Покрова для дурака (часть 1)

May 19, 2018 16:10

Немного напомню читателям смысл праздника Покрова Пресвятой Богородицы, чтобы было понятно, о чем пойдет речь дальше. В день 14 октября, когда по народным приметам «зима с осенью встречается», православные христиане в России отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы - один из самых чтимых у нас и при том самых «парадоксальных» церковных праздников. Начнем с того, что Покров Пресвятой Богородицы в соответствии с церковными канонами не является двунадесятым праздником. Однако в России и еще в некоторых других поместных церквях он считается великим праздником. И одним из самых популярных в народе. Не даром же сотни храмов у нас освящены именно в честь Покрова (чаще встречаются лишь храмы, названные в честь Святителя Николая). В условиях средней России праздник Покрова Богородицы оказался крепко привязан к деревенскому сельскохозяйственному годовому циклу: именно в эти дни в наши края приходят первые «вестники зимы» - заморозки, снегопады, означающие, что пора заканчивать осенние полевые работы. Поэтому народ стал отмечать приход Покрова, как начало более «досугового» сезона: в деревнях и поселках с этой поры начинались молодежные посиделки и справлялись многочисленные свадьбы. Для заневестившихся девушек этот день считался очень важным, чтобы благополучно решились все матримониальные проблемы. Барышни должны были на Покров прийти в храм, помолиться о будущем удачном замужестве. А выйдя на улицу попросить: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молодушку, - женишком!» У замужних женщин была другая забота на Покров день: порадеть о здоровье своих детей на всю предстоящую холодную пору. В качестве своеобразной «прививки» от всех болезней использовали водную процедуру: детишек ставили на крыльцо дома и обливали водой из ведра через сито или решето. В некоторых более южных губерниях по традиции в день Покрова впервые после летнего перерыва как следует топили в избе печь - при этом считалось, что в качестве дров нужно непременно использовать нарубленные сухие ветки плодовых деревьев: тогда, мол, на будущий год будет хороший урожай. Во многих селениях был распространен обычай печь блины по случаю этого праздника. Существовал также обряд «запекания углов». Его проводили для ублажения Домового, который, по народным поверьям, именно на Покров засыпает до наступления теплой весенней поры. Испекши первый блин, хозяйка делила его на четыре части и раскладывала по углам кухни - как угощение Домовому, чтобы задобрить его. Ведь если Домовой сыт, то в доме будет сохраняться тепло и уют, никакие зимние вьюги и морозы ему не страшны. А помимо блинов Домового одаривали еще сушеными грибами, их тоже раскладывали по укромным уголкам кухни. http://www.mk.ru/social/2016/10/13/pokrov-presvyatoy-bogorodicy-smysl-prazdnika-i-narodnye-obychai.html

Казалось бы все ясно, приятный и веселый праздник. Оказывается, нет. Есть своего рода "мутанты", "хамелеоны" от истории и журналистики, а проще - больные шизофренией и параноей, для которых любой праздник или событие нужно обязательно извратить, чтобы прославить свою дурь. Вот таким шизофреником от истории и является Виктор Киркевич, которого угораздило написать статью "Покровская церковь как защитница от революций" в газете "Зеркало недели" 15 октября, 1999
 https://zn.ua/SOCIETY/pokrovskaya_tserkov_kak_zaschitnitsa_ot_revolyutsiy.html Сразу же хочу вас предупредить, что ни о какой защите от революций вы в статье не прочтете, а прочтете надерганную из разных источников информацию о строительстве церкви в с. Пархомовка. Да и написанная в 1999 г. статья не могла располагать сведениями о будущих двух украинских революциях на майдане. О чем же нам хочет сообщить автор статьи?

Автор:

Один из самых почитаемых в Украине праздников - Покров Пресвятой Богородицы, или как обычно говорят, «Покров» или «Святи Покровы». На Запорожской Сечи была церковь святои Покровы. Существовало предание, что после разрушения Сечи в 1775 г. казаки, что пошли за Дунай, взяли с собой и образ Пресвятой Покровы. Украинская повстанческая армия (УПА) отдав себя под опеку Богородицы, считала этот день как Свято Зброи. Поэтому этот праздник считается не только религиозно-этнографическим, но и национальным...
Покров Пресвятой Богородицы стал символом борьбы украинского народа за свободу и независимость. Покровских церквей в Украине очень много, такая уж судьба украинца - всегда искать защиту, покров от нашествий и угнетения. Они стали духовной защитой населения от внешних и внутренних врагов. Замечено, что строительство Покровских церквей, а началось оно с ХV столетия, имеет особую закономерность. Храмы появлялись в определенном регионе, в означенное время особого накала исторических преобразований. То есть если нанести на карту все Покровские церкви, то согласно датам их сооружения, там происходили ключевые события в истории Украины.

Комментарии:

Возникает сразу вопрос, почему древний византийский праздник, заменивший сельскохозяйственный русский языческий праздник, стал почему-то духовной защитой от внешних и внутренних врагов? Покровские церкви строились повсюду и почитались наравне с церквями св. Николая (я имею в виду храмы, я понимаю разницу между храмом и церковью). Давайте разберемся, в чем тут дело. В "анатомии кощунства" нам поможет эта статья:  http://spzh.news/ru/zashhita-very/35452-pristegivanie-upa-k-pokrovu-anatomiya-koshchunstva

Я приведу несколько фрагментов из упомянутой статьи:

"Вот уже второй год в Украине на великий праздник Покрова Божией Матери отмечается «День захисника Вітчизни України». Его, вскоре после вступления в должность президента, установил Петр Порошенко. Взамен 23 февраля - «дня Советской армии и Военно-морского флота», учрежденного еще первыми большевиками, а в 1999 г. узаконенного и в независимой («кучминской») Украине. О своем решении президент часто вспоминает в публичных спичах: «14 октября - праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Еще с казацких времен этот день является праздничным для защитников Отечества. И поэтому… я, сознательно вычеркивая из календаря чужой, искусственно привнесенный праздник 23 февраля, выбрал именно эту дату». Можно понять «перемену мест слагаемых» в череде государственных дат. «Сумма» та же - политическое мимикрирование, а вот «слагаемые», как паззлы, тасуются в зависимости от политической и социальной конъюнктуры, которую отлично чувствует новая-старая властная элита. Сегодня конъюнктура такова, что «23 февраля» не в чести. Тем более на фоне «декоммунизации» (вполне, надо сказать, в духе большевизма), проводимой этой самой элитой.

Конечно, можно уточнить, что советский праздник давным-давно утратил свой коммунистический оттенок. И украинские военные, и милиция с прочими силовиками в большинстве своем считали дату 23 февраля - «родной». И очень обижались, если не получали поздравления. Но, поскольку у нынешней украинской власти иные примеры для подражания, факт переноса праздника не удивителен. Однако при чем тут 14 октября - великий день Покрова Пресвятой Богородицы?

Праздновать, например, могли бы сутками позже: 15-го, в день смерти Бандеры. Которого, кстати, экс-президент Виктор Ющенко считает «святым». Вот что он как-то заявил: «У нас украли наше имя. У нас украли нашу Церковь. У нас украли нашу историческую память. Нам привезли чужих героев: каких-то Щорсов, каких-то Чапаевых, Котовских и так далее». По мнению Ющенко, «пришла пора вспоминать своих героев и своих дедов. Тех, кто боролся за независимость Украины». В связи с чем Ющенко напомнил о том, как «абсолютно сознательно шесть лет назад присвоил звание героя Украины Степану Бандере».

Но для чего понадобилось «пристегивать» данное отмечание к великому православному празднику, пришедшему из глубины веков, из Византии? Даже не смущаясь тем обстоятельством, что он был установлен на Руси в 1165 г. св. благоверным князем Андреем Боголюбским, ненавидимым украинскими националистами за взятие Киева?

Ответ ясен: по той простой причине, что уже давно украинская подконтрольная историография называет эту дату днем рождения УПА. И, таким образом, налицо кощунственная попытка соединить великое «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» с фактическим чествованием фашистских коллаборационистов.

Это пошло еще с 1947 года, когда шеф УПА Шухевич издал «святочный наказ» по своему «війську» считать 14 октября 1942 года датой создания «Украинской повстанческой армии». Хотя имеются свидетельства, указывающие, что агент Абвера, гауптштурмфюрер СС и замкомандира в спецподразделении «Нахтигаль», а также (с ноября 1941 г.)  201-го батальона охранной полиции - Роман Шухевич - эту дату придумал. Для чего? Вероятно, для того, чтобы, с одной стороны, придать пафоса и породить иллюзию сохранения традиций Запорожской Сечи. А с другой, - чтобы затушевать свою службу в упомянутом 201-м шуцманшафтбатальоне, одном из семи батальонов коллаборационистов. (я опускаю здесь подробности, которые можно прочесть в упомянутой статье).

Вот такая неприглядная история. Тем не менее она не помешала нынешним властям предержащим установить «праздник защитников Отечества» именно 14 октября. Игнорируя даты, связанные с подвигом советских солдат. Но, что более вопиюще, - кощунственно увязывая уповцев-оуновцев, в большинстве своем бывших греко-католиками (униатами), с великим праздником ПРАВОСЛАВНЫХ запорожских козаков, которые с Унией боролись. Какой смысл в подобных подтасовках? Ну, кроме потакания псевдо-патриотам, которые устраивают в этот день факельные шествия и прочие мероприятия? Смысл, очевидно, в том, чтобы в общественном сознании прочно укрепить лживую идею о «покровительстве» Пресвятой Богородицы национал-кощунникам и лицемерам, рядящимся в тоги «истинных православных». Чтобы, утверждая эту ложь как данность, увести народ от Церкви Христовой - к волкам в овечьих шкурах, приходящим под именем Его. К тем нечестивым, которым Он скажет на Суде: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф.7:21-27)

Сегодня они пытаются утвердить беззаконие и раскол в качестве государственной религии. Недаром в осеннюю повестку дня Верховной Рады был внесен рейдерский закон против Церкви. Это все звенья той же цепи, что и убийства священников, нападения на них и паству, захваты и осквернения храмов, целенаправленный курс на запрет канонической Украинской Православной Церкви. Но Бога обмануть невозможно. И любое кощунство может закончиться плохими последствиями для его исполнителей.

Когда Цареград (Константинополь) окружили враги Церкви Христовой, его жители его собрались на всенощную в храме Пресвятой Богородицы на Влахернах. Святой юродивый Андрей и его ученик Епифаний (будущий Византийский патриарх) также молились там. Вдруг, перед концом службы, Андрей увидел осеняемую светом Богоматерь в сопровождении ангелов и святых. Дева Мария после долгой коленопреклоненной молитвы со слезами сняла со своей головы ясный плат-омофор (греч. «мафорион»), и широко простерла этот покров над народом в храме. Это означало защиту и спасение его от нашествия, и враги вскоре отступили.

Вот что пишет святитель Димитрий Ростовский в «Житиях святых» о том, как Андрей увидел Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором:

«Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию:

- Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

Епифаний ответил:

- Вижу, святой отче, и ужасаюсь.

Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно долгое время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Национал-фальсификаторы пытаются вложить нам в мозги, что эту Благодать Пресвятая Богородица оставила им. Хотя любой, даже не воцерковленный человек, глядя на то, что происходит в стране, может уверенно констатировать, что от Бога эти люди удаляются все дальше.

Когда же они прозреют и узрят дела рук своих - конечно, ужаснутся. Хорошо, если это случится еще в земной жизни, и они успеют покаяться. http://spzh.news/ru/zashhita-very/35452-pristegivanie-upa-k-pokrovu-anatomiya-koshchunstva Можно также познакомиться подробно о переносе праздника здесь  https://kp.ua/life/589297-pochemu-14-oktiabria-ukrayntsy-otmechauit-try-prazdnyka-v-odyn-den

Далее, Виктор Киркевич, нагадив на праздник, перешел к сути статьи, чтобы в очередной раз продемонстрировать свой вклад в культуру Украины.

Автор:

Церковь Покров Пресвятой Богородицы в с.Пархомовка Володарского района Киевской области стала строиться в разгар событий первой русской революции и, как замечено, что после её освящения политическая обстановка в районе нормализовалась и, согласно многочисленной литературе прошлого, рассказывающей о революционных днях, этот район стал самым спокойным и инертным в социальных преобразованиях. Получается, что храм воздвигался как защита от религиозного экстремизма! Политические пристрастия революций, лихолетье войн, смены социальных формаций отвернули внимание от этого храма, что и сохранило его от уничтожения.

Высокие стремления семьи богатых промышленников Голубевых - владельцев имения Пархомовка, прославленных меценатов и просветителей - в единении с талантливостью и опытностью лучших мастеров своей эпохи - художника Николая Рериха, архитектора Владимира Покровского и мозаичиста Владимира Фролова -создали уникальное творение духовности, не имеющее аналогов во всем мире.

Комментарии:

После этого несусветного бреда, автор приводит архитектурное описание храма.

Автор:

Издали она кажется небольшой, воздушной - быть может, за счет строго выверенных пропорций. Но когда машина или автобус, а другим транспортом не добраться, повернув, пробежит еще километров двадцать, выясняется, что это церковь. Кирпичная, однокупольная, трехнефная, построенная в стиле «неорусского модерна» с элементами других архитектурных стилей, с использованием необычайно удачно подобранных по фактуре и цвету гранита, мрамора, шифера, дерева, керамики, металла. Она имеет довольно внушительные размеры: в плане - 40,0 х 20,0 м, к тому же объединенная с пятиярусной колокольней высотой до 50 м и небольшой часовней-усыпальницей под шлемовидным куполом. В едином ансамбле, что было свойственно творчеству ее архитектора Владимира Александровича Покровского, каменная ограда и ворота, дом священника и сторожка. У входа в часовню-усыпальницу - мраморная доска со стилизовано выполненным сообщением о владельце имения Пархомовка - Викторе Федоровиче Голубеве (создатель одного из крупнейших предприятий в Украине - завода им.Петровского в Днепропетровске и Горного института там же), и его смерти в Риме. Тут, в маленькой церкви Святого Виктора, чуть ли не единственной во всем мире, он покоился до печально известных тридцатых годов, когда надругались над его останками. Теперь благодарные жители Володарского района, в память о его благодеяниях, поставили ему памятник.

Под самым куполом колокольни надпись в мозаике: «Сооружена церковь Покров Пресвятой Богородицы и Святого Виктора в царствование императора Николая II в лета 1903-06». Под надписью - давнее, часто повторяемое, еще с наскальных рисунков и до наших дней изображение огня - символа творческого горения. Скорее всего, по подсказке востоковеда Голубева, архитектор Покровский вокруг колокольни чуть ниже надписи последовательно изобразил молоток, клещи, четыре гвоздя, лестницу, копьё, проросшее зерно, полумесяц, елку, звезды, ползущую в виде буквы «омега», змею, красного петуха. Христианские символы, достаточно широко применяемые в иконах и культовых предметах, на храмах в такой последовательности не встречаются. Исследователи из московского Института востоковедения пытались расшифровать надписи и символы, - и вышло предостережение правящей царской фамилии. Это страшное пророчество, написанное вязью и фигурами на колокольне, свершилось чуть более чем через десятилетие. У авторов и заказчиков было свое отношение к Романовым, иначе под словом «император» не появилась змея, а под - «Николай II» - петух. «Виктор» выложено большими буквами, чем «Николай II», что должно символизировать значимость заказчика. На виду изображения голубя - и не только как христианский символ, а еще как бы подчеркивая, что храм это усыпальница Голубевых. В запасниках Третьяковской галереи мне доводилось видеть некоторые из упомянутых символов на зарисовках Николая Рериха. Безусловно, они повторяются на своеобразном, не имеющем аналогий декоре собора. Но возможность их рассмотреть, понять, осмыслить приходит позднее. Это вызвано тем, что когда первое впечатление, а ему почти всегда присуще восхищение от силуэта, общего объема храма, проходит, то все внимание уходит на великолепные мозаики Николая Рериха, по праву считающиеся шедевром искусства мирового уровня.

Комментарии:

То, что Виктор Киркевич не разбирается в христианской символике - понятно, ему это не нужно. Востоковед Голубев должен был подсказать Виктору Киркевичу, что изображенные предметы - молоток, гвозди, клещи, лестница - это предметы, фигурировавшие при распятии Христа - впрочем, как и копье. Петух напоминает нам о пророчестве Христа об отречении Петра, а голубь вовсе не об "усыпальнице" Голубевых. Впрочем, маленькая церковь Святого Виктора могла бы, как и выложенное большими буквами имя Виктор (бОльшими, чем Николай II), должна была подразумевать Виктора Киркевича? Не так ли? А для чего тогда подчеркивать, что в запасниках Третьяковской галерее Виктору Киркевичу что-то доводилось видеть? Ореол тайны. Змея, петух, Романовы... Востоковеды пытались расшифровать... Это, как принято у Виктора Киркевича, просто брошенные фразы, которые ничем не обосновываются. Да и грамматика статьи явно хромает. Непонятно, к чему относится  фраза "ползущую в виде буквы "омега"? К змее, елке, полумесяцу или красному петуху?

Автор:

Выполнены только две мозаики Рериха. Но, тем не менее, они стали известны, особенно в последнее время, как гимн красоте и гармоничному совершенству. В своей стилистике архитектор возрождает черты древнерусского зодчества. Найдена спокойная простота объемов, тактично использованы элементы декора. Мозаичное панно органично связано с плоскостью стены, подчеркивает декоративное начало в убранстве храма. Ниши с мозаиками по своему размеру и пропорциям составляют единый ансамбль с архитектурой. Над центральным входом в неглубокой нише полуовальной формы расположена мозаика «Покров Богоматери» (4х6 м), над входом в пристроенную малую церковь Святого великомученика Виктора - панно меньшего размера «Спас Нерукотворный». Если большая работа сохранилась почти полностью, по ней только пару раз стреляли, а колокольню поджигали, то по нижней мозаике били, чем попало, и она сильно повреждена. Сколы обнажили надпись «Ник. Рерих» в правом углу. Но «Спас Нерукотворный», а руками поврежденный, даже в таком виде довольно хорош. Он суровым взглядом смотрит поверх нас, как бы вопрошая, что мы сделали для победы красоты и справедливости, как мы допустили такое безобразие с ним? Он предлагает нам стать выше, подняться над миром суеты, стяжания, безверия. Стать лучше, благороднее, сильнее, скорее всего и мудрее.

Мозаика «Покров Богородицы», пожалуй, одна из самых больших в нашем отечестве. Она расположена высоко над нами и хорошо просматривается издали. В.Покровский, еще только приступая к разработке авторских чертежей церкви, рассматривал строение, как синтез архитектуры, монументального и декоративного искусства, возвышающегося над большим парком и красивым прудом.

Основная фигура композиции - Богоматерь парит над городской стеной, вратами, башнями. Все это мощное, фундаментальное, толстое и неприступное.

Есть подозрения, что в этом и сохраняется противоречивость творчества Рериха, показывающего в своих работах, что не божественные «покрова» защитят народ, а их созидательный труд, результатом которого и явились эти укрепления. Выполненные в мозаике, они как бы повторяют стилизованный каменный забор, окружающий церковь. И тут художник изобразил их не так схематично и в плоскости, как принято на древней иконе.

Немного канонично нарушен, что проявляется только при тщательном рассмотрении, и образ Богоматери. В нем Рерих старался воплотить образ Матери Мира - прародительницы всего сущего, хранительницы всего жизненного на земле.

Комментарии:

Мне вспомнилась старая поговорка "с думя высшими, но без среднего", которая вполне относится к образованию Виктора Киркевича. Вот и получается у него, что "Основная фигура композиции - Богоматерь парит над городской стеной, вратами, башнями. Все это мощное, фундаментальное, толстое и неприступное". Надеюсь, что в это "все" не включается Богоматерь, а то можно подумать, что это она "толстая и неприступная". Дальнейшие безграмотные рассуждения Виктора Киркевича про то, что не "покрова" защитят народ, а созидательный труд - мы опустим. Давайте лучше обратимся к историческим справкам о строительстве Покровской церкви.

Церковь Покрова Богоматери с приделом Святого Виктора была построена в 1903-1907 гг. по замыслу инженера, крупного промышленника, благотворителя Виктора Фёдоровича Голубева. Храмовый ансамбль включает в себя одноглавый храм с одним приделом и колокольней, дом священнослужителя, сторожку, кирпичную ограду с воротами, калитками и угловыми башенками.

Слова Н. А. Шараевского - ценнейшее свидетельство, человека принимавшего участие в торжествах закладки и освящения усадебной церкви. Согласно словам этого уездного законоучителя, появление «древне-русского» храма связано с именем В. Ф. Голубева: «Обширный каменный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы построен по проекту и под непосредственным наблюдением известного архитектора академика В. А. Покровского в древне-русском стиле новгородских храмов XIII в. Стиль выдержан строго, как в здании самом, так и в украшении его, - в иконостасе, живописи, утвари, ризнице, во всём до мельчайших подробностей. Идея такого именно храма принадлежит самому В. Ф. Голубеву, который был большим любителем и компетентным ценителем искусств, а выполнение её талантливому архитектору В. А. Покровскому, который вложил в это дело всю душу. Внешним и внутренним видом, богатством, красотою храм производит грандиозное впечатление, и мог бы служить украшением большого города».

В. Ф. Голубев скончался 23 февраля 1903 г. в Риме. Его тело привезли в семейное имение, где после завершения постройки церкви захоронили в склепе в приделе Св. Виктора. Возводился храм на средства и под наблюдением его сыновей - Виктора Викторовича и Льва Викторовича Голубевых. Зодчим учитывались пожелания, указания и замечания братьев. Колокольня отдалённо напоминает часозвоню в новгородском Детинце; под шлемовидным куполом помещена храмозданная надпись.
Придел Св. Виктора, расположенный с юга, представляет собой завершенное самостоятельное произведение.

Модерн ярко проявился в проекте ворот и рисунке части оконных проёмов и рам. Выпадает из стиля храма гранёный барабан увенчанный шлемовидным куполом, значительно больших размеров, чем у прообразов, не соответствует место перехода от четверика храма к восьмерику.
Ход строительства:

Июнь 1903 г. - заготовка материалов, строительство сараев, рытьё колодцев и котлована.
    Начало августа 1906 г. - завершение строительства колокольни.
    24 августа 1906 г . - поднятие колоколов и креста.
    8-го сентября 1906 г. - поднятие второго креста.

В 1906 году Н. К. Рерих выполнил 12 эскизов мозаик и росписей, однако, реализованы были только две мозаики - «Спас Нерукотворный с избранными святыми» и «Покров Пресвятой Богородицы». Из письма Льва Голубева брату Виктору от 26-го апреля 1907 г. «Церковь вышла замечательно красивой, мозаика Рериховского рисунка - Покров Святой Богородицы, тоже очень удачна, но тем не менее я очень рад, что роспись в церкви не будет по рисункам Рериха, потому что даже рисунок мозаики, не имеющий особенных отличительных черт Рериховских других вещей и то многим кажется немного странным. Очень хороши в этом рисунке Сама Богородица и Ея лик».

Из договора на производство живописных работ между Л. В. Голубевым и В. Т. Перминовым от 18-го сентября 1906 г.
«Обязуюсь исполнить означенную живопись по эскизам и указаниям классного художника Н. К. Рериха - минеральными красками док. Кейма - при моем личном участии и моими помощниками и мастерами …с выданных мне художником Н. К. Рерихом эскизов изготовить моими средствами и в моем помещении в г. Петербурге - все, признаваемые г. Рерихом за нужные картоны и шаблоны».

Из письма Льва В. Голубева к Виктору В. Голубеву. 23 октября 1906 г. С.-Петербург.
 «Вчера был у меня Владимир Александрович Покровский и передал мне, Рерих не хочет менять рисунки, говоря, что о всех сюжетах он с тобой переговорил и делал их по твоему желанию. Теперь живопись Рериха совсем не подходит к нашей церкви: она представляет из себя извращение церковной живописи и может быть интересна, как произведение искусства (я сам ставлю очень высоко талант Рериха), но церковного в ней ничего нет. Когда мы с тобой затратили такие огромные деньги на церковь, то, понятно, не хочется, чтобы то, что больше всего будет бросаться в глаза, а именно живопись, совершенно не отвечала ни моим, ни твоим желаниям. Я говорю и про твои желания, так как ты мне сам говорил, что ты желаешь простой для крестьянского религиозного понимания доступной живописи. В виду того, что церковь без живописи будет грустна, то я думаю, что очень хорошо будет взять несколько копий с известных хороших образцов церковной живописи. Кажется, и твоя идея раньше была такова. Конечно, было бы не желательно обидеть чем-нибудь Николая Константиновича, в высшей степени симпатичного и талантливого человека, так что я думаю, что ты мог бы написать такое письмо, что, признавая вполне его талант и художества, ты и я, желая для Покровской церкви самую простую, крестьянам уже известную живопись, остановились на той идее, чтоб в церковь поместить несколько копий образцов древней церковной живописи, наиболее подходящей к деревенскому религиозному пониманию. В этом же письме ты можешь указать на меня, что и я не согласен с его живописью, а так как я являюсь состроителем храма, то ты не можешь без моего сочувствия поместить его живопись. Я принимаю, как само собою понятно, что ни я, ни ты, мы не будем в церкви устраивать то, что кому-нибудь из нас не симпатично, а наоборот, всегда найдем то, что будет нам обоим по душе».

Таковы были обстоятельства строительства храма и отношение к рисункам Рериха. Как видите, Виктор Киркевич считая себя историком, не приводит исторические документы, а пишет в статье только о своих личных фантазиях. Кроме того, связывает изображение голубя с Голубевым, и хорошо, что не связывает фамилию Покровский с названием церкви.

Виктор Киркевич, Рерих, Покровская церковь

Previous post Next post
Up