Транспорт в Сербии - часть 2 (междугородняя)

Oct 27, 2024 08:32

Для междугороднего сообщения по Сербии (и с соседними странами) можно воспользоваться автобусами и поездами, причем поезда есть скоростные.
Я как-то про поезда сначала не подумала, хотя и порадовалась, что живу около автовокзала и ЖД вокзала тоже.



Суботица
Сначала я поехала в Нови Сад, до которого расстояние от Белграда составляет 100 километров. Вернее, сначала я утром первого же полного дня пошла на автовокзал покупать билеты. Все шло неплохо: места были, можно было оплатить картой, автовокзал производил впечатление обшарпанного былого величия. Но ровно на моменте, когда я вставила карту в терминал, упала вся билетная система. Мне учтиво предложили вернуть деньги и пойти восвояси, но я решила подождать (я помню, как долго шли возвраты в Китае на мою карту). Минут через двадцать, когда за мной уже выстроилась приличная очередь, я спросила, долго ли еще ждать - никто не знал. «А что, вы куда-то торопитесь?», - спросила кассир. Да нет, я в отпуске, но проводить его, ожидая билет, я не собиралась… я рискнула сделать возврат и пошла гулять. Зашла на вокзал уже ближе к вечеру - систему восстановили, и я купила билет на десять утра. К тому же смогла это сделать с карты ЮнионПэй - так что все было к лучшему.

По расписанию автобус должен был доехать за два часа. Но по классике, он останавливался у каждого куста, подбирая пассажиров, и заходил во все деревушки по дороге - поэтому дорога растянулась почти до трех часов. Не все автобусы так гибко обходятся с расписанием, но иногда случается (полако же). Из интересного: вместе с водителем едет билетер, он и продает билеты всем подсаживающимся. Говорят, так в Сербии решают проблему безработицы. Еще одно решение проблемы - это дядечка, помогающий тикнуть билет на входе на платформу в Белграде. Еще недавно вход на платформу был платным и стоил около ста динар, но сейчас стоимость включили в цену билета, но дядечка остался, как и автомат на входе. Платные и туалеты: стоимость от 20 до 50 динар в зависимости от города, и в Белграде ты не просто кидаешь монетку в автомат, а покупаешь специальный жетончик, который потом кидаешь в автомат! В общем, любой каприз за ваши деньги.



Суботица
Расписание в Белграде выглядит тоже весьма специфически: это листы формата А4, вставленные в окошко как на витрину. Но ведь главное, что уехать можно куда угодно, кассиры свободно говорят на английском, и есть безналичный расчет - и это можно сказать практически про любое место в Белграде. А вот в Суботице понятие расписания отсутствует. Там долго не могли понять, чего я от них хочу, а когда я смогла объяснить, ткнули пальцем на электронное (!) табло над выходом, которое показывает отправление и прибытие рейсов на ближайшие пару часов. Все остальное - слишком отдаленное будущее и лишено конкретики, узнавайте по факту.



Суботица
С автобусом в Суботицу получилось вообще забавно. Поскольку ехать было далековато и дороговато (около четырех часов и 800 динар в одну сторону), я решила купить билеты сразу туда и обратно - есть такая опция. Так же я хотела поступить и с Нови Садом, но моего разумения и английского не хватило, чтобы понять, что толкует кассир, - а я всего лишь пыталась выяснить, на какое время могу взять обратный билет. И, надо сказать, что это было к лучшему - ведь обратно я поехала на поезде. А вот с Суботицей прямого сообщения поездами нет, поэтому билет на автобус точно был нужен. Выяснилось, что в Белграде мне продают пустой бланк, а заполняет его (от руки!) кассир в месте прибытия, то есть, в Суботице, и действителен этот бланк неделю с момента поездки туда, рейс я уже выбираю на месте. Правда, есть несколько проблем в этой схеме, о которых я узнала только по приезду: во-первых, в Сербии несколько автобусных компаний, и воспользоваться обратным билетом я могу только на рейс той же компании; а во-вторых, никто не знает, состоится ли рейс этой компании в выбранный мною день. Расписания, как я уже писала, нет, - есть только наитие, последние пару рейсов уже отменили, приходите за полчаса до отправления и уточняйте. И если на автовокзале в Белграде есть куча киосков с едой и вообще на что поглазеть, то в Суботице - только несколько стульев, киоск с газетами и такой же платный туалет. И платный выход на платформу, и дядечка, который проверяет оплату - вручную, без автомата.

Мне в тот день повезло, обратный рейс с тем же водителем и кассиром состоялся, и, поскольку автобус шел по платной дороге, он приехал без опоздания. Хотя такую неопределенность я крайне не люблю.



Суботица
Поэтому лучше пользоваться поездами! Особенно, если собираешься ехать в Нови Сад - туда ходят скоростные поезда, время в пути у которых составляет около 40 минут. Несравнимо с тремя часами на автобусе. Причем поезда новые и двухэтажные! А купить билет можно на сайте и в приложении Srbijavoz (российские карты, конечно же, не поддерживаются). Приложение не очень многофункциональное - например, сдать билет можно только через тех поддержку, и то не менее, чем за сутки до поездки. Но для просмотра расписания и покупки билетов его более чем достаточно. И обратно из Нови Сада я ехала таким скоростным поездом. Тут оказалось, что я действительно живу недалеко от ЖД вокзала, только он находится не там, где я думала. Около автовокзала стоит старое здание, давным-давно закрытое, а новый огромный комплекс построен в другой стороне. Вокзал большой, просторный и современный, - не в пример автовокзалу.

На поезде я поехала и в Сремски Карловицы. Туда скоростных опций не было, и я взяла обычный билет. Поезда тоже могут задерживаться, но не так кардинально, как автобусы, и по крайней мере в скоростных поездах комфорта точно больше. В поезде в Сремски Карловицы первой же проблемой было найти свое место: несмотря на то, что сидения пронумерованы, в билете место не указано, и ты можешь сесть на любое, как в пригородной электричке, чем по сути этот поезд и является. Доехала я без приключений. Станция в Сремски Карловицах еще грустнее, чем вокзал в Суботице: здание простенькое и новое, внутри тоже есть немного стульев, автомат со снеками и сломанные туалеты с зарослями паутины и без воды в раковинах. А поскольку я дико замерзла и вымокла под дождем, последний час я провела, читая книжку на станции в ожидании поезда в этой грустной обстановке. И оказалось, что места в билетах не обозначены не просто так: вполне может оказаться, что придется ехать стоя, как в маршрутке в час пик. Но в поезде было хотя бы тепло, да и спустя минут двадцать место для меня нашлось. И в любом случае, книжку читать я могу в любой позе.



Суботица
Выводы из всей истории следующие:
  1. Транспорт в Сербии развит очень хорошо, пусть он не всегда ходит вовремя, а иногда даже не ходит. Уехать получится все равно, и даже не обязательно сильно заранее покупать билеты.
  2. Все-таки лучше выбирать поезда везде, где это возможно.
  3. А если выбирать автобус - уточнять, чтобы он шел по платной дороге.
  4. Туалеты будут или платными, или неработающими - и тут явно лучше первое, но ты не всегда можешь выбрать.
  5. Сербия - это страна, по которой можно путешествовать, даже имея всего несколько дней отпуска, - одним Белградом дело точно не ограничится.

поезда, транспорт, автобусы, Сербия

Previous post Next post
Up