Внешне Тонеж - деревня как деревня, коих на Полесье, как братьев близнецов. Но есть и в ней своя изюминка, выделяющая ее из массы сельских домиков, да деревянных заборчиков. Это еще одна Полесская деревушка в Лельчицком районе, где-то на окраине Беларуси, которая бережно хранит и передает из поколения в поколение языческие традиции наших предков.
Въезд в деревню украшен современной инсталляцией, созданной, как всегда, креативным сельсоветом.
Вдоль аккуратной улочки, уводящей в глубь деревни, тянутся ухоженные деревянные дома, украшенные незатейливыми оконными наличниками и фронтонами.
Изредка, эти типичные пейзажи деревенских улочек разбавляются уже вездесущими шинно-плюшево-пластиковыми шедеврами, которые кажутся инопланетянами в этом мире натуральной простоты.
Центр деревни встречает мемориалом, без слов рассказывающим о годах лихолетья и трагическом дне периода Великой Отечественной войны. Сестра Хатыни, так тонежцы называют свою деревню, вспоминая тот страшный день. 261 жизнь, в огне горящей церкви, унесла война руками нацистских карателей.
Рядом с мемориалом построили и освятили в честь Николая Чудотворца новый храм. Сто восемь саженцев карельской березы высадили вокруг него. Каждая березка символизирует жизнь несовершеннолетнего ребенка заживо сожженного в тот трагический день.
Возле мемориала дорога расходится в две противоположные стороны и заканчивается теми самыми изюминками, к которым охотники за этнографическими редкостями съезжаются со всех концов синеокой.
Вот такими бабами крестами заканчивается осмотр достопримечательностей Тонежа.
Деревянные придорожные кресты, ряженные в полотенца, платки и прочие оброчные ткани по местному зовутся "хвигурами" и являются свидетельством языческого культа поклонения женскому божеству. Оброчные ткани расположены так, что создают реальное очертание женской фигуры, где четко прослеживаются элементы женского платья: юбки, рукава, фартуки, платки, что мы и видим на первой фотографии. Второй крест не так ярко выражен, на нем еще не навязали достаточно, но вскоре и он примет женский антропоморфный облик. Такое явление еще называют народным пластическим творчеством, в котором пластическим материалом служат различные ткани и одежды, приносимые в сакральные и святые места, как дары-оброки.
Это не единственный пример поклонения женскому божеству на Восточном Полесье. Подобный обряд проводится в деревне Данилевичи, того же Лельчицкого района, который я описывала ранее в своей статье
Туристический бренд Лельчицкого райна Так же, как и в Данилевичах, идут тонежские женщины к придорожным деревянным крестам со своими радостями и горестями, неся с собой ткань-оброк. Повязывая ткани они совершают ритуал жертвоприношения, задабривая языческое божество, но при этом вознося молитвы и Христианскому Богу. Умер кто, заболел, идут к кресту и просят упокоения души, выздоровления. Свадьба в доме, родился ребенок, опять несут к кресту жертву прося благополучия и счастья. Каждое житейское событие тонежцев непременно сопровождает этот ритуал.
Лучшим временем для ознакомления с этой деревней будет последний день масленицы - праздник зазывания весны. В этот день в деревне справляют особый тонежский обряд "Чырачка", названный в честь местной небольшой водоплавающей уточки - чирок. Ее изображение выпекают в виде фигурного пряника и раздают всем, кто встретится на дороге. Так же коллекционерам народных обрядов может приглянуться и день празднования обряда "Колядки", проводимый здесь с огромным размахом 13 января.
Надеюсь еще попасть на эти праздники и порадовать вас красочными фото еще нескольких народных обрядов, справляемых с особым полесским колоритом.
В весенне-осеннее время, экскурсию по Тонежу можно включить в маршрут изучения еще нескольких интересных каменных крестов Лельчицкого района, про которые я напишу чуть позже.