Если взять Государственный список историко-культурных ценностей, то на долю Лельчицкого района приходится всего четырнадцать объектов, основную массу из которых представляют братские могилы. Казалось бы, что и смотреть нечего, но на мой вкус интересных достопримечательностей много и как бонус к их просмотру - непередаваемые природные ландшафты по дороге.
Этот полесский уголок богат не только военными действиями, но и отголосками язычества: множеством каменных крестов, затейливых валунов и старинных обрядов. В некоторых местах даже кажется, что язычество и не покидало границ этих поселений.
Начать обзор лельчицких интересностей я решила с самых известных достопримечательностей: каменного креста "Каменная девочка" и царь-дуба, про которые все только и говорят, когда спрашиваешь: "А что у вас можно интересного посмотреть?"
Мне очень нравится дорога из Турова в Лельчицы. Она такая тихая, я бы даже сказала пустынная, с радующими глаз пейзажами болотистой местности и сосновых лесов с песчаными холмами. Болотистые пейзажи не такие мертвые и пугающие, как большинство заболоченных мест, а яркие и сочные, что на них хочется смотреть не отрываясь. Я даже пару раз чуть не съехала в кювет, так засмотрелась.
Добраться надо было в деревню Данилевичи. Пошуршав страничками автомобильного атласа я увидела сравнительно короткую дорогу через деревню Симоничи и Шугалей. Судя по отметкам на карте, дорога значилась как хорошая грунтовая, но не тут-то было. На середине пути к деревне Шугалей дорога стала резко сужаться, хотя пейзажи продолжали радовать.
Возле Шугалей оказалось, что и деревни уже нет, даже заброшенных и разрушенных домов не осталось, все сравняли с землей. Только яблоневые сады разбросанные вдоль дороги и старый крест на въезде говорили, что раньше здесь была жизнь. За деревней хорошая дорога и вовсе закончилась и ушла глубокой ухабистой колеей куда-то вглубь леса. Пришлось возвращаться и ехать проверенным маршрутом через Дубницкое и Дуброво.
В Дубницком заехала посмотреть на археологический памятник "Курганный могильник средневековья 10-13 в. н.э." Захоронения древних славян представлены 8 курганами высотой 0.5 -0.7 м. и диаметром 0.6-0.8 м. Найти памятник было нелегко, так как он располагается на окраине леса. Один протрезвевший житель деревни изъявил желание прокатиться со мной на машине и показать где находится урочище Дубина, на котором значился памятник, но про сами курганы он ничего не знал. Мне пришлось плутать по лесу в поисках заветной таблички около часа. Если бы на помощь не подоспел лесник, направленный сочувствующим сельчанином, я бы так и уехала, не посетив захоронение.
Памятник оказался в плохом состоянии. Все курганы были разрыты черными копателями и разорены. Со слов лесника, памятник разорили еще 20 лет назад, но после этого там больше никто не копал. Глубину ямы можно увидеть на этом фото, здесь представлен самый высокий курган из группы. В центре где-то по пояс, оторвать бы руки этим старателям.
Обычно, древние славяне сооружали земляные насыпи - курганы над погребальной ямой как символ славы и памяти. Эти курганы не просто место погребения народов и сокровищ умерших, это культурное и духовное наследие наших предков. Вот откуда наша нынешняя традиция насыпать на могилке холмик, из самого начала начал. Думаю, что заехать и посмотреть на этот памятник стоит. Место внешне хоть и обычное, но выглядит атмосферно.
Данилевичи встретили меня заброшенными домами и белыми от песка ровными площадками, свидетельствующими о том, что и здесь оставленные дома стерли с лица земли. Эти песчаные пустоты смотрятся среди жилых домов как-то дико и неуютно. По дороге шла бабуля и я решила расспросить ее, как добраться до их каменной девочки и царь-дуба. Она радостно поведала мне маршрут и заковыляла дальше по своим делам. Все оказалось просто: следуй указателям к царь-дубу, в конце деревни возле лесхоза увидишь ограду с навесом, возле нее и будет крест, а дальше по указателям будет и дуб.
Следуя указателю, я свернула с главной дороги направо, проехала мимо красочного зеленого домика с нарядными окошками, на фоне которых алым цветом полыхали георгины.
Как ориентир можно выбрать пожарную вышку, она тоже приведет к кресту. Так давно хочется забраться на такую, полюбоваться горизонтами с высоты птичьего полета, сделать потрясающие кадры. Не могу удержаться, покажу, как мне показалось удачное фото той самой вышки)
Вот она, "Каменная девочка" за небесно-голубым забором. Раньше крест просто стоял на обочине дороги слева, теперь ему придали больше христианского смысла, рядом вкопали металлический православный крест, сделали навес с иконами. В таких дальних уголках Полесья христианство мало что изменило и не смотря на всю эту православную атрибутику, люди продолжают поклоняться кресту как каменному идолу, проводя целые обряды жертвоприношений.
Как и когда появился этот каменный крест никто толком не знает, но все местные старожилы наперебой рассказывают одну и ту же легенду.
Будто бы в 16-17 веке здесь было большое поле. Однажды, одна женщина жала рожь со своей дочкой подростком. Приближалась гроза. Нужно было спешить собирать снопы и мать поторапливала свою дочь, но та присела отдохнуть, сказав, что сильно устала. Мать рассердилась на ленивую девочку, не сдержалась и в гневе крикнула" А что бы ты, камнем стала!" В эту же минуту потемнело, грянул гром и со всех сторон заполыхали молнии. Когда небо прояснилось, то вместо дочери женщина увидела каменный крест.
Своими формами этот крест во многом напоминает фигуру человека с распростертыми руками, покатыми плечами и явно выделяющейся головой. Говорят, что по центру креста, как на груди у человека, явно просматриваются силуэты монист и нательного крестика. Лично мне удалось рассмотреть только крестик и что-то смутно напоминающее нитку с бусами, но если бы я не знала что искать, бусы не заметила бы.
Долго простоял крест в поле и только в начале 20 века местный священник решил перенести его на церковное кладбище. Как только крест перенесли, в деревне начались трагедии: пошел мор домашнего скота, в деревне случались частые пожары, гибли люди. Решив, что все дело в кресте, сельчане вернули его на место и несчастья прекратились. Теперь все знают: крест не трогай, быть беде!
Проходя мимо креста, каждый местный обязательно должен что-то дать "девочке", хоть пару семечек. Случилась беда, заболел кто, иди к "девочке", поговори с ней, попроси помощи и защиты, и обязательно дай ей что-нибудь. Вот и лежат у подножия креста конфетки, высохшая черника, гнилые помидоры, яблочки и всякая всячина. Вид у такой картины не очень эстетичный, съедобные подношения гниют, плесневеют, пахнут, конфеты тают на солнце.
Я бы все-таки поставила какую-нибудь керамическую емкость для жертвоприношений, как это практикуется у других культовых крестов. И жертва дана, и сохранена и вроде как вокруг все чисто и опрятно. Но это их традиция и не нам ее нарушать.
Весной и летом стоит "каменная девочка" нарядная, в ярких платочках, бусах и фартучках. По местному поверью нельзя трогать жертвы и одежды, чтобы не навлечь беду на деревню и на себя. Не смотря на это, любопытные туристы стремятся раздеть "девочку", что бы повнимательнее рассмотреть крест. Я местную традицию уважаю, хоть и не верю во все эти языческие штучки, отношусь к кресту как положено христианину относится к кресту, но одежки и подношения не трогаю. На фото видно, что кто-то до меня хозяйничал, снял фартучки, а назад не надел.
Меняют одежды один раз в год, во время проведения старинного обряда жертвоприношения на Пасху. Заранее женщины собираются в одном доме и подготавливают обрядовые атрибуты. Кто-то приносит вышитые полотенца, кто-то цветные платки, ткани, пошитые фартучки и украшения.
В субботу, накануне Пасхи, ранним утром, женщины идут к каменной девочке все вместе, но к кресту подходят каждая по отдельности. Вначале обязательно молятся Богу, просят у Бога и "Каменной девочки" прощения за все грехи тяготящие душу. Затем начинают снимать все одежды с креста, разговаривая при этом на разные темы. Снятые одежды и жертвы выносят за ограду и помолившись, сжигают, приговаривая: "Иди до Бога дымом". Затем "каменную девочку" переодевают в новые одежды, которые приносят с собой.
В воскресение, на Пасху, к "Каменной девочке" идут уже все жители деревни. Каждый старается придти пораньше, чтобы никого не было. Приносят "девочке" угощения: крашенные яйца, куличи, сладости и новые жертвы: платочки, ленты, фартучки, деньги. Каждый просит у креста о своем, наболевшем, украшает его, кладет жертву. Эти языческие обряды широко распространены и в наше время. Те же подношения можно встретить на могилах умерших.
Встретившись возле креста сельчане поздравляют друг друга с праздником, тем самым прощая друг другу обиды.
В деревне Боровое, недалеко от Данилевич есть своя "каменная девочка" с такой же легендой о ленивой дочке. К ней так же несут жертвы, просят, но такого обряда, как в Данилевичах нет. В Боровое я не попала, по хорошей дороге получается приличный круг, а мне надо было спешить. Да еще и царь-дуб ждал.
От креста к царь-дубу полем и лесом около 3,5 км. Дорога к нему ведет неплохая. Где-то читала, что проезд в этот лес на машине запрещен, но запрещающих знаков не видела. В любом случае можно доехать на машине до леса, а там до дуба остается прогуляться что-то около 1,5 км. Я так и сделал, побоялась ехать, не знала что там да как и пошла пешком. Кругом красота, яркие и сочные болотные пейзажи, красивые леса. По дороге можно встретить редкие дубы, грабы, лещину, рябину, грушу, бересклет, ясеневый лес, редкие растения, косулю и лосей. Назад пришлось тащить целый мешок с мусором, я же без мешков для мусора никуда, а мусора у нас везде хватает.
Царь-дуб на фото смотрится как малыш, но в реальности он впечатляет своими размерами. Высокий, стройный, такой гордый, он вырос на границе первобытной земли «дронвічау и драўлян ” и тянется куда-то ввысь. Верхушка дерева была сломана бурей в 1912 году, а когда в 1917 году свергли с трона Никлая ІІ, дуб назвали царь-дубом посчитав, что его сломанная вершина символизирует потерю короны Российской Империи. Этому малышу насчитывают больше 600 лет, в диаметре он 1,2 метра, в обхват 4,5 м, а в высоту 32 метра. Никто не мог на него залезть!
Наши далекие предки посвящали дуб богу грома и молнии - Перуну и называли это дерево «перуновым». В дубовых рощах они совершали жертвоприношения и другие священные обряды, созывали военные советы. Под сенью старых дубов собирались для решения серьезных дел князья и жрецы. Кто знает, какие священнодействия свершались в тени этого дуба.
Судя по монетам оставленным у дуба сюда приезжают гости из России и Европы, видимо кто-то придумал легенду про исполнение желаний у дуба. Теперь здесь загадывают желание и по традиции оставляют монетку, чтобы оно сбылось. Ходит в окрестностях еще одна легенда, будто бы немцы хотели царь-дуб спилить и вывезти в Германию, но партизаны его отбили. Точно известно, что под царь-дубом обедали командиры отрядов партизанского соединения С.А. Ковпака.
Куда же без наскальной живописи, все стремятся оставить и на теле дуба свой след. Надо придумать какие-нибудь ленточки с записками, чтобы эти первобытные "хомо сапиенс" могли оставить свой след в другом месте не причиняя вреда дубу и не уродуя ствол дерева.
ku_ku_lenaим бы руки оторвала за это, да и я тоже.
Есть в лельчицком районе еще немало каменных крестов и интересных мест, но про них я расскажу потом.
Друзья, не забывайте заходить в комментарии и делиться своими впечатлениями от прочитанного и увиденного. Мне важно знать, нравится вам этот материал или нет. И просто, мне будет приятно)))