Когда я сказал детям, что мы поедем на Крузенштерн, оба в один голос закричали "Миша-а!" И уже поднявшись на борт, пока Лена со своей подружкой крутили декоративный штурвал, Яша первый увидел старшего боцмана на корме и с разбегу на него запрыгнул. После приветствий и обниманий дети увели Мишу к нему же в каюту, где почти все время играли на компьютере по очереди, стреляя разноцветными шариками по другим шарикам. "Всё, Яша, кирдык тебе! - говорил Миша, пододвигая под себя стул, - вот теперь смотрите и учитесь!" А потом выходил покурить на корму и говорил: "В каюте все нормально - детский сад." После обеда мы еще успели прокатиться на колесе обозрения, проводили Крузенштерн, Мир и мексиканский Куауатемок, покидавшие Антверпен вместе с другими парусниками парадом (про него будет отдельный пост) и потолкались на причале у лотков с капитанскими кепками и книгами про паруса. Все это было в воскресенье, а в субботу я забрал к себе в гости трех боцманов - Сашу Лесникова, Владика Коновалова и Мишу Привалова, и мы почти весь день провели вместе. Мне хотелось сделать что-то для них.
В этом году регата больших парусных судов (когда спонсором регаты был виски Cutty Sark, она называлась Cutty Sark Tall Ship's Race, а сейчас алкогольный напиток из названия убрали) проводится в шестидесятый раз, парусники из Антверпена пойдут сначала в Лиссабон, а затем - в Кадис и Ла-Корунью. Крузенштерн же в парусной гонке участия не принимает, барк после нескольких европейских портов должен был в начале сентября вернуться в Калининград на празднования своего 90-летия. Но планы изменились, рейс продлили на два месяца для участия в Черноморской Регате Больших Парусников по маршруту Констанца (Румыния) - Новороссийск - Сочи - Варна (Болгария). И никто этому так не радуется, как Олег Кучеренко. У него дочь живет в Сочи и в августе обещает сделать его дедом. "А что я к ней на поезде поеду или на самолете полечу, трястись там еще... Приду, как нормальный чел, на паруснике," - говорит Олег. В этом году будет 20 лет, как Игорь Майоров работает на Крузере, и 30 лет, как он ходит в море. У Влада Коновалова сегодня День рождения у дочки, пять лет исполняется. И только у Миши Привалова нет круглой даты, если не считать 2,5 лет до пенсии. Эти четыре человека из экипажа парусника плюс капитан Михаил Еремченко еще 15 лет назад участвовали в
регате Cutty Sark Tall Ship's Race 2001, фотографии с которых, где они периодически мелькали, я только что закончил выкладывать.
Не было на борту Крузенштерна только еще одного моего друга - Юры Юрова. Оказалось, что он по стечению обстоятельств вынужден был поменять четыре мачты на три и уйти работать на Мир. Я вернул своих боцманов на Крузер, шел к машине мимо Мира и попросил вахтенного у трапа позвать Юру. А он меня проводил прямо к нему в каюту, где Юра в это же время рассказывал своим гостям как раз про меня. Мы же с ним пришли на Крузенштерн в одном рейсе. Я - после учебы в Академии и двух месяцев оббивания порогов кадрового отдела, Юру в последний день перед отходом в море взяли для комплектации палубной команды. "Я думал - схожу на пару месяцев, а остался на девять, до конца года, - рассказывал нам Юра. - На зиму улетел в Монте-Видео работать, а когда вернулся, то думал, что Крузенштерн уже давно ушел в море. Тут звонок в дверь. Открываю - а там стоят Серега Осов и Леня Шулюк, и один другому говорит, даже на меня не смотря: "А ты говорил - не найдем." После этого Юра проработал на Крузере еще дюжину лет. Я вот теперь думаю - раз у меня свой человек на Мире есть, надо попросить его как-нибудь показать мне весь парусник. Я пока там по коридорам шастал, много интересного заметил.
Но хватит разговоров, пора приступать к фотографиям за два дня, после которых мне трудно было вернуться к обычной жизни. Не на шутку разыгралась ностальгия, до мурашек по коже и комка в горле от трех прощальных гудков уходящего от тебя парусника....
В субботу в семь утра я был уже в Антверпене, на другом берегу канала, чтобы посмотреть на Крузенштерн в лучах восходящего солнца. Кафедральный собор и Мир сквозь мачты яхтенного клуба.
Крузенштерн, Мир и Куауатемок рядом друг с другом на набережной.
Я вернулся на нужный берег и пошел к Крузенштерну.
Куауатемок - трехмачтовый барк мексиканских ВМС, спущенный на воду в 1982-м году. Предназначен для прохождения плавательной практики курсантов ВМФ. Порт приписки - Акапулько. Длина - 67,2 метра, ширина - 12 метров, экипаж - 186 моряков и 90 курсантов.
Назван парусник в честь последнего предводителя ацтеков Куауатемока, казненного в 1525-м году.
Мексы - гордый народ, у них в порту всегда висит огромный флаг с полкорабля.
Следующий - Мир. Учебный трехмачтовый корабль (фрегат), построен в 1987-м году в Гданьске. С 2014-го года принадлежит "Росморпорту". Считается самым быстрым парусников в мире. Длина судна - 109,6 метра, ширина - 14 метров, экипаж - 55 человек, курсантов - 96 человек (сравните с мексиканским парусником).
И вот, наконец, Крузенштерн. Четырехмачтовый барк, спущен на воду 23-го июня 1926-го года, назван в честь русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Длина - 114,5 метра, ширина - 14 метров, экипаж - 80 человек, курсантов и практикантов - 120 человек (сравните с мексиканским парусником). А кто это там стоит на корме в зеленой футболке?
Это Олег Иванович, будущий дедушка. Олег, обещаю, в следующий раз прокатимся на мотоцикле!
Рабочая группа курсантов начищает цветной металл до блеска.
А в свободное время курсанты ловят бесплатный городской интернет.
С Сашей, Владом, Мишей, Ирой, Леной и Яшей мы съездили на вишневую ферму.
Правда, нарвать вишен не дали, предложили только купить.
А на экскурсионный трактор была такая очередь, что ждать не было смысла.
Взрослым развлечений немного, зато детям хорошо.
Лена сваляла себе браслет на руку.
А Яша сделал свечку из пчелиного воска.
Четыре мушкетера. Мы съездили еще с Леной в манеж на урок верховой езды и поужинали у нас дома. На фотки не сподобился.
Вернулись в Антверпен. На набережной все свои, с парусами...
Влад дежурит с ключами от всех дверей наружного контура.
К Мише пришли гости с Мира, да и мне пора было возвращаться домой.
Но уезжать не хотелось. Мачты, небо, закат не отпускали.
Линии, фигуры и цвета Крузенштерна и Мира.
С Юрой Юровым около его каюты.
Вот такие реликвии висят в коридорах Мира.
И флаги последних регат.
Паутина брасов.
Куауатемок покажет себя во всей красе завтра, на параде парусников.
Воскресенье. Ленина подруга аргентинских кровей Зоуи приехала на Крузенштерн вместе с нами.
Груз в цветах российского флага.
Яша увидел на корме Мишу и убежал к нему.
Зоуи в первый раз был на паруснике и мы ее по туристическим маршрутам провели.
Пожарный шлем в музее.
Печать с Крузенштерном каждому ребенку на руку от Игоря Майорова.
Я дома на ужин иногда два-три перца чищу, а на камбузе их целая раковина!
Брасы второго грота.
И кофель-нагельная планка с металлическими нагелями для гитовых и деревянными нагелями для горденей, чтобы их в темноте можно было на ощупь отличить друг от друга.
Запрещающие, предупреждающие и разрешающие таблички.
Это туалет, если что.
Курилка.
Настал момент расставания. Теперь только в следующем году увидимся.
Не только мы, но даже Зоуи на прощание Мишу обняла.
Продолжение - парад парусников - следует...