Старость открыток и достоверность событий (часть 1)

Jun 06, 2018 20:07

Просматривая старые газеты типа "Зеркало недели", можно найти анекдотические публикации. Хочу обратить ваше внимание на статью Виктора Киркевича "Старые открытки", опубликованную 21 июня, 1996 https://zn.ua/SOCIETY/starye_otkrytki.html. Прошло 22 года после публикации, а Виктор Киркевич от невежества так и не вылечился. Скорее всего, это патологическая шизофрения. Вместо того, чтобы действительно написать о таком культурном наследии как почтовая открытка, а также привести интересные исторические факты, Виктор Киркевич в очередной раз пытается привлечь к себе внимание. Начиная с утверждения о достоверности изображения на открытке, и присваивая почтовой открытке статус официального документа, Виктор Киркевич внезапно перескакивает на другую тему и пишет, почему-то о Михаиле Коцюбинском и о его семье. Давайте попробуем разобраться в том, что хотел поведать нам Виктор Киркевич о старых почтовых открытках.

Автор:

Старые иллюстрированные почтовые открытки благодаря достоверности изображения являются важными историческими документами. Выпущено их было в России несколько сотен тысяч наименований. Еще в конце XIX века они стали предметом коллекционирования. Ценность таких собраний увеличивается, если они принадлежат великому человеку, такому, например, как Михайло Коцюбинский.

Комментарии:

Первое предложение сразу же убивает наповал. Почему именно "старые" почтовые открытки? Причем тут достоверность изображения? Почему важный исторический документ?

Если кратко рассмотреть историю почтовой открытки, например, в такой статье http://www.poshtar.com/service/blog/posts/istoriya-pochtovyix-otkryitok.html , то сначала нужно определиться, что входит в понятие открытка. Сам термин «открытка» происходит от сочетания «открытое письмо», последнюю надпись можно часто наблюдать на советских открытках 60-х годов и более ранних. Синонимы термина «открытое письмо» - «почтовая открытка» и «почтовая карточка». При этом, не все открытки являются почтовыми. На заре издательского бизнеса и книгопечатания открытки производились также и вручную, рисованием и различными аппликационными методами. Художники тратили довольно много времени, что бы «растиражировать» подобные карточки. Нужно ли объяснять, что значит нарисовать даже десяток неотличимых друг от друга миниатюр. Вместе с тем были и оригинальные неповторимые открытки, особо сложной работы, являющиеся настоящими произведениями искусства. Такие открытки, как правило, не доверялись почте и передавались из рук в руки.

Открытки бывают следующих видов:

1. Поздравительные открытки. На первом месте находится огромное количество поздравительных открыток с праздниками (Рождество, Новый год, Пасха), что дает нам возможность сделать вывод об определенных общепринятых обычаях и символах данной стороны жизни.

2. Видовая открытка. Почтовые открытки также могут представлять собой источник информации по социальной истории из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона. Например, серия открыток с жанровыми сценами и городскими типами России: уличная торговля, продавцы и разносчики товаров, водоносы, ледорубы, извозный промысел, прогулки, развлечения, спорт и другие. С помощью таких открыток можно увидеть представителя уже несуществующей профессии, в том числе его внешний вид, одежду, а также определенные детали и позу.

3. Открытки-репродукции, которые могут быть носителями несохранившихся произведений искусства, выделяют в отдельную группу, поскольку они могут оставаться единственным источником, благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник культуры. Сюда же условно можно отнести и  "Художественные открытки".

4. Рекламные открытки. Деловая открытка. Деловая открытка появилась несколько десятилетий назад и в наше время только набирает обороты.

5. Историко-событийные открытки. В еще одну группу выделяются так называемые историко-событийные открытки, на которых старались запечатлеть как различные катастрофы, например на судне или в шахте, так и визиты высокопоставленных лиц в то или иное место, а также торжественные открытия, например театра, завода, храма, школы. Такие открытки играли своеобразную роль передатчика информации, которые распространялись среди населения. Так, например, события 1917 года активно освещались соответствующими почтовыми открытками.

6. Политические открытки. В свою очередь, из подобных событийных открыток вытекает еще одна группа политических открыток. Таким образом, открытки демонстрируют не только событие, но и дают возможность посмотреть на исторических деятелей. Конечно, чаще на открытках изображали одиночных героев прошлого и настоящего, о чем, к примеру, свидетельствуют открытки-портреты революционных деятелей: В. И. Ленина, И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Я. М. Свердлова и других. Исследование критериев художественного оформления таких портретных карточек может принести огромную пользу историческим исследованиям. Между тем, тематик политических почтовых открыток было куда больше - они охватывали все области самого понятия политики и пропаганды и были выполнены в самых разных цветах военного и мирного времени; в их число входят и так называемые юмористические или сатирические открытки с карикатурами на политическую тему.

7. Патриотические открытки. Во время Второй мировой войны своего абсолютного пика достигло производство патриотических почтовых открыток. Сатирическая открытка в военное время играла не только патриотическую роль, но и поднимала дух солдат на фронте.

8. Фотооткрытка. Фотооткрытки отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии. Раньше их еще называли видовыми. Обычно на видовых открытках можно увидеть фотографии городов, виды местности, природы, известных людей. Фотооткрытка открывает огромные возможности для творчества. Сочетание искусства фотографии и дизайнерского оформления позволяет передать именно те чувства, которые вы хотите выразить другому человеку.

9. Открытки ручной работы

Все эти группы открыток можно принять условно; можно открытки сгруппировать иначе, если принять за основу другие характеристики. Важными характеристиками являются принадлежность открыткам к почтовым или нет. Открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами, как правило, имеют напечатанный знак почтовой оплаты и называются маркированными почтовыми карточками; на художественных немаркированных открытках предусмотрено место для его наклейки. В России первые почтовые карточки появились в 1872г., они не были иллюстрированными и выпускались в трех цветах: черный, коричневый и зеленый. Открытки черного цвета, в зависимости от наклеенных марок, могли служить как для внутригородских, так и для иногородних отправлений. Открытки на коричневой бумаге предназначались только для внутригородских, а на зеленой - только для иногородних отправлений. В 1894 году бланки открытых писем было разрешено выпускать частным предприятиям, этот момент можно считать началом истории иллюстрированной открытки в России. Иллюстрированные (изобразительные) открытки являются тем документальным свидетельством, по которому можно судить об общественном художественном вкусе, вспомнить имена забытых художников, воссоздать образы меняющихся городов, быт и атмосферу эпохи. Филокартия - увлекательнейшее занятие, и нельзя недооценивать тот информационный потенциал, который несет в себе иллюстрированная открытка. Иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки).
Об этом уже упоминалось. Нельзя, подобно Виктору Киркевичу, делить открытки на старые и новые. Любые открытки могут быть как достоверным документом, так и нет. Иногда ценность открытки представляет надпись, послание, автограф. Это делает их ценными для коллекционера. Также ценными могут быть редкие открытки, сохранившиеся в незначительном количестве экземпляров. Почему Виктор Киркевич ничего не написал о коллекционной ценности открытки, а сразу перескочил к "великим" людям, которым они принадлежали. Михаил Коцюбинский собирал открытки для коллекции или просто пользовался открытками по их прямому назначению? Давайте разберемся.

Автор:

В фондах Черниговского литературно-мемориального музея М.М.Коцюбинского находятся 300 приобретенных писателем открыток, расширяющих наше представление о его творческих и житейских пристрастиях. Тут очень много крымских пейзажей: Алушта и Алупка, Симеиз и Ялта, Симферополь и ряд других городов. Зарубежные открытки говорят об интересе Михайла Коцюбинского прежде всего к античному искусству, с которым он ознакомился во время своего пребывания на земле Древней Эллады. Чарующие пейзажи Венеции и Рима, восхитительные виды Капри Михайло Коцюбинский, возможно, покупал в книжных магазинах и тавернах, совершал прогулки по острову с Алексеем Горьким. Очень много открыток Мессины, которую украинский писатель изобразил в новелле «Хвала жизни». Большое место в собрании занимают виды Чернигова, Винницы, Киева, Полтавы, Петербурга, Одессы, Львова. В них образ городов, какими они представали перед глазами писателя, а потом - через его произведения - перед читателем.

Комментарии:

Покупал Коцюбинский красивые открытки на память, как и делал бы это не обязательно великий человек. Сохранились эти открытки в музее, как личные вещи и книги Михаила Коцюбинского. Приобретенных 300 открыток нельзя назвать коллекционированием, многие люди хранили фотографии своих родственников вместе с красивыми открытками. Поделиться впечатлением от поездок с близкими людьми и друзьями можно было и таким образов. Не пользовался Михаил Коцюбинский фотоаппаратом, сложно это было по тем временам.

Автор:

Особый интерес представляют практически ненаходимые сегодня открытки, посвященные выдающимся деятелям Украины. Коллекционеры знают, что нужно потратить десятилетия на поиски иной открытки этой серии. Впрочем, большие сложности в их приобретении были и в начале века, когда все, что касалось национальной украинской культуры, истории, считалось нежелательным, под разными предлогами запрещалось царской администрацией, уничтожалось черносотенцами. Этим объясняется и отсутствие на них издательских выходных данным. На анонимных открытках, выпускавшихся Петром Барским в Киеве, - портреты Богдана Хмельницкого, П.Конашевича-Сагайдачного, П.Полуботка, Данила Апостола, Павла Скоропадского, И.Франко, А.Свидницкого, О.Саксаганского и Г.Затыркевич-Карпинской.
Эти открытки опасно было держать и в советское время - запросто можно было попасть в «националисты». И, опасаясь неприятностей, их рвали, закапывали, сжигали. Это судьба почти всей украинской исторической открытки того периода. В альбомах же Михайла Коцюбинского они сохранились.
Вдова писателя, дети продолжали пополнять его собрание. Трогательна открытка «Украинская пресса»: среди показанных россыпью изданий - и журнал «Громадський голос» с портретом М.Коцюбинского в траурной рамке.
На открытках 1926 года с портретами родителей писателя текст: «Прибуток іде на збудування у Вінниці пам'ятника М.Коцюбинському». На другой открытке текст: «Жертвуйте на пам'ятник Коцюбинському. Гроші надсилайте: «Харків, Держбанк. Біжучий рахунок 1615».
Сам Коцюбинский был в свое время избран членом объединенного комитета по сооружению памятника Т.Г.Шевченко в Киеве и являлся инициатором издания благотворительных открыток (на изданиях типографии «Час» были портреты М.Кропивницкого, М.Лысенко, М.Драгоманова, А.Олеся и др.) для сбора денег на его постройку. Думается, стоит возродить издание таких открыток - сбор денег на памятники.

Комментарии:

Здесь Виктор Киркевич опять притягивает свою любимую тему - угнетение свободолюбивой интеллигенции царским а потом и советским режимами. Представляете, опасно было держать открытки в советское время - "национализм"; а в прежние времена запрещалось царской администрацией и уничтожалось черносотенцами. Особую опасность представляли, разумеется - Богдан Хмельницкий, И. Франко и О. Саксаганский. В порыве ужаса открытки уничтожались. "И, опасаясь неприятностей, их рвали, закапывали, сжигали". Остальные имена, менее известные широким слоям населения, тоже упомянуты сумбурно. Главное остается непонятным, чем же они так провинились перед царским и советским режимами, что их приходилось рвать, сжигать и закапывать. Допустим, А. Свидницкий участвовал в работе тайного студенческого общества, боровшегося с царизмом; а Скоропадский был генерал-лейтенантом Русской императорской армии до 1918 г. Где связь между перечисленными "персонами нон-грата"? При этом указано, что "Вдова писателя, дети продолжали пополнять его собрание"... Дальше говорится о памятнике М. Коцюбинскому и об общественной деятельности писателя. Все! Как всегда у журналиста-неудачника Виктора Киркевича много пены и нет смысла. Статья про старые открытки закончилась, и ничего в ней конкретного не сказано. Это вероятно проявление склероза. Виктор Киркевич пишет статью, а потом забывает, о чем он пишет.

Давайте попробуем разобраться с "Вдова писателя, дети продолжали пополнять его собрание". Какое значение имели открытки в семье Коцюбинских? Может быть речь идет о личной переписке, столь важной в жизни многих писателей? Может быть, открытки присылались в подарок? Может быть, была какая-нибудь семейная традиция, кто знает? По крайней мере не Виктор Киркевич, который написал зачем-то про музей Михаила Коцюбинского. Я знаю зачем. Он, в качестве экскурсовода, был лично знаком с дочерью Михаила Коцюбинского - директором мемориала-музея писателя. Потому он и коснулся Михаила Коцюбинского, но забыл упомянуть о личном знакомстве с Ириной Михайловной - склероз проявился. Отсюда и несвязность изложения.

Михаил Коцюбинский, Виктор Киркевич, открытки, Юрий Коцюбинский

Previous post Next post
Up