Лекции Технопарка. Мастер-класс В. Бирюкова «Электронное образование: инструкция по применению» ч. 2

Mar 10, 2015 10:21

Оригинал взят у vchernik в Лекции Технопарка. Мастер-класс В. Бирюкова «Электронное образование: инструкция по применению» ч. 2
(источник)

Некоторые другие проекты

MIT OpenCourseWare - это скорее библиотечный архив, чем классический сервис MOOC. Тут больше 2 тыс. курсов, но не все они представляют собой такие же программы, как на Coursera или EdX. Часто это просто какая-то методичка, набор текстовой информации о том, что проходят на этом курсе, список литературы и т.д. MIT постоянно работает над пополнением этой библиотеки с 2002 года. Последние курсы вполне сопоставимы с Coursera, они могут быть выложены на EdX, поскольку MIT является его партнером. Если вас интересуют инженерные специальности (в чем MIT традиционно силен), там можно покопаться и наверняка что-нибудь любопытное выловить. У них еще есть лекции в эпловском сервисе iTunes U, на Youtube что-то выложено. Но я бы не советовал начинать с этого проекта, потому что MIT не довел еще свою библиотеку до нормального вида. Это все же для экспертов.

Про Khan Academy мы уже поговорили. У них интересный формат. Вместо говорящей головы, как в большинстве онлайн-курсов, которая перемежается слайдами, здесь доска, на которой преподаватель рисует и объясняет. Для школьников это намного лучше. Я бы не сказал, что Khan Academy предназначена только для школьников, там много любопытных вещей, в особенности, партнёрские программы с NASA, с приличными музеями. Можно для себя почерпнуть вполне интересные вещи, даже если в свое время хорошо учился в школе. Сейчас они пытаются запускать новые курсы в сотрудничестве с вузами, это уже переводит их на более высокий уровень.

Udemy. Если до сих пор мы говорили о сервисах, которые похожи на супермаркет, - все разложено по полочкам, все централизованно, - то Udemy скорее смахивает на рынок. Есть множество ларечков, в которых преподаватели могут продавать собственные курсы, а кто-то приходит, чтобы купить. Схема продаж стандартная - доходы делятся 50 на 50. Обучение, в основном, платное, но есть и бесплатные курсы и очень недорогие - какие-то деньги, которые не жалко потратить. Здесь немножко другой формат курсов - они короткие, в среднем по несколько часов. Udemy покрывает очень широкий круг тем, вплоть до дрессировки собак, но есть и академические вещи. Интернациональный и доступный в любое время, что очень приятно, то есть поучиться можно всегда. Качество разное. Udemy полезен для получения каких-то практических навыков, то есть академические дисциплины там глупо изучать, зато здесь можно найти что-то, чего нет у других, в том числе и по IT.

Lynda. Это довольно любопытный проект, о нем многие айтишники слышали. Она существует аж с 1995 года. Это семейное предприятие, организовали муж и жена, и им удалось ни разу не привлекать внешних инвесторов. Проект до сих пор чувствует себя хорошо, потому что они за это время успели договориться с разными компаниями и используют Lynda для корпоративного обучения. А это другие деньги. Здесь, в основном, IT, бизнес, дизайн, фотография - короткие курсы на несколько часов. Довольно много пользователей - 4 млн, курсы в любое время доступны, на английском. Это подписной сервис, то есть они предоставляют контент не бесплатно, нужно ежемесячно платить определенные деньги, и за это вы получите какое-то количество информации. Можно брать один новый курс в неделю. В принципе, добротный вариант для практического обучения, как и Udemy.

Sailor Academy. Они договорились со многими американскими вузами о том, что их курсы засчитываются в вузовской программе, то есть ты можешь прослушать здесь курс и потом поставить галочку в своем дневнике. Это все уже идет в официальный диплом. То есть это, в принципе, реальное американское высшее образование. Не все курсы и не всеми колледжами у них аккредитованы, но есть довольно много.

Iversity - это немецкий ответ Coursera. Европа через какое-то время забеспокоилась, потому что разговоры об утечке мозгов возникают не на пустом месте. Поучились вы хорошо на Coursera раз, закончили курс, поучились два, закончили курс, потом вам пришло приглашение: «Давайте вы к нам приедете поучиться уже вживую, мы вам стипендию заплатим?». Конечно, надо ехать. Почему нет? Таким образом в Америку привлекаются хорошие студенты из разных стран. Европа забеспокоилась и пытается сделать что-то свое. Сделано добротно, но немножко прямолинейно, по-немецки. Пока курсов немного, около 30, академические дисциплины, много техники. Iversity сотрудничает не с вузами, а непосредственно с европейскими преподавателями, которые и делают курсы. Обучение по расписанию, и поскольку курсов мало, приходится долго ждать. Выбор получается небольшой, мало доступного в данный конкретный момент. Языки немецкий и английский, даже появился один русский курс. Сделано качественно, солидно - можно попробовать немецкую школу.

FutureLearn. Это уже британский ответ Coursera. Тоже бесплатное обучение, 100 курсов. Академические дисциплины, довольно много про культуру и медицину. Британские вузы, естественно, по расписанию, на английском языке. Подобные проекты есть во Франции, Испании, но я их не упоминаю, потому что для большинства из нас это малоприменимо. Английский знают, худо-бедно, большинство, а другие европейские языки мало кто, хотя в Испании и Франции тоже есть довольно сильные сервисы.

Универсариум - это наш ответ Coursera, по крайней мере, задумывалось так. Не знаю, что получится. У него довольно странная аффилиация. Универсариум делается людьми, которые работают в МИА Россия сегодня (бывшее РИА Новости). С одной стороны, этот проект финансируется за счет коммерческих средств, и государство туда не вкладывает - по крайней мере, как я слышал. С другой стороны, какая-то связь с государством существует, и Универсариум, вроде бы, выполняет некие функции пропаганды русского языка, как-то противопоставляется западным сервисам. Что здесь есть хорошего и плохого? Бесплатно - отлично. Курсов пока не очень много. Заявлено около 40, в реальности меньше, где-то 20-25. Довольно много общих предметов, там есть курсы про практическую электронику. Они только-только начинаются, в большинстве своем это общие вещи, для расширения кругозора. Представлены приличные вузы, занятия проходят по расписанию, на русском языке. Есть iOS-приложение. В итоге, сделано солидно, но пока несколько поверхностно. Универсариум хочет договариваться с вузами, брать у них сильные курсы, чтобы вуз показал таким образом всему миру, как у них развито какое-то направление. То есть вуз заказывает создание курса в Универсариуме, платит за это деньги, а Универсариум транслирует знания пользователям. Возможно, бизнес-модель со временем изменится, но до сих пор она была такой.

Uniweb - немножко другая тема. Обучение платное, цены достаточно приличные, тысячами рублей измеряются. Обучение средней продолжительности. Это что-то вроде курсов повышения квалификации. На корпоративном рынке может приносить довольно хорошие деньги, потому что компании охотнее платят за подготовку своих специалистов. Здесь тоже присутствуют приличные российские вузы. Бизнес-модель такая: Uniweb договаривается с вузами и за свой счет готовит курсы, а потом как-то делят доходы от продажи. Число мест в группе строго ограничено, то есть это ближе к классическому дистанционному образованию. С другой стороны, это новый сервис, приличный интерфейс, поэтому их логично отнести к новому поколению дистанционного образования.

Лекториум - это питерский проект. Здесь пока мало больших курсов, меньше десятка, но много популярных лекций - около 3 тысяч. Качество видео не очень хорошее, но от приличных вузов. Хорошие преподаватели, академические дисциплины, доступны в любое время на русском. Это именно лекции, а не курсы.

Нетология. Долго думал, надо ли ее включать. Решил, что надо, потому что они довольно хорошо отточили какое-то определенное направление. Интернет-маркетологи - есть такая группа профессий, - там и SEO-оптимизация, и просто маркетологи, и SMM, и дизайн. Модные профессии, которые востребованы рынком. Обучение платное, по подписке. За 800 рублей в месяц можно слушать все 50 курсов, которые у них есть. Курсы эти не очень длинные. Плюс они недавно запустили модель профессии, аналогично Coursera, когда у вас бо́льший объем информации, он дается более структурированно, но и деньги там другие - 15-25 тыс. рублей. Хороший, специализированный ресурс по определенному направлению. Думаю, что у них можно многому научиться.

Интуит. Это сервис с очень давней историей, существует с 2003 года. Контента здесь немало, около 200 видеокурсов, а также несколько сотен курсов с текстовым наполнением. Общее впечатление: немного старомодны, бронтозавр в нафталине. Контент очень разный с точки зрения актуальности. Интерфейс было бы здорово обновить. И у них подход очень некоммерческий. Этим они импонируют, рвачества нет, они практически ни за что там деньги не берут. Но это, видимо, мешает развитию проекта. По IT там довольно много контента, в частности, по всяким вендорским штукам.

Еще два российских проекта только запускаются - Stepic.org и Hexiet.org. Там есть вещи про программирование, про разработку, это все бесплатно, но контента пока мало. Может, через какое-то время они выйдут на приличный уровень.

Иностранный язык

Отдельная большая тема, потому что иностранному языку начали учиться в интернете уже очень давно, и здесь накопилось довольно много опыта. Все проекты достаточно похожи друг на друга, то есть это тот же freemium (чему-то можно учиться бесплатно, чему-то нет), и мне кажется, что изучить язык от начала до конца с их помощью нереально. Но подтянуть, поддерживать уровень, если у вас недостаточно практики, или учиться в сочетании с чем-то другим - да, может быть полезно.

Первый сервис LiveMocha, самый большой в интернете, там учится миллионов пять человек, и можно общаться с носителями языка бесплатно. Это не профессиональные учителя, а обычные люди. С ними можно говорить, переписываться, вас будут поправлять. Все остальное у большинства сервисов похоже - тесты, уроки, карточки со словами, грамматические упражнения и тому подобное. Все это можно получить и из книг, разница невелика. Плюсом является только наличие живого общения бесплатно.

ITunes U. Тот же iTunes, только на тему образования. Доступно на мобильных устройствах и компьютерах Apple. Там много лекций, которые делают приличные американские университеты. Часть из этого контента пересекается с MOOC, часть - нет. То есть можно слушать отдельно, но проблема в том, что этот контент, как правило, менее структурирован: больше лекций и меньше крупных курсов, больших форматов.

Flooved.com - opensource-проект, коллекция бесплатных учебников. У нас с учебниками как-то все проще, а на Западе они стоят бешеных денег, как и вся академическая литература. Принято в англо-саксонском мире на этом деньги делать.

Helpouts.google.com - это гугловские видеочаты, где вы можете объявить себя экспертом в какой-то области и других учить через видеочат. Вам за это будут еще немного приплачивать. Объявили себя экспертом, например, в покупке холодильника, а кому-то лень изучать эту тему - - вы ему за 10 минут все рассказали, он вам заплатил доллар. Насколько я знаю, это пока работает только на английском и испанском языках и только в Штатах для пользователей Google, у которых есть сервис Google Hangouts. Может быть, они уже расширились на другие языки и страны. Интересная инициатива, у этого есть будущее.

Scholar.google.com - поисковая система по научным публикациям.

Зачем MOOC университетам?

Есть некое противоречие между университетами и MOOC. С одной стороны, MOOC могут служить рекламой для университетов, показывать, как у них все круто, притягивать туда студентов. С другой стороны, MOOC конкурируют с образовательным учреждением, то есть получается, что образование можно получить не в стенах вуза, а каким-то альтернативным образом. Для университетов это довольно актуальная тема. Вроде бы, им нужно внедрять эти вещи, иначе отстанешь и будешь все ниже опускаться в рейтингах. Но как это внедрять вообще, да чтобы себе не навредить - не очень понятно.

Пример из жизни, как можно заинтересовать студентов. В Стэнфорде обучаются медики, а американским медикам надо усвоить очень много информации, она дается на лекциях. Стоит преподаватель, и рассказывает, и рассказывает. В Стэнфорде посещаемость этих лекций была 20%. Потом они придумали совместную программу с Khan Academy, и большинство из этих лекций сделали в видеоформате. После видеолекции идет интерактивный класс, где люди обсуждают, проверяют, кто что запомнил, и так далее, и посещаемость повысилась до 90%. Я думаю, что студентам стало интересно, что это за новая штука, возможно, потом посещаемость снова упадет. Но хотя бы кратковременный эффект был достигнут.

Вуз может расширить собственную программу, потому что если у вас хорошие преподаватели по машиностроению, а в соседнем вузе - по строительству тракторов, то можно оттуда взять курс про тракторы и натренировать местного ассистента, чтобы он контролировал знания в вашем вузе. Достаточно дешево можно расширить программу. С другой стороны, эта модель лицензирования контента идет в вузах довольно туго, потому что все они достаточно гордые, и каждый считает, что у него самое лучшее. Как правило, так считают не очень хорошие вузы.



Этот график отражает одну из главных проблем, которую вменяют в вину MOOC - до финиша доживает, как правило, меньше 10% слушателей. Но если мы посмотрим, то увидим, что глупо обвинять в этом MOOC, потому что большинство студентов, которые записываются на курсы, не собираются их слушать. Они просто пришли посмотреть, что это такое, кто там преподает. Может быть, просто прочитали название курса, ткнули на запись и забыли об этом, и таких студентов очень много. Да, какая-то часть отсеивается по мере прохождения курса. Довольно много тех, кого называют passive participants, они просто смотрят и не участвуют в проверочных работах. Но если в начале курса было 10 тысяч и осталось 800 - это все равно отлично, потому что большинство нормальных вузов не могут похвастаться и таким количеством людей, которые прослушали курс.

Самая главная проблема у MOOC с деньгами, потому что непонятно, откуда их брать. Это как с соцсетями. Когда они сначала росли, все говорили: «Вы куда пользователей набираете? Как жить будете с ними?», они говорят: «А, потом разберемся. Сейчас давайте наберем». Они разобрались в итоге. Сейчас соцсети - нормальный бизнес, получают прибыль за счет рекламы, игр и других вещей. Возможно, и у MOOC как-то получится, когда они наберут критическую массу пользователей. Но как это будет устроено, сейчас непонятно. При этом стоимость создания среднего курса немаленькая. 325 тыс. долларов - это уже запредельно, у большинства 30-50 тыс. долларов за курс. Это время преподавателя, время видеокоманды, монтаж, выкладывание в сеть, потом поддержка курсов, то есть довольно много затрат.

Не всем профессиям можно обучать с помощью MOOC. К хирургу, который обучился в онлайне, я вряд ли лягу на стол. Есть и проблема контроля качества, довольно много читинга. Конечно, в онлайне мухлевать проще, чем вживую на экзамене.

И есть системные внешние проблемы: и вузы сопротивляются, и работодатели пока как-то косо смотрят на эти дипломы, которые непонятно откуда взялись и непонятно что несут, и государство не очень понимает, что с этим делать. Я думаю, в ближайшие годы у нас тоже появится государственное регулирование. Надеюсь, что это приведет не к запрету, а к признанию электронных дипломов в том или ином виде.

Выводы

И если MOOC-революция случится, то что может произойти? Вузам будет сложнее, поскольку конкурировать придется не в пределах города, а в пределах страны или мира. Сильные вузы получат преимущество, слабые - разорятся. Были прогнозы, согласно которым, через несколько лет половина вузов разорится. Конкуренция среди преподавателей тоже усилится, потому что хороший преподаватель сможет вещать на весь мир. Другое дело, насколько хватит этого одного простого вещания. Все равно потребуется контроль, разжевывание, практика.

Что это может дать студентам?

  • Больше гибкости и меньше свободы. Если сейчас вы можете сбежать с лекции, то здесь от себя самого не убежишь.
  • Меньше живого общения.
  • Больше преимуществ будет у тех, кто знает английский язык.
  • Глобализация образования и увеличение мобильности. Сейчас образование у нас и в Штатах сильно отличается. Может, через 10 лет эти отличия будут не столь драматичными, и если вы захотите уехать в другую страну, то вам не придется подтверждать все свои дипломы.
Это основные выводы, которые стоит сделать из этого всего. Безусловно, нужно учить английский. Стоит присмотреться к самой экосистеме образовательных технологий, потому что она быстро растет, и здесь довольно легко найти нишу, еще не занятую. В отличие от индустрий, которые уже давно устоялись, порог входа довольно низкий - можно что-то придумать.

Пять мифов о MOOC

«MOOC способен заменить высшее образование». Да, но для очень немногих людей. В первую очередь для тех, у кого есть склонность к самомотивации, самообучению, к самостоятельному поиску информации. Также высшее образование можно получить далеко не по всем направлениям. Маловато доступного контента, очень многие специальности остаются вне этого движения. Сейчас MOOC - это дополнение к традиционному образованию, а не замена.

«MOOC - это для студентов или школьников». Я бы сказал, что нет. Это больше для тех, кто чему-то научился, а дальше хочет либо повысить свой уровень, совершенствоваться, либо вообще сменить направление. Очень часто бывает с людьми, что они учатся пять лет, а потом понимают: «Какой я дурак! Надо было другому учиться». И еще пять лет - это вообще нереально. А MOOC достаточно простой, дешевый и быстрый способ поменять или посмотреть, стоит ли менять лошадей на переправе. Может, это была не очень хорошая идея.

«MOOC лучше или хуже традиционного образования», в зависимости от того, кто как считает. Не лучше и не хуже, здесь свои плюсы и минусы. Это как фастфуд, например. Фастфуд - это плохо? Если вы постоянно едите одни гамбургеры - не очень хорошо, но если вы голодны и быстро надо поесть, то фастфуд - это здорово. MOOC можно сравнить с фастфудом, потому что в отличие от классического образования, здесь немножко выхолощенная модель, максимально широковещательная.

«MOOC - это технологически что-то новое по сравнению со старым дистанционным образованием». Ничего подобного, это новое социально, по-другому воспринимаемое. Тот самый пример с iPhone и смартфонами, которые были до него.

Вопросы и ответы

Вопрос: Есть ли какие-нибудь примеры успешных сервисов, которые нормально зарабатывают?
Ответ: Uniweb вроде бы нормально зарабатывает, «Нетология» довольно быстро развивается. Я не знаю, окупаются ли они или постоянно используют вливания инвестиций, но выглядят вполне успешно.

Вопрос: Помимо LinguaLeo и DuoLingo, есть ли примеры онлайн-курсов, использующих геймификацию?
Ответ: Геймификация везде популярна. Другое дело, что каждый понимает ее по-своему, и не у всех получается круто, но в той или иной форме стараются.

Вопрос: Общая динамика увлеченности онлайн-образованием растет в мире?
Ответ: Да, причем азиаты очень активно этим занимаются. Много студентов учатся в онлайне, но я думаю, по банальной причине - они практичны, и у них есть некий дефицит вузов. Мы все-таки находимся в лучшем положении, у нас много неплохих вузов. Но все равно надо использовать чужой опыт, потому что поучиться в Гарварде всегда интересно.

Вопрос: Как вы думаете, почему наши вузы не идут активно в эту сторону?
Ответ: С одной стороны, они боятся, потому что это подрыв их собственных позиций. Я преподаватель, у меня какой-то крутой курс, ко мне приходят студенты. Выложу я этот курс в интернете, все будут бесплатно его слушать и смотреть. А чем я буду заниматься? И вузы тоже опасаются. Палка о двух концах. С одной стороны, MOOC опасны для традиционной системы образования, с другой стороны, явно могут ей помочь. Вузы - это очень консервативная структура, много косности, и многое можно было бы сделать лучше. Но как это сделать так, чтобы не навредить… Посмотрите на журналистику. Были раньше печатные СМИ, они хорошо жили, много было денег и рекламы. Потом все ушло в интернет, бюджеты сократились, реклама в интернете стоит дешевле. В итоге, в журналистике осталось меньше денег, а контент все равно нужен качественный. Качественный контент требует денег, там нельзя послать девочку, которая вчера закончила институт, написать новые хорошие статьи. Возникает противоречие. Здесь то же самое. IT-технологии хороши своей тиражируемостью, но они подрывают основы традиционной отрасли, которая устоялась до их внедрения. Образование как-то это будет переживать.

[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. + оЗадачник:

субъект "умный" очень легко поддаётся "магии толпы"
Экранизация проекта по использованию лунного ракетного топлива для вывода грузов с Земли и Марса
Картинка из будущего трансгуманизма от трансгуманиста
Оптическая иллюзия с восемью тираннозаврами
Основные положения теории четырёхмерного строения атома
"Точка G" мировой экономики
Шифрование в условиях древности

образование, информатизация

Previous post Next post
Up