О матчах Мировой Лиги Россия - Сербия.
Двухдневный реванш сборной России против сербов в рамках юбилейного розыгрыша мировой лиги состоялся в Сургуте, как и предыдущий уикенд против сборной Болгарии. Сербы пожаловали на земли Югры общепризнанно в статусе более серьёзного соперника, чем болгары, находящиеся сейчас в печальном разладе и погрязшие в междоусобицах. Сербы же, напротив, переживают некий пассионарный подъём, позволивший им практически за один сезон закрыть разом все проблемные позиции в своей команде. До предпоследнего игрового тура они делили звание самой сильной команды нашей группы с американцами, но, уступив команде звёздно-полосатых в гостях, заняли второе место в опасной для них близости от сборной России. И матчи в Сургуте были жизненно важны для нашей команды, поскольку позволяли либо занять второе место в группе, либо отдать судьбу путёвки в финальный этап мировой лиги в руки внешних сил.
При рассказе об этих матчах важно следовать не столько за ходом игры, сколько за тем, как решались нашей командой и тренерским штабом те или иные проблемы, и отталкивать уже от этого, как от первопричины всего происходившего в эти дни на площадке. Подход этот тем более полезен, что в конкретном случае он становится очень наглядным, поскольку основной задачей нашей команды на весь тур было попытаться сдержать диагонального сербской команды Александра Атанасиевича, доставившего нам столько проблем в гостях. Первая партия матча свидетельствовала об этом со всей ясностью и очевидностью: неудержимый диагональный гостей набрал за первый сэт аж 12 очков! Одиннадцать в нападении и одно с помощью силовой подачи. К слову наша команда владела небольшим преимуществом практически на протяжении всей дебютной партии, но две ошибки нашего доигровщика Дениса Бирюкова - атака сперва в тройной блок, а затем в аут в надежде попасть по кончикам пальцев блокирующих позволили сербам сравнять счёт 20:20. Затем сербы набирают ещё одно брейковое очко из-за некачественного приёма Сергея Савина. И после завершающим аккордом последовала атака Бирюкова с отведённого мяча в центр сетки 20:22. И, как говорится, в этот момент определённо запахло жареным. Но усилиями более удачливых в этот день нападающих нам всё-таки удаётся вывести эту партии на баланс, и удивительно упорная игра продолжилась уже за пределами стандартных 25 очков. И после этого ошибки начинаются у прежде безукоризненно действовавшего диагонального гостей: сперва блоком Атанасиевича прихватывает Денис Бирюков 28:27, затем Дмитрий Мусэрский блоком на Атанасиевича вновь возвращает утраченное было нами преимущество 31:30. Нельзя при этом сказать, что основной бомбардир наших противников как-то выпал из игры, например в конце партии он забивает из непростой для себя четвёртой зоны, сравнивая счёт 35:35. Просто, когда игра идёт на больше-меньше, цена каждой ошибки возрастает многократно, а человеку, как известно, свойственно ошибаться. Другое дело - команда, команда может стать механизмом, машиной, действующей практически безошибочно, отдельному игроку это недоступно. И сборная Сербии, сделавшая ставку на отдельного игрока, проигрывает первую партию 37:35.
Специалисты и любители волейбола, между тем, не перестают удивляться стремительному прогрессу Александра Атанасиевича уже на взрослом уровне - на уровне национальных команд. Лично у меня отношение к нему менялось буквально каждый сезон. Восторг и удивление от интересного дебюта Александра в основной сборной перед Олимпиадой в Лондоне и его соперничества с несколько наскучившим всем диагональным Сашей Старовичем. Разочарование и осознание некоторой ограниченности этого нападающего в сезоне 12-13 и понимание того, что место основного диагонального в «Скре» он занимает не по праву, ведь в реальности Мариуш Влажлы играет заметно ярче и сильнее в нападении. И вновь впечатляющий рывок Атанасиевича в сезоне 13-14, когда он обосновался в сербском анклаве серии А1 - итальянском клубе «Перуджа». После этого его прогресс и его стремительный взлёт рождали чувство восторга у всех неравнодушных к красивому волейболу. Но одно дело игра в клубе, пусть даже и финалисте кубка Италии и плэй-оффа итальянского чемпионата, и совсем другое дело - это мировая лига. Но и тут, как мы видим, серб не оплошал. Подобно всем диагональным по-настоящему высокого уровня, его игра не сводится к какому-то одному направлению атак, к одной тактике или одному типу удара. На протяжении первой партии он атаковал из второй зоны по ходу и по линии примерно поровну. Причём мастерством ювелирных атак по линии он лишь немного уступал нашему Николаю Павлову. Без видимых сложностей Атанасиевич проходил неудобную для диагональных четвёртую зону, стоит, впрочем, отметить, что проблемы данной расстановки обозначились уже во 2-ом матче этих команд. Коньком Александра и одним из самых сильных его качеств всегда была игра на организованном блоке. Как умудряется он так чётко отыгрываться от рук блокирующих так, что мяч, будто радиоуправляемый, ищет огрехи в построении блока и послушно залезает под руки наших блокирующих или отскакивает далеко в аут? Я не знаю чего тут больше - мастерства, осмотрительности, здоровой наглости и уверенности в своих силах или скорости выхода и под мяч и поставленной техники? Пусть об этом нам расскажут волейболисты, игравшие против него на блоке.
По итогам первой марафонской партии стали очевидны проблемы в игре нашего доигровщика Дениса Бирюкова, который практически ничего не мог добить до пола. Он блестящим образом провёл первую половину интерконтинентального раунда мировой лиги, а вот сейчас, может быть, начался небольшой спад. С другой стороны, об уязвимости игрового стиля Бирюкова в играх против подвижных команд с хорошей обороной мы с вами уже говорили, обсуждая матч сборных России и Болгарии. Сербы, как никто другой, готовы поднимать эти скидки Бирюкова, бороться с ним на сетке и смягчать его удары блоком. Сербам очень хорошо знаком такой стиль игры, они знают его изнутри. Вспомните хотя их доигровщиков Горана Вуевича и Слободана Бошкана, владевших арсеналом ещё более богатым, нежели Бирюков. Да и ныне в составе сборной Сербии присутствует буквально стилистический двойник Бирюкова - Неманья Петрич, который по иронии судьбы провёл также удивительно блёклый для себя матч. Так по итогам продолжительной первой партии у Петрича в активе было всего лишь 2 очка!
А вот у нас на протяжении всего матча очень достойно выглядел Сергей Савин, причём практически во всех компонентах игры. Некоторым это дало повод сравнивать Савина с выбывшим по причине травм Евгением Сивожелезом, что, конечно, очень далеко от истины. При этом чертой, роднящей этих двух доигровщиков сборной, называют качественный приём. Тогда как это не более чем статистический трюк: в реальности Савин не обладает таким уж надёжным приёмом, просто команды противника, проведав об этой его слабости, начинают в большом количестве сыпать в него слабой подачей, лишь бы она попадала точно по адресу. Савин справляется с не самыми сложными подачами, попутно обретая неплохую уверенность в своих силах. Сила же Савина в его мощном нападении, способности играть, если и не с высоких медленных передач, то снимать мяч на довольно приличной высоте - это он точно умеет!
Вторая же партия складывалась для нашей команды куда как проще, чем стартовый сэт. И связано это было во многом с произведённой Игорем Колаковичем заменой доигровщика Уроша Ковачевича на более опытного Милоша Никича.
Вообще же, сразу после объявления составов команд на эту мировую лигу стало очевидно: сербы обладают на данный момент самой сильной и разнообразной линией доигровщиков среди всех команд. И это можно назвать второй по сложности проблемой, стоявшей перед Андреем Воронковым. Как противостоять и как грамотно подготовиться к такому разнообразию? Опытные Никола Ковачевич и Милош Никич, отличающийся резкостью в нападении, леворукий вундеркинд Урош Ковачевич, высокий и великолепно оснащённый технически Неманья Петрич и набирающий вес в европейской табели о рангах Марко Ивович с сумасшедшей пушечной подачей.
Так вот выход Никича несколько ослабил приём и, как ни странно, нападение: хорошо изученный по ходу клубного сезона в играх за «Губернию» нашими статистиками Никич с завидной регулярностью попадал в монолитный блок сборной России. Да, быть может, Урош добивал до пола не больше, но он лучше справлялся с задачей не проиграть розыгрыш. Во многом, именно из-за ошибок Милоша на табло во второй партии зажёгся счёт 11:6 в нашу пользу.
Также стало окончательно очевидно, что с заметно меньшей эффективностью у сербов действуют нападающие первого темпа. Им меньше пасовали, и с меньшей эффективностью они эти редкие моменты реализовывали. Но тут надо отметить не самый понятный для меня момент: без замен на позиции центрального блокирующего отыграл Сречко Лисинач, тогда как Марко Подрашчанин заменил впоследствии Драгана Станковича. Не самый понятный шаг Игоря Колаковича: всё-таки основной парой центров сербской сборной на протяжении нескольких лет подряд являются центральные «Мачераты», почему вдруг предпочтение стали отдавать Лисиначу? Да, он был лучшим блокирующим Чемпионата Европы 2013 года, но в нападении он смотрится пока слабее уже упомянутых центральных. И не грядёт ли очередная революция в составе сборной Сербии, благодаря которой некоторое время назад своего места в сборной лишился Новица Бьелица? Пока общепризнанным авторитетам грозит только Лисинач, но ведь есть ещё и Милан Рашич…
По ходу второй партии продолжать блистать неутомимый Атанасиевич, но у нас ему отвечала тройка бомбардиров в лице Павлова, Мусэрского и Савина, а бороться с угрозой в лице трёх нападающих не в пример сложнее, чем с угрозой в лице одного, пусть даже и такого высококлассного нападающего, как Александр Атанасиевич. Именно надёжность упомянутого триумвирата, а также прессинг на подаче и предопределил уверенную победу во второй партии со счётом 25:15.
Третья же партия проходила немного по иному сценарию, нежели вторая. С самого начала мы получили определённое преимущество благодаря искусной подаче Павлова по второй зоне. Причём с подачей не справился вернувшийся в состав сборной Сербии мастеровитый либеро Росич 4:2.
Гранкин даёт реабилитироваться Бирюкову, сперва выводя его на одиночный блок, а затем играя с ним вход в зону. В обоих случаях атакам Дениса сопутствовал успех 5:3.
Дважды в нападении ошибается Лисинач, один раз атаковав в аут переводом влево, в следующем розыгрыше - в сетку, уводя мяч от рук Мусэрского, 7:3. При этом он успел войти в элитный клуб центральных блокирующих, останавливавших блоком самого Мусэрского!
В этот момент становится заметно, насколько нашим крайним нападающим легче играть, когда внимание от них отвлекает угроза имени Мусэрского, именно таким образом удаётся реализовать Савину атаку из четвёрки 8:5.
Эйфория после атаки Атанасиевича в аут сменяется практически паникой в рядах нашей команды, после трёх блоков подряд на наших игроков: одного на Павлова и двух на Бирюкова 11:10.
Окончательный финишный рывок наша команда предприняла на подачах Павлова с задействованием пайпов Сергея Савина и успешными атаками появившегося на площадке Дмитрия Ильиных 17:11.
А после были две подряд в аут атаки Александра Атанасиевича в аут 22:14, после которых было много споров на пустом месте и непонятных претензий от Игоря Колаковича. Завершилась же партия красивой и однозначной, как и исход всего матча, атакой Николы Ковачевича в блок 25:16!
На следующий день в соответствии с регламентом мировой лиги проводился второй матч этих же соперников. На этой раз сербы сыграли более стабильно без таких срывов, которые мы наблюдали во 2-ой и 3-ей партиях предыдущего матча, но не было и такой феерической партии, как на самом старте первого игрового дня. Все сэты давались сборной России в борьбе, но на протяжении каждого из них наши волейболисты имели преимущество в несколько очков. Единственный форс-мажор произошёл во втором сэте, когда счёт в партии перевалил уже двадцать и сербы настигли нас в стремительном броске, которому изрядно поспособствовала и ошибка судей, не заметивших очевиднейшее касание мячом блока после атаки Дениса Бирюкова. Но, тем не менее, и вторая партия осталась за нами 27:25!
Со стороны нашей команды матч проходил в тех же составах, единственным отличием от первого матча стала более ранняя замена игравшего с переменным успехом Бирюкова на застоявшегося в квадрате запасных Дмитрия Ильиных. Но войти в игру у него получилось далеко не сразу. Так концовку второй партии он провёл на голодном пайке в смысле набираемых очков. Лишь в третьей партии он со скрипом втянулся в игру, и по новой завертелись гигантские шестерни механизма под названием “Волейбольная сборная России”. Самое интересное, что с мёртвой точки ему позволила сняться передача, отданная в аварийной ситуации его партнёром по «Белогорью» Дмитрием Мусэрским. И потом пошло-поехало: были и вход в зону, и многочисленные атаки с задней линии пайпом, были и выигранные в нападении очки из очень непростых ситуаций, когда Ильиных приходилось атаковать буквально с места, но и тут он держался молодцом. Правда, в определённый момент могло показаться и не небезосновательно, на мой взгляд, что взаимодействие Ильиных и Гранкина пока не на высоте, и белгородец, чтобы подстраховаться, пораньше выбегает к сетке и дожидается передачи от нашего пасующего уже там. В любом случае, это значит только то, что у нас осталось ещё пространство для прогресса! В итоге же Ильиных стал самым результативным игроком нашей команды в 3-ей партии.
Наш Голиаф - Дмитрий Мусэрский несколько скромнее отыграл в нападении по сравнению с первым матчем. Это можно связать с тем, что всю игру на площадке провёл центральный Марко Подрашчанин, отдыхавший в первом матче. Правда, по моим наблюдениям, Лисинач доставлял белгородскому центральному больше проблем, чем Подрашчанин. Но Мусэрский сполна взял свою дань с сербских волейболистов блоком и подачей.
Доигровщика Уроша Ковачевича со второй партии подменял Милош Никич. Младший брат Николы Ковачевича полностью провалился в нападении. Причём не всё было так трагично, как это можно было бы себе представить. Просто Урош ничего не мог добить до пола - 2 очка в нападении из 11 попыток - это очень красноречивый результат действий российских блокирующих. Дело в том, что в ситуациях с широкой передачей в четвёртую зону леворукому нападающему, достаточно хорошо закрыть блоком линейное направление, а центральному просто грамотно пристроиться к крайнему, именно это с блеском проделывали наши волейболисты. Положение усугубляла ещё и возможная травма младшего из Ковачевичей: до квадрата запасный он шёл, прихрамывая, а когда время его пребывания на площадке истекало, он сидел, прижимая к колену пакет со льдом.
Существенной переменой у сербов по сравнению с первым матчем был выход в стартовом составе Марко Ивовича - одного из открытий этого сезона и главного героя финальных матчей Кубка ЕКВ, где он стал лучшим бомбардиром в составе победителей - клуба «Пари Воллей». Подвижный, резкий и координированный доигровщик сборной Сербии оставил, пожалуй, что неплохое впечатление от своей игры. Единственное, что за весь матч он набрал только 6 очков, и так и не сумел навести на цель свою “Большую Берту”! Я говорю, конечно, о знаменитой подаче Марко Ивовича, сильнейшей, вероятно, подаче во всей сборной Сербии. Но при такой скромной на фоне Атанасиевича результативности, невысокой эффективности атак и не самом уверенном приёме, для фактически дебютанта сборной, а раньше он выходил исключительно на подачу, он держался удивительно неплохо. Николе Йововичу следовало бы внимательнее относиться к своим коллегам по сборной, прочувствовать этот момент и заиграть Марко по полной, дать ему несколько передач просто для того, чтобы он вошёл в игру.
Зато свою игру, в том числе и на подаче, очень хорошо поймал наш диагональный Николай Павлов, по качеству игры в нападении ничем не уступавший уже Александру Атанасиевичу. Про последнего у нас в России есть отличная поговорка, говорящая, что «Один в поле не воин». Силы Павлова сборная не расходовала впустую, а приберегала на самые сложные моменты, задействовала его великолепный игроцкий талант лишь в подходящих для этого случаях. Гранкин вызывал его своими передачами с видом фокусника откуда-то с задней линии площадки, и тот появлялся с непостижимой скоростью вдруг у сетки, как горный дух, как гуль, вызванный заклинателем духов, и обрушивал всю мощь своих атак на противника.
Была и иная подоплёка у этого противостояния. Как верно заметил Владимир Стецко, то поражение нижегородской «Губернии» в финале Кубка ЕКВ «Пари Воллею» и лично Марко Ивовичу стало незаживающей раной для игроков и тренерского штаба той команды. И, мне кажется, неслучайно в этом матче были так убедительны и красноречивы своим выступлением были игроки «Губернии» в составе сборной - Николай Павлов и Сергей Савин. Ведь к блюду от сборной России, которое всегда “стоит подавать холодным” по словам Ларошфуко, они сами приготовили свой особенный соус! Белиссимо!
25:19, 27:25, 25:20 и 3:0 по партиям во втором матче против сборной Сербии. В итоге команда Андрея Воронкова обходит сербов на 3 очка в борьбе за второе место и на всех парах летит на другой край нашей необъятной родины - в Калининград. Там наша команда будет принимать гостей из Соединённых Штатов Америки. И, чем чёрт не шутит, может ещё и поборется за первое место в такой непростой группе B. Группе настоящих акул мирового волейбола.