В юго-западной Америке очень мало дорожных знаков. И самый главный и часто встречающийся из них - СТОП. Перед выездом на главную дорогу стоит знак СТОП. Перед выездом на равнозначный перекресток стоит знак СТОП с подписью "ALL THE WAY" - "со всех сторон". Кто остановился первым - тот проезжает первым, а если приехали одновременно - тогда проезжает первой помеха справа. Перекрестки с круговым движением начали появляться здесь совсем недавно, потому что на них все еще проще - кто на круге, у того и преимущество. Все остальные знаки понятно предупреждают либо о кривой дороге, либо о скользской дороге, либо о дороге под уклоном, либо о диких животных в целом или медведях в частности. О всех прочих опасностях или запретах пишут словами, например, "вязкая обочина", "внимание, падающие камни", "обгон запрещен", "ограничение скорости 35" или "дорога заканчивается в воде". Никаких треугольников с пиктограммами или комбинаций знаков, никаких синих кругов, перечеркнутых одной красной полоской или двумя - я до сих пор не различаю, остановка запрещена или стоянка. Если нельзя останавливаться или стоять, то так и написано - "No parking all the time". Прочитал это и не надо вспоминать уроки ПДД. "А если не умеешь читать?" - Резонно спросила Ира. Оказывается, в США трудности с чтением испытывает каждый пятый взрослый человек. Но этот рассказ не об этом, а об исправленном нарушении и отвратимости наказания.
Выезжали мы из Йосемити через перевал Тиога. Это самая высотная трасса в Калифорнии с высшей точкой в 3031 метр и потрясающими видами. Она открыта только несколько месяцев в году, с мая по октябрь, в остальное время здесь лежит снег. Указатели его глубины стоят на обочинах. И вот мы подъезжаем к изумительному озеру Тенайя (Tenaya Lake), а дорогу вокруг него ремонтируют, на обочинах отдыхает техника - дело было в субботу, и большими буквами везде написано - "No parking all the time". И приписка - "следующие 15 миль". И еще одна приписка - "В зоне ремонта штрафы за нарушения удваиваются". А вся обочина забита машинами неграмотных, но загорающих и купающихся людей. Мы читать-то умеем, но и водичка манит. "Разве ты не хочешь сказать, что купался на высоте в 2500 метров?" - подзуживала меня жена. Сказать я могу что угодно. На единственной, небольшой и еще недостроенной парковке свободных мест не было. Я приткнул кемпер рядом с кучей песка на неготовом еще пешеходном переходе, и мы пошли к озеру. "На выходных никто здесь не будет за неправильную парковку штрафовать, не волнуйся," - успокаивала меня Ира. Но когда я вернулся за пляжными стульями - мы решили задержаться на озере подольше, то дождался, пока одна машина уедет, и переставил кемпер на официальную парковку. На мое место сразу же встал другой кемпер с шумной немецкой семьей. Как они бегали по пляжу, кричали от возбуждения и радости, разрушили мою пирамиду из камней, неправильно припаркованные, было любо-дорого смотреть.
Теперь я могу сказать, что купался на высоте в 2500 метров. Вода теплая только у берега, а там где потемнее - веет ледяным холодом. Вокруг озера - гранитные глыбы гор, кое-где покрытые лесом, нереальные картины, как будто ты очки виртуальной реальности напялил и смотришь по сторонам. Но надо ехать дальше. Когда мы вернулись к машине, около немецкого кемпера стоял патрульный джип с мигалками и рейнджером. Это был момент моего личного триумфа! "Папка-то ваш в жизни разбирается, знает, где нельзя парковаться, чуйка на неприятности у него работает... На их месте могли бы быть мы!" - Все это произносится с дрожащей ноткой драматизма в голосе. Мы переодевались в кемпере в сухую одежду, грели сосиски в микроволновке для хот-догов и через окна с волнением наблюдали за ситуацией. Вот рейнджер сходил к озеру и позвал немцев, вот он начал заполнять какие-то бумаги, вот он пошел к другим машинам... "Может, тут вообще парковаться нельзя?" - Рассуждала вслух Ира. И тут ее осенило: - "Сейчас он всем штрафы повыписывает! Надо уезжать отсюда! Костя, садись за руль, поехали!" А мы же полуголые стоим, с хот-догами в руках, кетчуп открытый... Возникла небольшая паника, характерная для мелких жуликов, а не для взрослых, законопослушных и ответственных людей. Кто-то кого-то толкнул, прыснул кетчуп, шорты застряли на коленках, чья-то надкушенная сосиска упала и покати... В этот миг время в кемпере остановилось, все замерли и только глазами проводили патрульную машину, которая проехала мимо нас, поднялась на дорогу и скрылась из виду за деревьями. Сосиска докатилась до сандаля и остановилась. Время снова пошло, мы вернулись к жизни, облегченно вздохнули, спокойно перекусили, собрались и поехали дальше по перевалу. Наказали немцев штрафом или нет, мы так и не узнали. По-моему, нет.
Когда на горной дороге за тобой собираются пять машин, нужно притормозить в специальном месте и пропустить машины. Можно также остановиться и посмотреть в бинокль на горные склоны - нет ли там медведей?
Медведей там нет.
Вот такая площадка для пропуска машин.
Зато есть офигительные горы.
Это видна вершина Халф-Дом - половины купола из долины Йосемити.
Впереди синеет озеро Тенайа.
Всё это видно с парковки Olmsted Point - площадки обозрения и начала нескольких пешеходных маршрутов.
На озере Яша построил пирамиду из камней.
Я тоже построил пирамиду из камней.
Ее потом немцы и разрушили.
Ах, да, горы... Горы там вот такие!
И вот такие!
И вот такие, они кажутся маленькими только потому, что находятся далеко.
Поворачиваться к таким горам спиной - это преступление, на них надо смотреть.
Остановка у безымянного зеркального озера.
И сразу за высшей точкой перевала. Почему Моно, а не Стерео? Это административная граница района, названного в честь соленого озера Моно. О нем - в следующем посте.
Скриншот с телефонного высотомера.
И еще одна остановка у совсем другого озера. Пейзажи сменяются очень быстро.
У таких парковок часто стояла надпись "Наблюдение дикой природы". Мы долго смотрели, но заметили только купающихся туристов.
И белоголового орлана. Но, хотелось, конечно, увидеть медведя.
Памятный знак перед спуском с перевала Тиога, построенном в в 1883-1910 годах.
Машина на дороге заметна, только если хорошо присмотреться.
На самом деле ни дороги, ни машин на ней почти не видно.
Вообще, как будто здесь людей нет и никогда не было.
Но люди здесь были, вот доказательства.
А мы приехали в городок Lee Vining, на берегу озера Моно.
Продолжение следует...