Традиционный русский костюм

Dec 10, 2009 10:16

Народную одежду, как одежду вообще, можно рассматривать с разных точек зрения - этнографической (набор элементов, крой, вышивки и т.д.), исторической (как менялся костюм в разные эпохи). А можно - как своеобразный текст, как некое высказывание её владельца обществу и, с другой стороны, как определённую норму, которую человеку предписывает общество, нарушение которой ведёт к коммуникативным конфликтам.

Мир - это система, начало существования которой имеет первопричиной Абсолют - Бога. Любая система - взаимосвязанные и взаимозаменяемые отдельные части, её наполняющие. Человек в Мире - часть системы. Он имеет свои функции и назначение, определённое Богом. В древности человек стремился соответствовать своему назначению, не выбиваться из ритма, установленного богом, быть в контакте с Единым. Он вступал в отношения с Богом в ритме своего бытия. Это были мысли, внутренние установки, внешние действия. С помощью сотворённых предметов и вещей человек приобщался к окружавшему его миру, старался взаимодействовать с ним, проявляя при этом себя.

Русский народный костюм был способом взаимодействия человека с миром. Поскольку смысл жизни был вселено-космическим, то человек моделировал вселенную в себе и на себе. Структура Мира изменялась в понимании человека, а средство выражения этого понимания оставалось неизменным и фиксировалось народным искусством. Традиции народного искусства донесли до нас этот смысл, зашифрованный в узорах керамики и костюма, в рисунках, украшающих жилище, в устном народном творчестве. Со временем человек утратил видение целостности мира и себя - как части этой целостности. А народные традиции оставались носителями смысла, передавая лишь навыки деятельности, а не знания.

При тщательном рассмотрении элементов традиционной культуры проясняются единые истоки множества мифологем и архетипов, которые продолжали жить за счёт традиций, при этом частично или целиком переосмысливаясь. В результате, в более поздних мировоззренческих системах обнаруживаются элементы предшествующих систем, вплоть до самых архаичных. Чтобы попытаться раскрыть смысловое поле народной мудрости, необходимо обратиться именно к архаичным системам, скрывающим логику бытия Человека и Мира как целостности, знания человека о мире.

Можно выделить три группы представлений о вселенной:
  1. Зооморфный - например, Космическая черепаха. Верхний панцирь - небо, нижняя - земля, четыре ноги - опоры между небом и землёй.
  2. Аетропоморфный - Космический человек, вырастающий из яйца и выполняющий роль мировой оси.
  3. Фитоморфный - Мировое древо. Эта модель наиболее известна современникам. В своей горизонтально-вертикальной структуре она объединила понятия о пространстве и времени. Вертикаль мирового времени означает многомерность мира. Условно мир по вертикали поделён на верх - мир Богов, низ - подземный мир - и середину, мир людей и животных. В мифологии верх и них подразделяются ещё на девять уровней каждый. (тридевятое царство, тридесятое государство - т.е. иные миры, недоступные человеку, невидимые ему). Горизонтальное деление Мирового дерева означает соединение пространства и времени, что характерно только для материального мира. Отсюда - четыре стороны света, четыре времени года и символ горизонтального деления - равносторонний прямоугольный крест. (Символ вертикального деления - треугольник)

Мировое дерево как модель Вселенной, Макрокосм - ветви его уходят высоко в небо, в мир богов; корни его уходят глубоко в землю, в преисподнюю, ствол, как мировая ось, соединяет небо и землю.

Мировое дерево как идея сохранения способности к плодоношению и постоянному возрождению через смерть старого, отжившего.

Мировое дерево как родовое божество, в котором сохраняются и потенциально существуют души людей. То есть, мировое дерево - праматерь, дающая жизнь сущему.

Так как таинство рождения новой человеческой жизни принадлежит женщине, то возможно увидеть связь: Женщина = Мировое дерево, Человек = Веленная, Микрокосм =Макрокосм. Земной человек соединяет в себе божетвенное (дух, дающий почву мыслям, разум) и антибожественное (инстинкты). По вертикали человека можно разделить на три уровня: верх - голова, низ - живот и всё, что ниже, середина - плечи и грудь (сердце, чувства, эмоции). Такое деление отразилось в конструкции и орнаменте народного костюма.

Народный костюм - это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этогой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, навершник, порты, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство общения с Миром.

Головной убор. Идея женского головного убора отражает структуру верхнего Мира. В древних космологических воззрениях Небо - это Душа Мира, Мировая Праматерь, источник и первопричина и жизни, и смерти. Представление о небе, как о праматери и бесконечности отразилось в символе диска, кольца. Сфера проматери - верхнее небо. Среднее небо - сфера светил небесных, управляющихся временем и пространством. Нижнее небо - видимое человеком.

Кроме того, Великая Праматерь считалась ещё и хранительницей небесной влаги, источника жизни на земле. Согласно Библии, в процессе творения Бог разделили воды земные и воды небесные. Символическим изображением влаги небесной и земной стали зигзаговые линии.

Продолжение следует

одежда, традиция

Previous post Next post
Up