Руское язычество и шаманизм

Jan 22, 2010 07:43

Волхв Велимир, отрывки из книги "Шаманский дар волхования".




О матриархате и его влиянии на русское видение мира

Для матриархальной цивилизации характерны малая  плотность населения, отсутствие рабства и развивающаяся промышленность. Эта культура не знала убийства и присвоения собственности. Человеческая жизнь была в ней самой большой ценностью. В основе цивилизации лежали родовой принцип и родовая традиция. Темпы развития этой цивилизации были неизмеримо медленнее сегодняшних. Она стремилась к познанию мира через волшебную практику. Героем этой цивилизации был не воин, сокрушающий чудовище, а первопроходец, открывающий новые земли, или шаман, постигающий мир богов и духов. Мы видим в этой цивилизации цивилизацию подлинной человеческой свободы, хотя возможности рода человеческого в её рамках сегодня кажутся очень ограниченными.

Принципиально важно, что в мире этой цивили­зации не было дорог - их роль играли реки. Пото­му-то вся эта громадная цивилизация не осознавала себя как единое целое. Тем не менее, за тысячи лет она отшлифовала мифы о творении мира. По одной ветви этих мифов миром владеют две Богини-Ло­сихи или Оленихи, которые и породили весь Мир. Теперь одна из них продолжает давать жизнь, а дру­гая забирает. Согласно другому варианту мифа, Миром правят мужские божества Неба и Земли, и люди находят своё место в системе их отношений друг с другом. Именно эта мифологическая идея получила дальнейшее развитие.

Совсем иной оказалась арийская цивилизация. Она возникла вне лесов, в условиях свободного пе­ремещения по степи в любом избранном направле­нии. Арии открыли возможность производства ору­жия специально для войны, идею человеческого не­равенства и товарообмен между соплеменниками. Историческая деятельность ариев свелась к захва­ту собственности у народов, не знающих арийских богов и норм отношений. Для этого потребовалась концентрация больших масс людей в хорошо органи­зованные орды. Роль организационного начала вы­полняла в том числе и религия. Именно поэтому в арийском мире возникла пластичная и в то же время единая религиозная система, дошедшая до нас в Ве­дах. Главной фигурой арийской цивилизации был не первопроходец или шаман, а знатный воин-кшатрий. Возможно, только он и был в её рамках свободной личностью. Свобода стала роскошью, стоила дорого, свобода перестала быть общедоступной.



Служителей богов арии называли брахманами. Брахманы исполняли гимны богу грозы и Неба Ин-дре, чтобы тот помог кшатрию совершить удачный набег на иноплеменников.

Таким образом, если в матриархальной цивилизации в критические моменты истории руководящей фигурой был шаман, то для цивилизации ведической глав­ным стал кшатрий. Именно он решал: кормить ему брахмана и.ш нет. Помня, что его место - первое, брахман всегда противился такой участи. Борьба кшатриев и брахманов продолжается всю историю ведического мира. Да, принимая галлюциноген (сому) и начиная видеть, как огненные кони везут колесницу Индры, брахман в значительной степени уподоблялся шаману, но он был уже не свободен в своих устремлениях. Брах­ман обязан был упросить Индру даровать кшатрию по­беду. Другого исхода обращения к богам от него не ждали, и ни на что иное он не имел права. Поэтому богослужение ведической религии, хотя и предполага­ло полёт и видение богов, утратило смысл шаманской практики. Брахман имел право на исполнение напи­санного им самим гимна, но свободно общаться с бо­гами уже не мог. Вот потому-то в ведическом мире шаманизм как таковой отступил на второй план.

Ну, а мы-то кто же? Какую традицию - веди­ческую или матриархальную - сохранили славяне?

Идеология государства Российского всегда имела ведический характер. Наша писаная история про­низана идеей главенства кшатриев - главенства кня­жеской власти. Но являемся ли мы ариями «изнут­ри», в рамках народной традиции?

Размышляя над проблемой «берёт ли русская тра­диция своё начало от арийской или матриархальной культуры?», мы легко увидим, что мы - далеко не арии. Арийский дух понятен нам, ибо оказался дви­жущей силой нынешней цивилизации, в которой господствует западноевропейская идея прогресса. Но мы плохо вписываемся в эту цивилизацию. Она не наша. Мы лишь по принуждению поспеваем за ней. Наши духовные устремления, подавленные этой ци­вилизацией, лежат мёртвым грузом. Они ведут своё происхождение от времён матриархата.

В нашем мифологическом сознании миром вла­ствуют женщины. Мы знаем богиню Мать Сыру Землю, знаем Родину-мать. Мы помним, что сме­на времён года происходит потому, что миром уп­равляют две богини. Одна из них, старая и холод­ная - Зима, а вторая, тёплая и желанная - Весна или Лето. Обе они попеременно владеют Миром, и все наши календарные праздники связаны с их вза­имоотношениями и деяниями.

Вся задумчивость, созерцательность, беззлоб­ность, иррациональность и щедрость русской души идет от матриархального начала. «Живи сам и дай жить другому», - вот принцип, который определил мирное расселение русского народа до Тихого океа­на. Все угро-финские народы веками воспринимали русских как своих.

Наши сказочные герои - охотники и первопро­ходцы эпохи матриархата. Но есть у нас и богатырские сказки, тяготеющие к ведическому началу. Собственно, именно русские и сохраняют универсаль­ным симбиоз матриархального и ведического. В этом и заключена русская сила.

Но сейчас нас интересует начало матриархальное, то есть шаманское. На Руси шамана называли ку­десником, бубен - кудесом. Камлание - это и есть кудесничество, камлать - кудесить. «Кам» - название бубна у самоедов (далее мы не пользуемся русскими словами только потому, что термины дав­но устоялись). Кто такой шаман, сегодня представ­ляют все, а как насчёт кудесника?





Если в ведической традиции брахман славит Индру и просит у него богатство, то в матриархальной традиции шаман не выполняет заранее оговоренную функцию. Он стоит перед неизвестным миром. Вся­кий раз он оказывается первопроходцем, исход его путешествия неясен. Шаман не имеет права отка­чать ответ тем, кто просил его о помощи. Такова уж воля богов. Шамана и посылают для того, чтобы узнать её.

Мироздание, в котором воля богов заранее неизвестна, может быть только конфликтным. Это зна­чит, что и в мире шамана продолжается конфликт богов. В нём нет единого всевластного бога, кото­рый всё всегда знает и решает всё по собственной воле. Иначе говоря, сама свобода шамана, его по­иск истины, предполагает, что никто в Мире моно­полией на истину не обладает. Шаманская матриар­хальная картина мира в общих чертах сводится к тому, что есть великий бог Неба (или много небес и на каждом свой бог). Он чист, светел как серебро, преисполнен достоинств и не имеет особого желания влезать в человеческие дрязги. Небесного бога могут называть по-разному: Тенгри, Торум, Верхотур или Род.

Люди имеют душу - божественную частичку, по­даренную им богом Неба. Но тела людей сотворе­ны богом или богами Земли. У разных народов их зовут по-разному: Эрлик, Велес, Киремет или Чернобог. Согласно некоторым мифам люди провини­лись перед богом Неба. Согласно другим боги Неба и Земли враждуют. Поэтому человек, с одной сто­роны, не подвластен ни Небу, ни Земле, с другой, помогать ему не особенно хотят ни небесные, ни зем­ные боги.

Особенно далёк от людей бог Неба. Хотя благо­деяния его безмерны, они редки. Проще добиться небольших, но конкретных результатов у богов Зем­ли и её недр. Это опасные боги, они - властители мира мёртвых, но они же даруют и блага живущим, если их расположить, принести им жертвенный дар и просить достойно. Но при этом нужно ещё и доб­раться до них. Это и есть задача шаманов.

В этой картине мироздания есть и многие другие, менее значительные полюса или силы. Они обяза­ны своим существованием другим богам и духам, жи­вущим не и вертикальном, а в горизонтальном мире. Поэтому в поиске ответов на жизненные проблемы шаманы путешествуют не только по вертикали, но и в горизонтальном направлении. И всё это присуще не только угро-финской культуре, но и русской, Вспомните, как герой русских сказок вначале идёт к горе (по горизонтали), потом выворачивает на ней камень, находит под ним дыру - вход в подземное царство, куда братья спускают его на верёвке. Ве­ревку обычно режут, и герой на шаманский лад блуждает по иному миру, творчески находя из него выход. Возвращается же он исключительно потому, что совершенен нравственно и силён волей. В рус­ских сказках владения оружием от него нигде не требуется.

Ещё раз отметим, что шаманизм интересен нам вместе со своей религиозной системой, предполага­ющей, что все проблемы людей могут быть решены не насилием, а усилием духа.

Previous post Next post
Up