окрестностях Энурмино очень живописные берега. Сейчас море укрыто льдом, спит, но по автографам на скалах видно, что жизнь кипела перед сном.







4-е апреля. Посёлок Нешкан, 56 км к западу от Энурмино. Бригадир Саша вчера на снегоходе уехал вперёд, а нам доверил везти свою жену. Довезли. Саша договорился с родственником и нам дали рыбы. Корюшку и минтай. Корюшка осенняя, жирная, когда её разделываешь, пахнет свежим огурчиком. Эх.



Раз в две недели в Нешкане продают водку. Как раз сегодня такой день. Потому взрослое население нами не очень-то и интересовалось - не до того. Необычным исключением были две русских семьи - учителя, подарили корюшку холодного копчения. Не успели пожалеть, что нет пива, так быстро она кончилась.
Может быть из-за погоды, а может и по причине отсутствия людей на улице, посёлок показался гораздо мрачней Энурмино



А вот дети были любопытны и непосредственны



Уже выехав из посёлка, встретились с оборотной стороной жизни



По побережью часто встречаются маяки или какие-то навигационные вышки, Думаю, часть из них ещё работает. Почти везде радиоактивные элементы питания, а кое-где и солнечные батареи





Во второй половине дня 5-го апреля въехали в Нутепельмен. Небольшой чистенький посёлок. У домика с вывеской «Почта России» увидели молодого человека. Оказался глава администрации. Встретил нас настороженно. О нашей экспедиции он знал. Но какой-то испорченный телефон передал, что в посёлки нас пускать нельзя. Странно, разрешение в погранзону есть, с документами всё в порядке. Пообщались, настороженность у хозяина посёлка пропала. Предложил организовать помывку. На самом деле это щедрый подарок в здешних реалиях. Озеро с пресным льдом в 15 км отсюда. Первая помывка после Аляски. Лишь надев чистое и убрав вонючее вымораживаться в бочки, почувствовали себя белыми людьми



Сфотографировавшись с несколькими любопытными, двинулись дальше на запад



Пока едем преимущественно по косам, причём в темноте часто ехать даже проще чем днём. В свете фар лучше виден рельеф. В ночи показался огонёк и через несколько минут около машин остановился снегоход с двумя чукчами.



Сергей Кавры - охотовед, а по совместительству работает в «медвежьем патруле» WWF. Молодой спутник Фёдор приходится Сергею племянником, перенимает медвежью науку из рук в руки. Вместе поужинали, попили чаю. Сергей объехал пол мира, выступая на конференциях. Белый медведь и всё, что с ним связано неподдельно его волнует. Сейчас ребята едут из Ванкарема, проверяют берлоги, ведут учёт. Сергей без оружия, лишь деревянный шест с собой. С помощью шеста он «осматривает» берлогу. Если медведица на месте, она зашипит, именно зашипит, а не зарычит.
- Кстати, километров 50 отсюда в сторону Ванкарема есть берлога, которую только вчера покинула медведица с двумя медвежатами, - сообщил Сергей - можете заглянуть.





Берлога это интересно, можно и заехать. Вопрос лишь в том, найдём ли? Погода не очень ласковая.



Однако, скоро прояснилось, перед глазами появились красивые берега





Берлогу нашли быстро. Плотный многометровый снежный надув - идеальное место для неё.
В берлоге на удивление было чисто. По стенкам следы от когтей медведицы. И можно сидеть в полный рост







Проехали Ванкарем. Первый посёлок, в котором на улице мы не увидели ни одного человека. Нашли с Обиходом магазинчик, пополнили запасы хлеба. Продавщица ни разу не удивилась незнакомцам, ни о чём нас не расспрашивала. А может быть это местная тактичность?
Задерживаться не стали, даже ребят не будили.
Опять коса. Какой сегодня день? Сразу и не вспомнишь. Небольшое напряжение извилин выдаёт ответ - 7-е апреля. Погода пасмурная, ветер. Всё-таки нам повезло с погодой в марте. Думаю, сейчас там ломает лёд постоянно. А здесь косы и припай. Хотя бы открытой воды не будет, уже хорошо.
В сумерках заметили на косе 3 деревянные стелы с прибитыми металлическими табличками.



На одной из них отчётливая надпись:

Здесь
Покоится прах
Н-ка базы г/т КОЛЫМСНАБ
Косы 2х ПИЛОТОВ
Дергачева Петра Николаевича
1894-1941 г.



Необычное чувство. Что для этих мест Время? Год, десять, сто? Здесь живут Малые народы. Отношение ко времени, к пространству часть их культуры. Культура Малых народов это культура больших Пространств.
Бригадир охотников Саша из Энурмино говорил, что уже 3 года не удаётся добыть кита. Судя по размерам косточек, что нам вскоре попались, габариты у них не маленькие





Под утро наступает момент, когда свет фар уже не может соперничать с яркостью небес, а небеса сливаются со снегом под колёсами Емель. Тогда сбавляешь скорость и пытаешься сонными глазами зацепиться за что-нибудь. Где-то недалеко посёлок Мыс Шмидта, его не хотелось бы проехать. После старта экспедиции мы ещё не пополняли запасы топлива.
Скоро белое пространство разбавилось графикой очертаний непонятной конструкции. Подъехав, увидели стелу и английскую надпись

КОСА ДВУХ ПИЛОТОВ

Последние сутки мы и ехали по косе с таким красивым названием. Почему-то вспомнились «Два капитана» Каверина.
Коротко, история такова. В 1929 году небольшая группа американских исследователей потерпела в этих местах кораблекрушение. На выручку им вылетел из Аляски самолёт, который здесь неподалёку и разбился. Аварию увидел местный житель и быстро добрался до места падения самолёта. Спасать уже было некого, пилоты погибли. С тех пор коса получила своё нынешнее название



Вскоре увидели первые дома и потратили немало времени, чтобы найти проезд между торчащими из-под снега заборами. Ближайшие строения посёлка Мыс Шмидта заброшены. Мрачно. Однако, вскоре удалось, не пропоров резину выехать на расчищенную дорогу и почти сразу за проволочным ограждением увидели заправочную колонку советского образца. На наше счастье рабочий день уже начался, и в бытовке оказалась хозяйка заправки.
Посёлок производит впечатление неживого. Но вот и люди. Золотодобывающая артель «Шахтёр», благодаря ей ещё теплится на Мысе Шмидта жизнь. Накормили горячим. Сытые и благодарные, пополнив запасы свежим хлебом, двинулись дальше. Уже на выезде увидели памятник Джеймсу Куку. Он и здесь отметился



К мысу Шмидта примыкает чукотский посёлок Рыркарпий. Здесь уже повеселей. Людей тоже немного встретили, но видно что посёлок ухоженный.
Держим путь на Певек. Вроде бы нам и объяснили как выехать на зимник, но всё одно, плутанули. С толку сбили бочки, очень хорошо отмечавшие дорогу. Мы, было обрадовались, что так размечен зимник. Увы, километров через пять, бочки привели нас к контейнерным бытовкам - будущий военный городок. С грустью вернулись. Без бочек тяжело. За лобовым стеклом сплошное молоко. Через 4 часа напряжённого гляденья остановились у монумента. Как-то раньше в голову не приходило. Америка в западном полушарии, Россия в восточном. Всё правильно в восточном, но и в западном немного. Немного - это по меркам российским… Свезло, так свезло. Довелось, стоя на полюсе, смотреть во все стороны, и везде был юг. А теперь одна нога в западном полушарии, а другая в восточном



Всё-таки вдоль берега ехать, понятнее. Берег всегда слева. Не нужно напрягаться в поисках направления. Зимник он же не магистраль. Занесённые снегом следы машин худо-бедно видно. Ночью в свете фар лучше, днём хуже. Совсем плохо, когда следы начинают разъезжаться. А указателей нет. На одной невнятной развилке не угадали с направлением, уехали в ночи не туда. Хорошо, что через несколько километров фары высветили зимовьё. Разбудили двух постояльцев, артельцев из «Шахтёра». Спасибо им, направили на путь истинный.
Циклон никак не отступит, неба не видно. Время отмеряется вахтами, по 6, по 8, по 10 часов. Часто приходится вне срока вылезать из спальника на общие работы. Сломалось крепление дышла прицепа к фаркопу. Темно. Одеваясь, взглянул на карту в ноутбуке. Стоим в долине реки Пегтымель со множеством рукавов. Как-будто на катке. Лёд голубой под ногами, сносит ветром.

9-е апреля. Начало нового дня сдуло облака. Развиднелось. Простор вокруг, космическая тишина, и смотрится очень далеко. «Вдруг восторг наполняет уставшую душу. Затем мысль, что впереди ждёт мороженая корюшка, хлеб с маслом, сладкий чай и уютный спальник, сменяют божественный восторг на земное блаженство».





Опять спустились с гор. Пересмена. Переезжаем широкое пространство, дальше вверх, вверх по небольшой долине до перевала, за которым будет посёлок Комсомольский. Появилась уверенность, что промежуточный финиш уже не «за горами».



В любом длительном путешествии наступает момент, когда грусть расставания давно прошла, а мечтать о доме ещё рано. На всё происходящее смотришь немного с удивлением. Как-будто попал в иную реальность. И уже начинаешь сомневаться - а была ли другая?
Кажется, что уже вечность никого не встречали, когда сверху из-за поворота долины выехал нам на встречу «буран». Наездник, как ковбой из вестерна, резко затормозил. Слева на железном коне винтовка, торчащая из чехла. Познакомились. Виктор на Чукотке больше 30-ти лет. Всё хочет уехать на материк, даже квартиру в подмосковных Химках купил. Пока «блага» цивилизации проигрывают дикой свободе. Не отпускает север. В 100 километрах отсюда у Виктора своя избушка. Охота, рыбалка, свежий ветер, простор.





Перевал проехали. Слева на склоне следы разведочных канав. Геологи сделали свою работу, надолго оставив шрамы на сопках. Сначала открыли касситерит, основной оловосодержащий минерал, потом нашли золото.
В Комсомольском останавливаться не стали. Большая часть посёлка заброшена, а в Певеке нас ждёт таможенный офицер, специально прилетевший из Анадыря. Всё-таки мы приехали из СамОй Америки, таможня должна дать добро. За ночь предстоит проехать 100 км. Это вполне реально, дорога здесь хорошо укатана. Несколько раз фары высвечивали стада зайцев. Какое их количество сказать сложно, может 100, а может 200. При этом их замечаешь только когда зайцы начинают шевелиться, настолько они сливаются с тундрой.
11-е апреля. Перед городом остановились и оделись в чистое. Цивилизация как ни как. Наши друзья в Певеке организовали машину ГАИ. Сопровождала Емель от въезда до центра города, чтобы не было лишних вопросов от блюстителей дорог к машинам без госномеров.



Певек самый северный город России. Здешние места - прототип Куваевской Территории Когда-то проживало 5000 человек, Сейчас, судя по пустующим домам, гораздо меньше. Пока стояли на центральной площади, общались с людьми и думали о гостинице с душем, подъехал молодой человек в штатском по имени Сергей. Сергей командир погранзаставы, но сегодня на наше счастье у него выходной. Гостиницу Сергей отменил. Несколько звонков и мы заселились в служебную квартиру прииска «Майский»



Продолжение Певек - Тикси

география

Previous post Next post
Up