Вопросы пауэрлифтинга. Возраст.

Jul 13, 2012 22:30


  К вопросу о генетической одаренности в пауэрлифтинге.

Краткое предисловие.

Данная статья является репликой в диалоге с czeburek по поводу ранних успехов в пауэрлифтинге представительниц женского пола http://ru-healthlife.livejournal.com/3283828.html , и отражает мою позицию по этому вопросу.



Мне достаточно часто приходится слышать разговоры людей как далеких, так и близких к силовому спорту, о генетической одаренности того или иного спортсмена (спортсменки) высокого (и не очень высокого) уровня.  Обсуждения, как правило, начинаются с оценки спортивных достижений атлета и попыток понять, чем обусловлен показываемый им результат. В этих спорах одни отдают предпочтение внешним факторам, таким как труд, воспитание, тренировка, другие ставят во главу угла наследственность и талант.
Являясь представителей одной из силовых спортивных дисциплин, пауэрлифтинга, считаю возможным обозначить собственную точку зрения на вопрос одаренности в данном виде спорта.
Для начала определим пауэрлифтинг как спортивную дисциплину, что можно сделать по итогам анализа диссертационных исследований в области медицины, биологии, педагогики. Результаты анализа позволяют с большой уверенностью охарактеризовать пауэрлифтинг как силовой вид спорта с ярко выраженной скоростно-силовой составляющей.
Опираясь на данное определение, и учитывая два имеющихся фактора оценки спортивных достижений («внешние» и «внутренние») уточним их составляющие.
Для «внешних» факторов для меня значимыми являются окружающая среда и личность тренера.
Об окружающей среде можно говорить много и пространно, скажу кратко: окружение должно мотивировать на спорт, ЗОЖ, и т.д. как положительным, так и отрицательным примером. Если окружение аморфно и плазмодийно, таковы будут и составляющие его элементы.
Теперь о тренере. Только компетентный тренер сможет своевременно направить начинающего спортсмена в русло действительно серьезной работы. Только грамотный тренер оценит возможности ученика, поставит цель и предложит задачи, решение которых приведет к достижению этой цели, найдет педагогические, психофизиологические, психофизические средства, методы, формы и способы воздействия на организм спортсмена.
«Внутренние» факторы. К данной группе я бы отнес композицию мышц (количественный состав быстрых и медленных волокон), особенности прикрепления связок и сухожилий, длину тела и конечностей, морально-волевые качества.
Идеально сочетание описанных факторов и создает спортсмена экстра-класса, при этом сформировать такое сочетание в отношении одного человека очень проблематично. Вот и получается на практике, что преобладают либо «внешние» либо «внутренние» факторы.  
И все же, в дискуссиях о генетической одаренности часто забывается тот факт, что одаренность эта рассматривается «по факту», т.е когда спортсмен уже показал рекордный результат, и что на начальном этапе тренировок определить ее практически невозможно, поскольку психофизиологическое развитие организма человека может проходить неравномерно.
Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития тех или иных психофизических качеств, Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей.
Иногда такой путь развития является более перспективным, однако, отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.В целом же, временные рамки развития психофизических качеств таковы:
Таблица 1. Юноши


Таблица 2. Девушки


Переходя к генетической предрасположенности юных женских дарований, остается только порадоваться за своевременное начало тренировок, совпавшее с сенситивными периодами развития важных для пауэрлифтинга силовых и скоростно-силовых качеств, и обратить внимание на то, что генетическая предрасположенность здесь совсем не при чем, и что семимильные шаги прогресса к моменту окончания указанного периода наверняка станут значительно короче, а там и «отстающие» подтянутся.

Использовалось: 
   1) Гистология (Глава 7). Учебник для вузов. Под редакцией проф. Э.Г. Улумбекова, проф. Ю.А.Челышева. Москва. ГЭОТАР-МЕД 2001.
  2) Физиология человека. Под редакцией Р. Шмидта, и Г. Тевса. Том I (Глава 4). Москва, издательство "МИР", 1996.
http://antidoping-center.narod.ru/clean/genetika.html
http://www.fizkult-ura.ru
http://bmsi.ru/doc/ba646eec-dfff-4eb7-bfdd-a2d2493d4cb7

ПАУЭРЛИФТИНГ

Previous post Next post
Up