В первой статье «методологических основ…» мы рассмотрели спортивную подготовку в пауэрлифтинге с позиций системного подхода к ее моделированию, а также определили некоторые положения разработки ее модели.
На основании этого мы можем предположить, что обучение, воспитание и тренировка в пауэрлифтинге зависят от множества факторов, в той или иной степени влияющих на них. В этом случае регламентация многочисленных воздействий на спортсмена, формирующих у него определенные установки на отношение к процессу спортивной подготовки становится невозможной, что делает данный процесс открытым, нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся обстоятельств.
Проявляющееся при этом соотношение управляемости и спонтанности процесса спортивной подготовки в пауэрлифтинге как системного педагогического объекта может быть изучено с использованием синергетики (от греч. «синергейя» - совместное действие, сотрудничество)- единого подхода, рассматривающего системы, в которых совместное функционирование множества составляющих их компонентов порождает новые свойства данных систем на более высоком качественном уровне.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что синергетика предстает перед нами в качестве современной теории самоорганизации систем, нового мировидения, связываемого с исследованием феноменов нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (концепция Ананьева-Пригожина), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции».
Особенностью данных процессов является их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды, происходят в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связаны с переходом от неустойчивости к устойчивости.
Концептуальная новизна идей синергетики связана с признанием способности различных систем к самоорганизации и саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей, что может способствовать глубокому познанию сложноорганизованных, нелинейных, открытых систем, в том числе системы спортивной подготовки в пауэрлифтинге.
Учитывая данную позицию, а также принимая во внимание сущность понятия «синергетика», при моделировании спортивной подготовки в пауэрлифтинге как саморазвивающегося и самоорганизующегося за счет собственных структурных компонентов, функционирующих совместно друг с другом и с окружающей средой, сложноорганизованного, нелинейного, открытого системного педагогического объекта, мы можем предполагать возможность возникновения новых свойств данной системы в рамках расширенного (трансдисциплинарного) поля синергетики.
Помимо возникновения новых свойств, трансдисциплинарное поле синергетики позволяет нам моделировать спортивную подготовку в пауэрлифтинге на нескольких уровнях, с привлечением в педагогику научного потенциала психологии и физиологии, при условии их дисциплинарного равенства.
Необходимо уточнить, что при реализации избранного нами пути важно придерживаться точных описаний и объяснений в границах привлекаемых дисциплин, а также собственных целей и проблем.
Изучение работ, посвященных различным аспектам теории эволюции и самоорганизации нелинейных, открытых системных объектов с педагогической точки зрения дает нам возможность выделить основополагающие принципы синергетического подхода при моделировании спортивной подготовки в пауэрлифтинге: принцип устойчивости-неустойчивости, необходимости и случайности, принцип резонансного воздействия, принцип саморазвития и самоорганизации.
Поскольку в процессе моделирования спортивной подготовки в пауэрлифтинге исходное состояние ее компонентов является неустойчивым за счет неорганизованных и спонтанных устремлений обучаемого (спортсмена), это предопределяет возникновение проблемных ситуаций неопределенности, отсутствие единого решения проблемы спортивной подготовки.
В подобном состоянии возможно появление случайных воздействий как внутри, так и извне, способных изменить работу системы в целом за счет микроскопического явления.
Данные случайности влекут за собой критический момент многовариантности будущего развития, определяемый как точка бифуркации.
Именно в этой точке система должна сделать выбор направления, по которому пойдет ее дальнейшая эволюция, в связи с чем сообразно с конечной целью функционирования спортивной подготовки как системного объекта, становится очевидной необходимость выбора траектории, ведущей его к аттрактору, соотносящемуся с целью и задачами системы в целом, обладающему новыми свойствами и предельному для выбранного варианта эволюции стабильному состоянию, по отношению к которому другие состояния являются переходными, промежуточными. Здесь возникает проблема определения источника воздействия на компоненты спортивной подготовки в пауэрлифтинге, а также на спортивную подготовку в целом, способного повлиять на объективный выбор траектории.
Таким источником, на наш взгляд, должен стать тренер-преподаватель, который, руководствуясь педагогическими принципами, знаниями закономерностей психологических и физиологических процессов развития индивида, точным аналитическим расчетом и выверенными нормативами, возможностями прогнозирования конечного результата спортивной подготовки в пауэрлифтинге, осуществляет функцию управления.
Реализация указанной функции, влияющей на компоненты спортивной подготовки и способной оказывать на нее гармоничное резонансное воздействие, выражается в следующих соотношениях элементов данного системного объекта: «субъект-форма», «субъект-средство», «субъект-метод». При этом эффективность данного воздействия определяется не столько его силой, сколько способностью источника реализовать принципы системного подхода к моделированию спортивной подготовки студентов в пауэрлифтинге, результатом чего становятся процессы, способствующие поддержанию оптимального функционирования, саморазвития и самоорганизации этого сложноорганизованного, открытого, нелинейного педагогического объекта.
Синергетика в этом случае выступает как общенаучная основа для прогностической и управленческой деятельности, так как ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы.
В итоге моделируемый объект достигает аттрактора, где проявляются его новые свойства, предполагающие организацию процесса спортивной подготовки в пауэрлифтинге с позиций расширенного научного мировоззрения: универсальность, стабильность, прогнозируемость, результативность.
Таким образом, следует обозначить наличие взаимодополняемости системного и синергетического подходов к моделированию спортивной подготовки в пауэрлифтинге как к воздействующему на спортсмена и имеющему возможность эволюционировать открытому, нелинейному сложноорганизованному системному педагогическому объекту.
Продолжение следует…