Транспорт в Сербии - часть 1 (городская)

Oct 26, 2024 08:18

Еще одна любимая мною тема - это общественный транспорт. Я плохо вожу машину, у меня плохое зрение и нет международных прав - поэтому опция аренды машины для меня закрыта, да и мне это всегда кажется слишком дорогим. И я активно пользуюсь общественным транспортом во всех его проявлениях, и особенно люблю, когда этих проявлений много. В Сербии я пользовалась городскими автобусами, троллейбусами и трамваями, и междугородними автобусами и электричками. Все - вполне доступно и бюджетно, так что путешествовать по стране очень легко.



Городской транспорт
Тему транспорта я стала изучать заранее, и не зря: оказалось, что не так давно в Белграде внедрили приложение BeoGrad+, и расплачиваться в транспорте наличными стало невозможно. Я заранее скачала приложение и честно пыталась в нем разобраться, но не смогла, и даже советы в чатике мне не помогли. Зато по приезду, как только я села в автобус и ввела данные карты, все стало интуитивно понятно. Один из нюансов транспортной схемы состоит в том, что город поделен на зоны, стоимость проезда по которым отличается, и важно корректно выбрать зону. Но если ты находишься в Белграде, то всегда остаешься в зоне А, даже при поездке в аэропорт, - поэтому безбоязненно можно выбирать всегда ее. Проезд стоит 50 динар и билет действует полтора часа.

Второй нюанс: оплата возможна только международной картой, поэтому если таковой не имеется, то билеты надо покупать в киосках. Но у меня этой проблемы не было. Зато мне очень долго приходит на почту код для безналичной оплаты - порой бывало, что он приходил, когда я уже вышла из автобуса. Под конец путешествия я уже начинала проводить оплату еще стоя на остановке, до приезда автобуса - чтобы все было по-честному. А вот сами сербы не сильно беспокоятся о честности. Кондукторов в транспорте нет, контроллеров я не встречала ни разу (хотя они существуют), и в интернетах распространено мнение, что за проезд туристу проще не платить. И якобы местные жители тоже к этому относятся спокойно (полако!): зачем платить, если можно не платить? Но я опросы не проводила и оставлю эту точку зрения на совести тех, кто ее продвигает.



Транспортная сеть очень развита, автобусов, троллейбусов и трамваев много по всем направлениям. В Белграде хорошо работает расписание в гугл-картах: абсолютно всегда они строили верный маршрут и точно показывали его прибытие к остановке. В Нови Саде гугл-карты не поддерживают транспорт, но там есть собственное приложение Moovit, которое показывает движение транспорта в реальном времени и так же строит маршруты. В нем поддерживаются и другие города, но в Суботице я транспортом не пользовалась, а в Белграде было привычнее открывать гугл. Я встречала отзывы о том, что и в Белграде некоторые ходили только пешком, и нужды в транспорте нет, но, думаю, это применимо лишь к коротким поездкам на 1-2 дня, когда ты осматриваешь только центр и улетаешь куда-то дальше. Я не представляю, сколько бы времени я потратила, добираясь пешком до Земуна, да и на ЖД вокзал я ехала на троллейбусе, и вечером я пользовалась услугами автобусов, а в последний день прицельно пошла покататься на прекрасных трамвайчиках.

Транспорт в аэропорт
Область особого внимания - это как добраться в аэропорт или из него. Обычно мне не сильно хочется тратиться на такси, особенно если есть достойные альтернативы. При том, что в Белграде аэропорт находится достаточно близко к городу (всего 12 километров), а такси там несусветно дорогое (за это расстояние придется заплатить около трех тысяч динарорублей). Если жить в центре города, то должно быть удобно воспользоваться шаттлом А1. Но, несмотря на то, что я жила центрее некуда, у меня с ним не сложилось. По прилету я вышла немного сбоку и не нашла остановку шаттла, которая располагалась правее. Зато на выходе я попала на остановку обычных автобусов, и видя их перед собой, не смогла устоять, чтобы не сесть сразу на него и не поехать в сторону гостиницы, куда мне так хотелось попасть. Ехать пришлось с пересадкой, и когда я стояла на второй остановке, мимо как раз проезжал шаттл - так что они существуют. Я хотела на нем все же поехать в аэропорт, но, когда пришла на площадь Славия проверить, где их стоянка, обнаружила закрытый микроавтобус и таксистов, отлавливающих подошедших с чемоданами туристов. К тому же проезд в нем стоит около 300 динар, что, конечно, в десять раз дешевле, чем такси, но в шесть раз дороже, чем в обычном автобусе.



А обычные автобусы тоже вполне себе ходят в аэропорт - в гугл-картах можно просто посмотреть, какие автобусы значатся у остановки аэропорт Николы Тесла. Мне удобнее всего было воспользоваться автобусом №600 от остановки Мостар. Он, как и шаттл, ходит раз в полчаса, но как-то к его расписанию у меня было больше доверия, а идти к этой остановке от гостиницы было примерно столько же, сколько и до площади. Я вышла немного заранее и, действительно, ровно по времени расписания, к остановке подошел автобус. В нем уже сидели люди с чемоданами и по дороге подсаживались еще пассажиры, целью которых явно был аэропорт. Таким образом за 50 динар и примерно за час я добралась до аэропорта, чему была несказанно рада, потому что сильно переживала, придет ли автобус (чтобы «если что» попасть на следующий я вышла с запасом на один рейс), да и существует ли он вообще, или так же призрачен, как шаттл.

А про междугороднее передвижение наберется еще целый пост.

транспорт, автобусы, Сербия

Previous post Next post
Up