Экскурсия на пивоваренный завод «Балтика», 12-е апреля 2016-го

Apr 13, 2016 23:19



Побывать на пивоваренном заводе - мечта давняя и вовсе не из-за того, что обычно такие походы оканчиваются дегустацией продукции: продукты гигантов этой промышленности ныне слишком далеки от личных вкусов. А вот взглянуть, как функционирует эта огромная махина (а размеры завода поражали воображение даже в мечтах, хотя реальность превзошла все фантазии), кто на ней работает и как выглядят производство на промышленных мощностях... Конечно, для контраста ещё стоит побывать на какой-нибудь старинной пивоварне из, например, бельгийских, которые с удовольствием принимают у себя туристов и гостей. Но «Балтика» - великолепный пример современного пивоваренного завода, обустроенного по последнему слову техники и от этого даже несколько обезличенного. Сложно судить об этом без должного опыта, но есть все основания полагать, что другой пивзавод выглядит примерно так же. И экскурсия по его нутру вызывает совершенный восторг. И это, помимо самого предприятия, заслуга замечательного экскурсовода, который сопровождал группу экскурсантов на всём пути. Впрочем, такой рассказ требует иллюстраций, а потому проще вести его дальше с визуальной подпиткой.



По открытой территории завода побродить не дают, но оно и понятно: она огромная, легко потеряться и внутри, даже при учёте удобной навигации и инфраструктуры, а снаружи так и подавно. Большой и вполне комфортный автобус с логотипом компании довозит прямо до дверей центрального входа, где и начинается путешествие.



В просторном, залитом солнцем холле гостей встречает скромный плакат с напоминанием того, куда мы попали. Зато по обе стороны от него - роскошные рисунки.



Вот этот, к примеру, справа. Освещённый лучами апрельского солнца выглядел потрясающе. Картину с левой стороны оставим за кадром: надо же сохранить интригу для тех, кто захочет попасть сюда лично.



Помимо того привлекают внимание часы, указывающие на время в городах, где расположены филиалы самой «Балтики» и головной офис всего концерна Carlsberg, которому и принадлежит компания. Впрочем, Красноярск и Челябинск уже устарели: тамошние отделения упразднили ещё в прошлом году в ходе, как гласит формулировка, найденная в интернете, «оптимизации предприятия».



Бьёт декоративный фонтанчик, недалеко расположена масса автоматов, предлагающих чай, кофе, минеральную воду и иные безалкогольные напитки, с которыми можно посидеть и отдохнуть прямо тут же, на диванчиках. Ну а если душа запросит алкоголя - легко её утешить: приветливо распахнута дверь в фирменный магазин, где помимо разнообразной пивной посуды (по крайне демократичным ценам), а также различных сувениров вроде футболок, кепок и ручек, можно приобрести любое пиво, производимое заводом в массовом порядке.



Ну а кто не хочет заходить внутрь магазина вполне может полюбоваться витриной недалеко от фонтана, где и представлен весь жидкий ассортимент.



После недолгого ожидания перед нами появились Константин - человек, который помог организовать этот поход (фотография взята из более позднего этапа экскурсии, как можно догадаться по обстановке)...



...и Ольга Анатольевна, экскурсовод, которая буквально вдребезги разбила все ожидания от этой прогулки. Ну как представляется экскурсия на подобное предприятие? Как заунывный монолог, прославляющий собственную компанию и предлагающий факты, которые в принципе известны любому, кто интересовался вопросом. Однако, тут вышло совершенно иначе: яркое, образное повествование с задором, приправленное шутками и трезвое, адекватное восприятие ситуации на рынке. Ольга Анатольевна безо всяких колебаний согласилась с тем, что основная масса потребителей выбирает доступное и простое пиво, желательно, имеющее удовлетворительный баланс между крепостью, ценой и объёмом: чтобы дёшево, много и алкогольно. Точно так же были даны ответы на давно волнующие вопросы вроде тех, почему при наличии на производстве экспериментальной пивоварни, где рождаются действительно интересные сорта (к примеру, русский имперский стаут, ушедший в США и заслуживший там признание, а в России мало кому удалось понюхать даже пробку от него): отсутствие спроса и интереса у тех, кто голосует рублём за более привычные варианты. При том, она выразила надежду, что в связи с развитием крафтового пивоварения будет расти интерес и к интересному пиву, которое сможет предложить даже столь крупный игрок на рынке.



В связи с тем, что завод изначально строился не как экскурсионный маршрут, да и был изначально значительно меньше, разрастаясь по мере необходимости, цеха, через которые нам предстояло пройти, расположены не в том логическом порядке, в котором варится пиво.







Вдоль длинного коридора, ведущего от проходной к первому из цехов - бродильному - выставлена масса наград, которое получало пиво от «Балтики» на разнообразных конкурсах. Да, этот факт приводит в изумление противников «народного» пива, однако, здесь важно понимать простую вещь: с точки зрения стиля, в котором варит «Балтика», их продукт действительно вполне эталонный. Другое дело, что сам стиль евролагера не предусматривает выразительности, а потому и соревнуется он среди таких же гигантов в том же сегменте.



Бродильный цех выглядит монументально. Огромные ЦКТ (цилиндро-конические танки) с охлаждением стоят по обе стороны от полностью прозрачного коридора, так что можно оценить масштаб - почти две сотни ёмкостей с пивом, уходящие в потолок, стоящие в слабом зелёном свечении. Увы, фотографией этот размах передать сложно, разве что показать стенку одного из бродильных танков. Так как ныне всё пиво у «Балтики» является лагером - пивом низового брожения, в котором дрожжи требуют низкой температуры - все ЦКТ снабжены охлаждением: в их выступающих рёбрах циркулирует хладагент.



Варочные порядки, расположенные за бродильным цехом. Именно в этих котлах и начинается изготовление пива и происходят процессы затирания (затором называется активизация ферментов в соложёном зерне при контакте с водой определённой температуры) и варки сусла. Здешние варочные линии рассчитаны в общей сложности на девять тонн засыпи (то есть смеси солодов) и двенадцать варок в день. Современные котлы изготовлены из пищевой нержавейки, но чуть поодаль и, увы, в практически полной темноте, расположены два медных котла, оставленных в качестве музейного экспоната.



Тут же можно попробовать солода разных вариантов на вкус - от базового светлого, на основе ферментов которого и происходит расщепление крахмала из зерна до сахаров, служащих пищей для дрожжей, до жжёного, относящегося к специальным, в котором никаких ферментов из-за разрушительного воздействия температуры уже нет, зато именно он придаёт соответствующий цвет пиву, а также влияет на вкус. В зависимости от вида специального солода и целей, преследуемых его добавлением, его доля в засыпи разнится, но целиком из такого пиво не сваришь. Карамельные солода придают пиву сладость, жжёные, в зависимости от обжарки, - тона кофе, шоколада.

Кстати, пара интересных фактов, которые на экскурсии озвучены не были, но они кажутся достаточно любопытными, чтобы их упомянуть. До определённого времени всё пиво было достаточно тёмным (не говоря уж о том, что всё оно принадлежало к элям спонтанного брожения, ламбикам, - микробиологии не существовало, культурные штаммы дрожжей выводить не умели и вообще о дрожжах не знали, потому пиво бродило на диких, полученных из окружающего воздуха и процесс брожения считался чудом господним). Это происходило из-за того, что сушили солод с помощью открытого огня или дыма, а потому он подгорал, коптился и пиво получалось соответствующего цвета. Но в восемнадцатом столетии человечество придумало коксование, после чего солод при сушке этим способом не обугливался и из-за этого получил название «pale» - то есть, светлый, бледный.

Ну а появление на рынке первого прозрачного лагера, которому суждено было стать самым популярным стилем пива в текущее время, способствовало изобретению прозрачного пивного бокала. До того пиво было достаточно мутным, но сорт из города Пльзень, пильзнер, был сенсационной прозрачности и для пущего восхищения публики был придумана специальная тара, позволявшая смотреть через пиво на собеседника напротив, чего раньше добиться было попросту невозможно.



Впрочем, всё вышесказанное уже давно относится к истории, о которой мало кто помнит. Теперь пивоварение на таких предприятиях полностью автоматизировано и управляют им всего лишь два человека за пультом (а в меньших филиалах в других городах - вовсе один).



На выходе из варочного цеха висит схема пивоварение. В чём вся прелесть процесса: он полностью идентичен для любого зернового пивоварения, как домашнего, так и промышленного. Разница лишь в масштабах и объёмах.



А вот и формальный повод, ради которого экскурсия в принципе была устроена. В честь пятидесяти пятилетнего юбилея полёта первого человека в космос из архивов «Балтики» были извлечены фотографии, снятые во время посещения Юрием Алексеевичем Гагариным пивоваренный завод Carlsberg в Копенгагене.



Конечно, тогда самого завода «Балтика» не существовало, но теперь он является частью концерна Carlsberg и причину появления этой выставки именно здесь лишний раз объяснять не надо. Стена одного из коридора занята снимками, где улыбающийся Гагарин дегустирует пиво и ровно с таким же интересом, как и мы больше полувека спустя, изучает производство. Оказывается, покоритель межзвёздного пространства очень любил пиво. А первый в мире человек-космонавт - не самый худший образец для подражания.



Широкие светлые коридоры-переходы приводят в цеха розлива. Их несколько, каждый отвечает за свою тару.









Эта линия предназначена для розлива в алюминиевые банки. Соблюдается безукоризненная чистота помещения и в некоторых зонах даже стерильность.





Всюду висят разнообразные памятки, посвящённые технике безопасности. Видимо, благодаря им на заводе, если верить счётчику у проходной, не происходило несчастных случаев.



Это цех по розливу в тару 0,33 л., однако, линия остановлена в связи с санитарным днём на ней.





Затем - розлив в пластик. И здесь не знаешь, в какую сторону смотреть: вниз, за стекло, где роботизированная рука лихо упаковывает уже заполненные бутылки и клеит этикетки, или же по сторонам, ведь вдоль этого коридора стоит немало интересного.













Здесь собраны региональные сорта, которые не встретить за пределами их «ареала» и которые выпускаются исключительно в том регионе, а также уже снятые с производства и сменившие дизайн. Больше десятка витрин с артефактами, от которых иной раз хотелось пустить слезу. К примеру, полузабытые уже бутылки с «Медовым», или номерные сорта со старым дизайном. И до сих пор старый вид некоторых бутылок кажется более выигрышным по сравнению с новым. Впрочем, конечно, это уже дело вкуса.



Розлив в стеклянную тару. Эти бутылки вторичного использования, как раз прошли обработку перед тем, как вновь стать пригодными для того, чтобы принять в себя свежее пиво.



Ну а здесь разливают в кеги для последующих поставок в бары и рестораны.



Погрузчики формируют упакованные бутылки, банки и кеги в палеты, а те при помощи специального подъёмника поднимаются этажом выше, после чего по специальной транспортировочной ленте перемещаются в склад готовой продукции.



Склад - бесконечные ряды из всего, что выпускает завод. По словам Ольги Анатольевны, в жаркое летнее время его состав полностью меняется за два-три дня. Смотреть за снующими погрузчиками и уходящими вдаль шеренгами из бутылок, однако, не так интересно, как очередные диковинки в витринах.









Здесь выставлены сувениры и подарки от других компаний, учреждений, государств и частных лиц. Коридор долгий, но перерыва в витринах нет, а все они заполнены самыми разнообразными вещами. И зависнуть здесь можно часа на два, не меньше.



Цеха закончились, а следующим пунктом стал музей завода. Он расположился в бывшей конюшне. Когда-то на территории «Балтики» проживала восьмёрка лошадей, которая катала по городу эту бочку в качестве рекламы. Но после выхода соответствующих законов нужда в них отпала и опустевшее место заняли различные экспонаты, посвящённые истории пивоварения. (Кстати, по слухам, один из коней в своём карьерном росте поднялся до Московского цирка.)





Здесь можно увидеть и реконструкцию традиционной избы, в которой славяне варили славяне.



И шумерское наследие, так как по подсчётам археологов именно на этой территории было впервые сварено пиво. Впрочем, данные неточные и отсчёт идёт лишь по той причине, что шумеры оставили таблички, на которых записана молитва в честь бога пивоварения. Кстати, эта молитва одновременно является и рецептом напитка. Очень удобно - и хвалу вознёс, и знания освежил.



Есть здесь и коллекция пивных фарфоровых крышек.





И артефакты недавней эпохи. Музей небольшой, но его насыщенность очень высока: куда ни кинь взгляд - увидишь что-то интересное и примечательное.



Ну а куда можно двинуться после столь насыщенного маршрута длиной в два километра - именно такое расстояние отсчитал шагомер? Совершенно верно: накатить. Вернее, на дегустацию. Или, ещё более интеллигентная формулировка, проверку органолептических свойств продукции. Перед дегустационным залом тоже интересная выставка - старых рекламных плакатов Tuborg, Carlsberg и других европейских марок, ныне принадлежащих одному концерну. Некоторые из них - форменное произведение искусства, созданное без оглядки на нынешнюю вездесущую толерантность.



Сам зал выглядит как неплохой бар со множеством столиков, шкафами с бутылками и холодильниками с охлаждённым пивом. Помимо того, здесь же есть некоторый теоретический материал.



К примеру, более подробная классификация солодов.



Или возможность лично понюхать хмель и сравнить его шишковую и гранулированную версии (именно последняя, кстати, скрывается за странным сочетанием «хмелепродукты», которое можно увидеть на этикетке в составе и от которого загораются глаза у сторонников версии, что пиво варится не из качественных компонентов, а из эрзаца и некоего таинственного «порошка»).



О том, что было предложено на дегустацию стоит поговорить отдельно, дабы не раздувать и без того солидный объём рассказа. Но в конце очередь дошла до классического Carlsberg, бокалы с которым и были подняты в честь Юрия Алексеевича и его полёта.



А координатор нашей группы, человек, без которого этот поход не состоялся бы - serh - получил в подарок альбом с теми самыми фотографиями, которые и легли в основу выставки. Я же могу выразить ему лишь самую большую из возможных благодарность за организацию этого превосходного турне. Даже представляя, что будет интересно, сложно было догадаться, насколько.

Кстати, на сайте завода можно также записаться на экскурсию, которые проводятся здесь регулярно. И несколько часов, проведённых на ней, окажутся одними из самых интересно потраченных.

пиво, экскурсия, фото, производство

Previous post Next post
Up