Иван Руденков и Виктор Киркевич

Jul 09, 2019 16:21


Как это часто бывает у безграмотных историков и шизоидных писателей, Виктор Киркевич берется писать на темы, о которых не имеет ни малейшего представления. Если у него такие же читатели, как и он сам, то почему бы и не написать очередную халтуру. Вот и на этот раз, Виктор Киркевич напрасно 20 лет ищет биографию Ивана Семеновича Руденкова. В его книжках он чаще проталкивает свою биографию. В своей книге "Киев для романтиков" он спрашивает: "Как, вы не знаете, кто это?"



Иван Семенович Руденков

Но почему же не знаем? И совсем его не расстреляли большевики, как утверждал неоднократно Виктор Киркевич. Руденков был достаточно известен не только в Киеве. Это у Киркевича в его упоминании о посещении концерта в консерватории на часах все время "половина восьмого", а по жизни у него все показывает на "половину шестого".

Впрочем, приводим цитату из его книги "Киев для романтиков".



"Мы не пойдем к площади И. Франко по самой короткой улице Киева (всего 110 м) Станиславского, а совершим прогулку по одной из самых интересных улиц - Архитектора Городецкого. Начнем от Майдана Незалежности,...  Когда-то это был «Континенталь» - самый дорогой и элитный отель Киева. Его архитекторы Г. Шлейфер, Е. Брадтман, В. Городецкий, по проекту которых в 1897 г. было закончено строительство, эффектно оформили здание в стиле неоренессанс. Можно долго перечислять побывавших в нем, но остановимся на литераторах: И. Бабеле, К. Бальмонте, И. Эренбурге, О. Мандельштаме, В. Маяковском; певцах Л. Собинове, Ф. Шаляпине, театральных деятелях: В. Мейерхольде, К. Станиславском. Комические ситуации в его ресторане, ставшем в 1918 г. Киевской биржей, образно описал Иван Руденков. Как, вы не знаете, кто это? Странно, ведь в годы Гражданской войны вышло его собрание сочинений в 6 (шести!) томах. Этот любимец киевской публики (так писали на его грампластинках) канул в лету, и я два десятилетия ищу его биографические данные. А его скетч «Кавалеры, приглашают дам…» знают все, считая народным творчеством. А вообще консерватория - это то место, куда приходишь в семь вечера, садишься в кресло, слушаешь музыку три часа, затем смотришь на часы, а там - половина восьмого!"



Обложка одной из книг

О И.С. Руденкове можно прочесть статью в Википедии, где каждый (кроме Виктора Киркевича) найдет нужную информацию. Более подробно можно прочесть о нем в статье Светланы Видякиной http://www.russkije.lv/ru/lib/read/ivan-rudenkov.html, которой я и воспользуюсь в полном виде.

Иван Семенович Руденков (29 августа 1887, Харьков - 28 сентября 1950, Рига) - создатель  профессионального кукольного Театра марионеток в 1923 году в Латвии.

Иван Семёнович Руденков закончил Харьковский музыкально-драматический институт. Служил актёром в разных театрах России.



Обложка сборника рассказов

Иван Руденков был звездой харьковской эстрады, блистательным автором и исполнителем сатирических рассказов. Однажды, весной 1920 года, в мастерской скульптора  П.П. Джунковского была сделана кукла Петрушка, приведшая всех в восторг, особенно после того, как ее взял  в руки актёр-комик Иван Руденков. Было принято решение организовать театр кукол. Какой вид театра лучше - не обсуждался. Марионетки и только марионетки! Прежде всего  потому, что марионетка видна целиком, а не две её трети, как кукла.



Рассказы И.С. Руденкова в авторском исполнении выходили на грампластинках

Харьков обогатился одним из малоизвестных видов искусства, а именно - Театром художественных марионеток.



И.С. Руденков с куклами

Руденков прекрасно чувствовал куклу, в его руках она мгновенно оживала. Но вскоре у подобного рода театров появилось немало противников. Началась борьба со сказкой. Пьесы-сказки уже не рекомендовались к постановкам. Считалось, что это - одурманивание детей. Комиссия Народного комиссариата просвещения  в методических письмах предлагала изъять сказку из воспитательного процесса, объявив её вредной. Театр пришлось закрыть.

Это побудило Ивана Руденкова покинуть родину. Поначалу он работал  актером и режиссером в театрах-варьете Берлина и Варшавы. В 1922 году приехал в Ригу. Его главной мечтой было создание Театра марионеток. Опыт у него был, да и кукольному марионеточному делу он обучался до этого в Германии и Польше. В Ригу Иван Семенович приехал со своими друзьями-куклами. Их было около ста. Так, благодаря таланту и кропотливой работе, ему удалось создать в Риге Театр марионеток (1923). Это был первый профессиональный Кукольный театр в Латвии, который не уступал лучшим театрам Европы. Режиссер Иван Руденков начинал в помещении на ул. Кениня, 30 (ныне ул. Вагнера). Первые спектакли были политизированы и рассчитаны на взрослых зрителей. И.С. Руденков  пытался привлечь в свою программу  латышских сатириков: Рутку Тева (А. Михельсона), Л. Шантеклера (М. Гайлиса), доктора (В. Гревиньша). Поначалу, отношения с новыми коллегами не складывались, дело не шло. Критики А. Берзиньш и Р. Кродерс  писали, что у артистов нет взаимопонимания. Но были программы, которые вызывали восхищение у зрителей. «Блестяще дебютировал Театр Руденкова на  Пасху в Русском театре, в сотрудничестве с популярным театральным деятелем Кристапом Линде (1936 г.).  Это был прекрасный союз двух мастеров. А все куколки театра - живые маленькие человечки. Они танцуют, поют, разыгрывают целые сценки, улыбаются и не дают скучать зрителю.

Из воспоминаний бывшего главного художника Государственного театра кукол Латвии П. Шенхофса: «Куклы он делал сам. Его кукла-марионетка могла открывать глаза, ходить, а не волочить ноги, умела разговаривать. Порой у куклы было 10-12 ниток, требовался очень высокий профессионализм, чтобы управлять марионеткой, и Руденков это делал блестяще. За кулисами всегда был маленький оркестр (пианино, две скрипки или скрипка и гитара, за ширмой актеры читали текст). Временами спектакли И.С.  Руденкова безжалостно критиковала пресса, высмеивала его кукол, многие из которых были сделаны в Германии высококвалифицированными мастерами. Да и по статусу он был эмигрантом, к которому относились настороженно, а для художника это вдвойне тяжело. К тому же, представления шли на русском языке. Надо было искать другие пути к зрителям. И уже в 1930-х годах куклы Руденкова заговорили на латышском, русском и польском языках, и не только в Риге. Его тепло принимали  в Даугавпилсе и Резекне.

В 1924-26 годах он активно работал  на площадке «Сплендид палас» (бывший к/т «Рига») с номерами варьете, выступал с самим Александром Вертинским.

На страницах местной периодики можно найти афиши представлений Руденкова, статьи о его спектаклях. ,

На страницах газеты «Сегодня» за октябрь 1935 год есть сообщение о создании Иваном Руденковым еврейского кукольного театра «Шолом-Алейхем» и  его постановке «Иза Кремер, Менухин и Аль Джонсон».

Иван Руденков уверенно набирал силы, у него появились почитатели, о нём заговорили. В 1941 году правительство Латвийской ССР приняло решение отдать Рижский дворец детям. У Руденкова появилась сцена и благодатный зритель.  В годы войны Иван Семенович работал в  дивертисментах и наряду с другими артистами, ему было позволено выступать с сольными вечерами и участвовать в общих концертах с Н. Барабановым, Ю. де Буром, М. Ведринской, В. Шаховским и др. В начале 1942 года в Рижском театре-варьете «Фраскитта» Руденков с успехом поставил программу по своим текстам. После войны советская власть отнеслась к «заблудшим» актерам щадяще и даже некоторым участникам оккупационной сцены начали выдавать звания заслуженных и народных артистов ЛССР и СССР: Н. Барабанову, И. Руденкову, Ю. Юровскому и др.

В конце 1944 года Театр Руденкова  возобновил работу в помещении  Рижского Дворца пионеров.  23 октября 1944 г. театр получил статус Государственного театра марионеток, а сам Руденков официально стал его директором и художественным руководителем.  В 1946 году произошло объединение Театра марионеток с Театром кукол, который к тому времени уже работал в здании по ул. К. Барона.

В 1947 году  Иван Руденков получил  звание Заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР. Казалось, впереди большая работа, но объединение двух коллективов не принесло положительного результата. Куклы Руденкова технически не прижились в новом Театре кукол, как и сам режиссер.



Могила И.С. Руденкова

26 сентября 1950 года Иван Семёнович Руденков скончался после продолжительной и тяжелой болезни (рак печени) и был похоронен на Покровском кладбище в Риге.

Составлено по материалам:

"История театра кукол народов СССР"

Харьковской газеты "Рабочая Украина" за 1922-1923 г.г.

Интервью со сценографом Театра кукол П. К. Шенховым

Aldis Linē „Latrvijas Leļļu teātra mākslas vēsture, zinātne, 2004

Газеты: «Слово»,1925г.. № 27 «О чем говорят в Риге»

Сегодня,1936, 18 апр., № 104, 24 марта

Сегодня вечером, 1930, № 88, 16.04. с. 3

Сегодня вечером,1936, 14,15 апреля (афиши программ варьете). 1935,18 июля, № 240, с 6.,

Сегодня вечером, 1928, № 95, с. 5

Советская Латвия, 1950, 28 сент., № 230

Б. Равдин «На подмостках войны», Stanford, 2005

Рижский Архив ЗАГСа  ул. Бривибас, 46 а

рассказы, Киркевич, Руденков

Previous post Next post
Up