Традиционный русский костюм, окончание

Dec 11, 2009 19:45

Символическим изображением земного пространства стал равносторонний крест. Небо распространяло жизнь и всеет на землю на все четыре стороны. Тогда равносторонний крест можно назвать и символом небесного пространства, распростёртого над землёй. Не ускользнула от взора наших предков и жизнь небес. Символическим изображением «хода солнца» стал косой крест, а символом вращающихся небес - свастика.

Исходя из семантики этих символов можно понять смысл орнаментации женских головных уборов. Высокие остроконечные уборы, напоминающие треугольники, означали связь с небесами. Низкие тупоконечные - связь с земным миром. Головной убор женщины представлял собой трапецию (вид спереди) и теугольник (вид сбоку). Вцелом же в головном уборе проявлялись изображения трёх небесных сфер.Зигзаг между двумя кольцами по верхнему краю означает запас ы небесной влаги, хранящиеся на верхнем небе у великой праматери. Тр окружности, заполненные внутри крестами и свастиками, символизируют среднее небо с солнцем и луной. Косые кресты между окружностями символизируют небесную жизнь. Нижний край головного убора означает линию небесной тверди, тучи, облака, готовые проиться на землю животворящим дождём.

Лоб женщины закрывало очелье, плетёное из бисера. Его треугольное плетение повторяло узор запаса влаги и символизирует влагу, изливающуюся на землю.

На висках по обе стороны от головного убора находились височные кольца. Древнейшие височные кольца были спиралями в полтора - четыре оборота. Часто одно кольцо было золотым, другое - серебряным. Предположительно это означало солнце и луну, сет и тьму, небо и землю. Позднее это стали кольца: с тремя бусинами (небесная солнечная троица, восход-зенит-закат) или равносторонним крестиком (распространение небесного блага на четыре стороны земли).

Идею связи неба и земли в головном уборе несли рясны, плоские вертикальные подвески, которые крепились под височными кольцами и доходили до груди, а то и до пояса. Они символизировали дождевые струи, падающие с неба и оплодотворяющие её. Плечи женщины, грудь и живот символизировали плодородное поле. Узор на ряснах - переплетающиеся струи-зигзаги. На конце рясен - колты, плоские круги, украшенные изображением птиц, «посредников» между небом и землёй. Затылок женщины обычно закрывал тканевый «позатылен».

Идею Неба можно услышать и в названии головных уборов: «кокошник» (кокошь - петух), «кика», «кичка» (утка), «сорока».

Шея - граница головы, как сосредоточения жизненных сил человека, и тела. Этот рубеж двух миров был снабжён защитой: ворот и ожерелье. Женские - круглые (бусы), мужские - плоские (гривны). Монисто - от индоевропейского mono - шея. Символизировало исход Единого вниз к человеку. Включённые в ожерелье бусы, оленьи зубы, зёрно-каплевидные предметы символизировали исход от божественного, а а спирали и пронизи из собачьих зубов указывали на защитную функцию. Своей формой ожерелья часто напоминали луну.

Ворот одежды - граница, порубежье, сквозь которую на тело, дом души, может проникнуть нежелаемое и опасное. По периметру ворота, как и других краёв одежды, располагалась зигзаговая линия, обозначающая влагу, первородную стихию - оберег от нежелаемого.

Рубаха закрывало тело, принадлежащее «середине» и «низу». Руки женщины сотворяют жизнь в её явном, материальном виде - в виде пищи. Позы рук символически указывают на связь с богом и выступают посредником в связи с богом. Руки переходят в плечи, которые означают границу начала явного, земного. Земля обозначена на плечах знаками земли - клетками и ромбами.
Попытаемся реконструировать. Знаки земли в виде клетки и ромбов, исходя из космологических воззрений древних.
  1. Ромб образовался от соединения концов равностороннего креста, означающего распространения блага на четыре стороны света земного мира. Небо олицетворялось в различных животных образах, а главная его функция заключалась в ниспослании оплодотовряющего начала в в идее небесных вод, дождя. Небесные воды олицетворялись Змеем, спускающимся с неба, оплодотовряющим землю и образующим потоки воды на земле. На керамических сосудах, найденных на древнейших стоянках, змей изображался в виде ромба с чёрной точкой посредине. Изображение постой сетки из ромбов служило негативом (земля=явь)
  2. Мифы о возникновении мира из яйца. Китайцы выводят возникновение мира из яйца Космической черепахи. В.Н. Даниленко предлагает версию возникновения ромбических рисунков в процессе слияния символического изображения космической черепахи и космического креста.

Ромб или квадрат - избражение Земли в плоскости. Чтобы показать её высотность и сопрягаемость с другими сферами, землю изображали в виде гор-треугольников (вселенская гора Меру). Горы тесно связаны с изображением растительности, изображение треугольников и дерева можно трактовать как Древо жизни на вселенской горе. Равносторонний треугольник вершиной вниз - женское начало, вершиной вверх - мужское. Слияние двух символов образует ромб. Т.е., божественное соединение неба и земли означает плодородие, что и выражается знаком-ромбом.

Руки человека, переходящие в плечи а затем через шею соединённые с головой, ассоциировались с ветвями мирового дерева. В народе сохранились обычаи и обряды, подтверждающие семантическую связь женщины и «верха», в которых используются ветви, мётлы, веники.

Браслеты из костяных бусин с пронизками из раковин означали Мир (бусина) и виток жизни (раковина). Были ещё и спиралевидные браслеты из меди. Медь ассоциировалась с закатом жизни, с потусторонним миром, такие браслеты надевали умершему. Для удержания длинных рукавов рубахи надевали браслеты - обручи, украшенные идеограммами воды иногда - изображениями водоплавающих птиц. Такие браслеты символизировали поддержание плодородия и наделяли этими качествами будущих матерей. Кольца, предположительно, были связаны с символикой годового цикла и наделяли пальцы особой силой.

Пояс. Светлое и тёмное символически соединяет и гармонизирует в человеке. Как ствол дерева соединяет в человеке верх и низ. Как пуповина соединяет зарождающуюся в чреве жизнь с матерью. Юрий Шилов называет пояс верёвкой, лестницей между мирами. В крестьянской среде было принято сразу после рождения или через 6 недель опоясывать мальчика шерстяным круглям нательным поясом, подобием пуповины. Девочке же пуповина-пояс не нужна - ей природой положено рожать и самообновляться. До годовалого возраста на ребёнка накладывали поверх пелёнок перевязи -верчи. До года младенца не считали полноценным человеком, называя его «титяшным» и «живой водой». Одежда новорождённого - пелёнки, одежда умершего - саван. То есть, умершего пеленали как новорождённого, для перерождения.

Впоследствии мальчикам полагались нательные пояса и перевязки. Нательный пояс завязывали узлом на пупе. Пояс символизировал пуповину, пряжка - небосвод, живот - землю.

Арии называли место жертвоприношения пупом. Пояс как символ пуповины и рождения-перерождения использовался на месте жертвоприношения, он развязывался и возлагался рядом с жертвой. Отсюда и возник обычай развязывать узелки и пояса на покойниках. В погребальных обрядах пояса развязывали и помещали рядом с погребёнными.

Пояс развязывали и на роженице, чтобы облегчить приход новой жизни. Невеста-молодуха, приходя в дом к мужу, отдавала в жертву семейному очагу свой девичий поясок. Свекровь в ответ опоясывала её своим пояском, и это означало покорность невестки и принятие её в дом мужа.

Понёва изначально представляла собой распашную юбку с клетками-символами засеянного плодородящего поля. Понёва символизировала твердь земную, Мать сыру землю. В некорорых регионах Руси на понёвах внутри ромбов помещали коловрат, знак мирового круговорота. Праздничная женская понёва украшалась от 5 до 11 знаками коловрата (кривоножка, ярга, вьюха, гуськи). Свадебная содержала три таких занка красного цвета, женщина детородного возраста носила понёву с 5-11 знаками красного цвета. Существовали ещё печальные понёвы, где коловрат был белым и количество, 1-3, зависело от времени «в печали».

Передник прикрывал места вынашивания и вскармливания ребёнка и сердце женщины. Праздничный передник отображал её бытиё. На верхних и нижних кромках находились обереговые идеограммы воды, затем шла система знаков плодородия, желаемого и имеющегося, к ним добавлялись «событийные» знаки. Создание новой семьи обозначалось орнаментальным деревом, рождение мальчиков - рядом коней, девочек - рядом птичек. Мерть члена семьи изображалась деревом с вершинами наискосок, к закату. Явное, имеющее место в жизни, располагалось ближе к подолу, тайное, желаемое - ближе к сердцу.

Обувь. В ней человек ступает по тверди земной, в которой - нижний мир. Обувь - граница, сквозь которую не должна проникать порча. Отсюда обычай оставлять обувь у порога, отряхивать её веником, потопать пред входом, стряхивая всё ненужное.

Цвет. В дохристианскую эпоху человечество боготворило «белый свет». Свет, источаемый небом, был источником жизни и жизнеутверждения. Славяне поклонялись Свитовиту - витку света, распространемому на все четыре стороны. До персонификации богов домом Световиту служил прямой крест. Затем появилось изображение - идол с четырьмя ликами на одной шее. Знак свастики получается при вращении равностороннего креста и означает «живой свет», свет в движении. Одежды людей в ту эпоху были белыми и снабжались украшениями-оберегами на сакрально важных участках тела.

С изменением религиозных воззрений на смену поклонению Свету пришло поклонение теплу в виде земного огня и красного цвета. Человечество переключилось на энергии земли, постепенно забывая обращение к небу, как к источнику жизни. Это нашло своё выражение в обилии красного цвета в народном костюме.

Частота вибраций семи цветов радуги, на которые раскладывается белый цвет, разные. Красный цвет имеет самую низкую частоту, 3,3х10 в 14 степени, синий - 6,5, фиолетовый - 7,4. В момент поклонения огню человечество прошло наивысшую точку материализации.

Дети до полового созревания, не имеющие собственной энергетической силы и зависящие от матери, имели минимальное количества орнамента в одежде. Девушки хороводного возраста - самый сильный энергетический потенциал - максимально украшали свою одеду орнаментом красного цаета. Свадьба и «вьношный» период, до рождения первенца - вершина максимального использования красного цвета, возбуждающего к работе инстинкты. После рождения ребёнка женщина надевала высокий головной убор (связь с небесами), количество узоров на одежде уменьшалось. Старики носили одежду с минимальным количеством орнамента.
Даниленко В.Н., Шилов Ю.А. Начала цивилизации. Космогония первобытного орбщества. Праистория Руси. М. Екатеринбург, 1999

одежда, традиция

Previous post Next post
Up