Про посредничество родителя между ребенком и окружающим миром.

Feb 25, 2015 23:55

Давайте понаблюдаем, как это происходит- чем отличается самостоятельный просмотр передач от просмотра с мамой.

“Посмотри”,- говорит мама - “какое слово!”- и показывает пальцем на экран. Она направляет внимание ребенка на слово,и ребенок замечает его.

“Помнишь, мы вчера его уже видели”- будит мама в ребенке воспоминания и ассоциации. “Такое же слово ты учишь на кружке, да?”

“Это очень важное слово”,- указывает мама на значение оного и объясняет - “Оно нам понадобится, когда мы захотим поехать на автобусе.”

“Как внимательно ты слушаешь сегодня!” - говорит мама. Она поощряет контроль ребенка над его поведением.

“Какой ты молодец!”- говорит мама, - “Ты выучил уже так много слов!” Мама закрепляет у ребенка уверенность в себе.

Естественным образом родитель ребенка использует пять элементов посредничества: обращение внимания (сосредоточение), связи (аналогии, ассоциации, сравнения, воспоминания), значение (как смысловое и эмоциональное, так и степень важности происходящего), посредничество в контроле ребенка над своим поведением, и поощрение, дающее ощущение успеха.
Каким же образом эти пять элементов посредничества между ребенком и его окружающей средой оказывают такое сильное влияние на развитие?

1. Внимание
Сосредоточение, обращение внимания приучает ребенка обращать внимание на происходящее. “Посмотри”, “послушай” , “обрати внимание”, “ой, что это”, “ух ты”- это примеры того, как родители сосредотачивают внимание ребенка на каких-то вещах. Когда это происходит достаточно часто, ребенок и сам привыкает видеть, обращать внимания на вещи, которые его окружают.

-Мама, смотри какой дом высокий!

-Мама, птица!

-Какая машина грязная!

-Пуговицу кто-то потерял!

Ребенок привыкает замечать мелочи, подробности, благодаря чему становится более внимательным - и ему легче будет запомнить разницу между Ш и Щ. Но самое главное, ребенок начинает интересоваться окружающим миром, обращать внимание на происходящее вокруг него.

2. Связи
Только умения  замечать недостаточно- заметил ребенок что-то, и что дальше? Посмотрел и прошел мимо?
Чтобы ребенок мог оценить происходящее и повести себя в соответствии с тем, что он увидел, он должен прежде всего разобраться, с чем он имеет дело.
Когда мы сталкиваемся с чем-то уже известным нам, мы поступаем в соответствии с нашими имеющимися знаниями. Но даже когда ситуация новая, мы ищем подобные ей в своем прежнем опыте. Частые сравнения и аналогии, ассоциации, воспоминания о прежнем опыте  развивают в детях эту способность. Ребенок привыкает обдумывать свои действия, сравнивая с прошлым опытом. Это не только поможет легко решить новую задачу, по аналогии с прежней. Это разовьет привычку думать прежде, чем действовать и говорить, и поможет предотвратить поведенческие проблемы, связанные с импульсивностью.

3.Значение
Смысловое, лексическое значение является хорошим доказательством того, что посредничество взрослого необходимо для полноценного развития ребенка. Возьмем для примера цвета.  Ребенок может самостоятельно, без участия взрослого, заметить, что цвета отличаются друг от друга, и даже решить, какой цвет ему больше нравится. Но без взрослого ребенок не узнает что этот цвет- красный, а этот- зеленый. Названия он самостоятельно узнать не сможет, кто-то должен ему сказать.
Родители всегда заботятся о широком словарном запасе ребенка, и не зря: чем большим количеством понятий ребенок умеет пользоваться, тем легче ему будет понять других и выразить себя. Но главное то, что когда мы часто объясняем ребенку названия предметов и значения новых слов, он привыкает искать значение и сам. И сможет сам уяснить для себя те понятия, которые мы не успели или не смогли ему объяснить. Гораздо больше шансов, что ребенок полезет в словарь, если встретит незнакомое слово, или будет искать определение незнакомому явлению, если мы разовьем к этому привычку, или как говорит профессор Кляйн, "аппетит" к поиску значения. (Попробуйте поносить на руках головалого малыша по комнате, называя ему предметы. Вскоре он сам начнет показывать на них, спрашивая, что это.)
Объяснение эмоционального значения несет в себе не меньшую функцию. Ребенок привыкнет задумываться о том, огорчает или радует его и других  событие, плохой ли поступок он совершил или хороший.

И так, ребенок заметил что-то и разобрался, к какой категории проблема относится. Он знает, как ее назвать. Он знает, что это положительное событие, или наоборот. Но нужно ли что-то делать с этим? Вокруг нас постоянно что-то происходит, что будет, если мы будем застревать на каждой мелочи? Необходимо научиться отделять главное от не главного. Если ребенок привыкнет задумываться, какое из возможных событий важнее, то есть шанс, что выбирая между телевизором и уроками, он примет верное решение.

4.Поведенческий контроль
Если старушка уронила сумку, то нужно побежать и поднять- это очень важно, ей трудно самой. А если молодая девушка уронила, то это менее важно, она сразу поднимет сама, и не нужно бежать к ней. Этот аспект посредничества связан с контролем ребенка над своим поведением. Когда родитель часто обсуждает с ребенком его поведение и то, как стоит поступить в следующий раз, ребенок привыкает задумываться об этом сам. Его поступки становятся осознанными и контролируемыми. Как было упомянуто раньше, привычка задумываться о прошлом опыте может серьезно способствовать этому. Но помимо собственного опыта, ребенку нужна информация о, возможно, более приемлимой опции, до которой он не всегда может додуматься сам. Задача родителя- обсуждая поведение, оценить старания ребенка и подсказать ему еще более хорошее решение.

5. Успех
И так, мы научили ребенка  замечать ньюансы,  разбираться в значении происходящего и поступать соответственно. Но зачем ребенку это делать?
Незачем,  если это не приводит к результату: если он не будет чувствовать себя от этого успешным и гордиться собой.

В одном из исследований было обнаружено, что большинство троичников и не думали пытаться учиться лучше. Им не приходит такое в голову. Они не понимают, зачем. Отличникам же, наоборот, обычно очень не нравится скатываться вниз- они привыкли чувствовать себя лучшими, и знают, как это приятно. Ощущение собственной успешности- это огромная движущая сила, а у родителей есть ежеминутная возможность это ощущение создавать. Родители обращают внимание ребенка на его успехи, на то, как хорошо у него что-то получается. Часто ребенок не знает, что он делает что-то необыкновенно хорошо, например, для его возраста, или по сравнению с прошлыми попытками. Знание об этом поддержит его старания.

Итог: "Аппетит к поиску значения, аппетит к успеху" (профессор Пнина Кляйн, моя любимая учительница)
Когда мы часто обращаем внимание ребенка на разные вещи, он сам начинает искать их вокруг себя. Он сам теперь пытается понять происходящее, находить сравнения и объяснения. Так же ребенок привыкает задумываться о важности происходящего, анализировать свои чувства. Он думает о том, как лучше себя повести в ситуации, и не совершает импульсивный поступок. И самое главное- он привыкает к чувству удовлетворения от своих поступков, ему хочется снова сделать что-то хорошо, поступить правильно.

Мы с дочкой идем в садик. Она внезапно останавливается, заметив крошечный голубой цветочек на бордюре дороги. “Мама, смотри какой малюсенький!” -говорит она,- “давай его погладим!”- и тихонечко, краем пальчика гладит лепестки. Что ж, к маленьким действительно надо относиться нежно. Вдруг - резкий порыв ветра, цветочек прижимается к бордюру, Таля испуганно смотрит на меня- “Мама, ему холодно! “

-Давай скорее спрячем его от ветра,- говорю я, и мы складываем наши ладошки вокруг цветочка. Ветер успокаивается.

Ну,- говорю я, теперь пошли в садик, а то опоздаем.

-А если опять будет ветер?

-Мы с тобой хорошо согрели цветочек. Теперь он не скоро снова замерзнет. Он нам очень благодарен.

-Хорошо! - говорит дочка.

И мы идем. Потому что цветочек хоть и жалко, но мы не можем защищать его от ветра весь день- важнее идти в садик и на работу.

-Ты такая внимательная, заметила такой маленький цветочек! -говорю я. -Ты его пожалела и согрела. Какая хорошая у меня девочка. Такая заботливая!

Таля, очень довольная собой, скачет по дороге. Скачет не совсем ровно - поворачиваясь и оглядываясь. Кого бы еще заметить и пожалеть…

семья, психология, педагогика, социализация, педология, дети

Previous post Next post
Up