(продолжение)
Автор:
Матерь Мира, по Рериху, воплощала в себе весь окружающий мир, объединяла народы всех стран: «Матерь Мира, - писал он, - сколько необыкновенного, трогательного и мощного слилось в этом священном понятии времен и народов». Во время работы над эскизами для Пархомовки Рерих еще только прикоснулся к этому столь важному для себя образу. Она у него почти полностью проникнута православным мировоззрением и отклонения от канонов совсем незначительны. Уже впоследствии символическое значение образа настолько захватывает Николая Константиновича, что он возвращается к нему неоднократно, наполняя все новым и новым содержанием. Особенно значительно этот символ проявился в годы создания знаменитого Пакта Рериха - движения в защиту мира на земле, где этот же образ получил новое общечеловеческое звучание.
За церковными ликами Матерей Мира и Света, всех скорбящих, всем помогающих, вседающих, жертвовательниц Востока и Запада - Православной Богородицы, Споручниц, католической Мадонны, восточных Кали, Иштар, Мириам, Белой Тары, Рериху виделись многозначительные древние символы человеческой мудрости всеведения. В них художник видел, прежде всего, глубокие символы природы, величественное всепоглощающее женское начало. Матерь Мира воплощала в себе весь окружающий мир, который по Рериху был обязан ей своим существованием. Матерь Мира, прежде всего, стала для него в вынужденной эмиграции образом Матери - заступницы его Родины, куда он стремился всей душой.
Но, повторяю, впервые образ Православной Богородицы у Николая Рериха появился на храме с. Пархомовка. Он производит неизгладимое впечатление своим изяществом и благородством. В постановке фигуры, в одежде, состоящей из синего хитона, поверх которого накинут пурпуровый плащ - мафорий, в складках одеяния, в использованной цветной гамме чувствуется влияние мозаик Софии и Михайловского собора. Но в отличие от золотого фона Софии, здесь преобладают голубовато-серые цвета облаков, на которых как бы стоит фигура Богоматери. Рук ее не видно. Даже не похоже, чтобы она держала «покров». Это делают архангелы, стоящие по бокам ее. В нарушение церковного канона архангел справа повернут к зрителю спиной, не смотрит на нас и стоящий слева. Ангелы, держащие «покрова» за спиной Богоматери, безлики, а лица двенадцати Святых, длиннобородых, довольно схожих между собой, безучастны. Жизненной силой наполнены люди, стоящие группами, в древнерусских одеждах, живо обсуждающие что-то и жестикулирующие.
Композиция выполнена в легкой, нежной гамме зеленых, желтых и голубых тонов, способствующих светлому эмоциональному впечатлению. Структурно панно состоит как бы на ритме вертикалей и полуовалов, которому созвучна особая музыкальность цветовых отношений. Определенная ограниченность цветовой палитры, продуманный ритм линий и силуэтов помогают сохранить целостность всего архитектурного образа, достичь единства смысла изображения. Распределение планов и цветовых отношений, сам характер кладки крупных нешлифованных смальт выявляет мастерство В.Фролова. После завершения панно Рерих напишет: «Мозаика всегда была одним из многих материалов. Ни в чем не выразить монументальность так твердо, как в мозаичных наборах. Мозаика дает стиль, и в самом материале ее уже зарождается естественное стилизирование. Мозаика стоит как осколок вечности. В конце концов, и вся наша жизнь является своего рода мозаикой. Не будем думать, что можно сложить повествование или жизнеописание, которое бы не было мозаичным. Не только мозаична целая жизнь, не только мозаичен год жизни, но и день жизни состоит из мозаики».
В его эссе «Мозаика» четко прослеживается доктрина жизненности в искусстве и неразрывная связь человека с эстетическими потребностями. «Красота спасает мир», - любимое изречение гималайского мудреца, как и «Красотой молимся - красотой побеждаем».
Художественные поиски Николая Константиновича были созвучны эпохе. Это было вообще характерно для многих художников начала века, особенно для тех, которые мечтали найти в нем прибежище духовной нравственности и красоты, противостоящих победному шествию утилитаризма. Не то чтобы Рерих искал себе работу в храмах. Заказчики сразу почувствовали в нем большого мастера, и с 1906 г. по начало первой мировой войны, ему довелось выполнить более тридцати эскизов для пяти церквей, зодчие которых, как и Рерих, искали спокойных величавых форм красоты и значительности сооружений в целом. Их стремление к «искусству большого стиля», к искусству возвышенному, нам очень понятны и близки.
Творческие устремления Покровского и Щусева импонируют Рериху, который с воодушевлением приступил к украшению церквей в Пархомовке и Почаеве своими росписями и мозаиками.
Практически, все мозаики на всех храмах, за пределами Украины, кроме Талашкино, погибли. Поэтому и дорогие для ценителей искусства Рериха Почаев и Пархомовка, находящиеся в Украине.
Рерих использовал мозаику всегда крупную, не шлифованную, возрожденную со времен Киевской Руси. В отличие от Михаила Ломоносова, который в начале ХVIII века использовал в своих наборах мелкую отшлифованную смальту. У Рериха, оттого, что лучи Солнца всегда падали по-разному, освещенные мозаики звучали каждый раз иначе, что увеличивало впечатление от произведения, заставляло зрителя переживать каждый раз по-новому.
В своей монографии о Рерихе Сергей Эрнст правильно отметил, что мозаики в Пархомовке вдохновлены византийскими образцами.
Комментарии:
В своей статье Виктор Киркевич с апломбом сообщает о "правильной" оценке мозаик Рериха в монографии Сергея Эрнста. Надо же! Спасибо Виктору Киркевичу, он не против мнения Сергея Эрнста. Также следует целая куча голословных утверждений: "Нет сведений, что Рерих был в Почаеве или Пархомовке, но, глядя на его работы, причем независимо с какой-либо стороны или расстояния - всюду они хороши и впечатляют". В остальном, судя по изменению стиля и языка написания, все это надерганные фразы из разных источников без их указания.
Автор:
В живописи Рериха, как в древнерусском искусстве, обнаруживается схожее понимание света, с присущим определенным символическим и философским смыслом. Ансамбль, созданный в Пархомовке, был типичен для модерна обращением к традициям старого русского искусства, поисками синтеза архитектуры, живописи и элементов декора, использованием техники монументальной живописи. Все это имело глубокий философский смысл, заключавшийся в утверждении вечных идеалов добра и красоты. Один из эскизов неосуществленной росписи в церкви назывался «Царица Небесная над рекой жизни». Этому не каноничному образу нет аналогий в древнерусской иконописи. Рерих стремится к синтезированному воплощению гуманистических идеалов. Он помогает «путникам не умелым, не знающим как различить, где добро, где зло», - так объяснял художник содержание росписи. В дальнейшем, для окончательного осуществления своего замысла, он взял за основу этот эскиз для основной композиции росписей в церкви Святого Духа в Талашкино.
В куполе Пархомовской церкви предполагалось поместить живописное изображение Вседержителя. Этот традиционный для купола образ был задуман Рерихом, подобный Киевской Софии. К тому времени он уже был открыт, описан и опубликован в репродукциях Адрианом Викторовичем Праховым. Образ этот был основным в храмах Киевской Руси, где символизировал духовную нагрузку держателя Мира. Незадолго до этого образ Вседержителя воплотил во Владимирском соборе В.Васнецов. По канонам его окружают архангелы, помогающие в столь важном и ответственном деле. Так в Софии четыре архангела, каждый в своем строго, согласно канонам, характерном одеянии. Все росписи и все мозаики Софии Киевской, порядок их размещения стали образцом и неукоснительно повторялись во всех последующих росписях храмов Руси, Московии, Украины, России.
Комментарии:
Виктор Киркевич не может определиться. В самом деле: "не каноничному образу нет аналогий в древнерусской иконописи". А как же может быть иначе? Виктор Киркевич только этой фразой показывает свое невежество. Если образ не канонический, то как он может появляться в древнерусской иконописи? А чего стоит фраза: " Все росписи и все мозаики Софии Киевской, порядок их размещения стали образцом и неукоснительно повторялись во всех последующих росписях храмов Руси, Московии, Украины, России." Что это за страны такие? Хотя бы уточнил, что в разные века это было название конкретной страны. И откуда известно, что именно София Киевская стала образцом росписей храмов? Впрочем, газету "Зеркало недели" читают не специалисты в истории и культуре. Схавают, как говорится.
Автор:
В годы создания мозаик Н.Рерих был, безусловно, православным, но его религиозное восприятие не было верой иконописцев прошлого, которые для своего воистину священного деяния долгое время постились перед тем, как браться за кисти, искали вдохновения в продолжительных молитвах. Николай Константинович писал картины, постоянно находясь в творческом духовном трансе, но при этом темы его произведений были задуманы и разработаны с холодной расчетливостью математика. Не могу отогнать крамольную мысль, не хотел ли Николай Рерих в своих не традиционных произведениях изменить многовековые изобразительные устои христианской Руси, стать основоположником новой церковной живописи, создателем нового канона.
Комментарии:
Выразив отнюдь не крамольную, а попросту безграмотную мысль о том, что Рерих был безусловно православным, но писал картины в духовном трансе. Разумеется, Виктор Киркевич знает, что Рерих не постился перед тем, как браться за и кисти... Ну и т.п. Дальше идет целиком списанный откуда-то текст, это чувствуется по языку изложения и по приведенным литературным оборотам. Опустим эту часть для экономии текста.
Автор:
В советское время храм пережил много бедствий и надругательств, поэтому и простоял в полном забвении до конца семидесятых. Автор этих строк был создателем экскурсионного маршрута, получившего необычайную популярность у киевлян. За несколько лет побывала там не одна тысяча человек. Но и это не давало возможности на проведение реставрационных работ храма. Недаром кое-кто из руководителей считал проведение там экскурсий «антисоветчиной».
Но в мае 1987 года мне довелось встретиться со Святославом Рерихом. Он был приятно удивлен, узнав о сохранившихся мозаиках своего отца, который с прискорбием сообщал детям о разрушении Покровской церкви. А тут ему дарят прекрасные фотографии и статьи о ней. При прощании, он сказал: «Будем делать все, чтобы сохранить Пархомовку». А когда у художника через четыре часа произошла встреча с М.Горбачевым, то и там С.Рерих стал говорить о Пархомовке. Раиса Максимовна, с присущей ей эмоциональностью, воскликнула: «Святослав Николаевич, давайте поедем в Пархомовку!» «Хорошо», - ответил он, думая о будущем, так как на следующее утро, улетал из СССР.
На следующий день в ЦК Компартии Украины прозвенел звонок. «Готовьтесь к приезду Горбачевой и Рериха». Через пару дней, все партийное и хозяйственное руководство республики, кроме заболевшего Щербицкого, по грунтовой разбитой дороге на правительственных «броневиках» устремилось в отдаленное село. Со следующего дня со всех объектов Украины были сняты реставраторы. Сотни рабочих восстанавливали церковь, делали дорогу, благоустраивали село, тщательно готовясь к приезду столь высоких гостей. Рерих был в Индии, а Р.Горбачева занялась другими вопросами. Убедившись, что их не будет, реставрацию прекратили. Но уже почти все сделали. Сейчас это действующий храм Украинской Православной церкви - Киевского Патриархата.
И стоит этот удивительный храм, один из самых красивых в мире, как воин, что выстоял почти столетие, не погибнув, как множество не менее достойных, не изменил ни своего облика, ни своей сути. Не изменил своим основателям, создателям, почитателям, которых становится все больше и больше! Словно герой эпоса, противостоял он лихолетьям: революциям, войнам, разрухам, развенчиванием кумиров и мифов. По нему стреляли, его поджигали, засыпали отравой, пытались принизить безразличием и забытьем. Не вышло! Он выстоял и ждет вас, придите к нему, под его защиту.
Комментарии:
Дальше, как обычно "тут Остапа понесло". Здесь можно просто угореть от каждого из предложений. Особенно впечатляют обороты типа "В советское время храм пережил много бедствий и надругательств, поэтому и простоял в полном забвении до конца семидесятых". Если бы не надругательства и бедствия (непонятно какие), то, скорее всего, не простоял бы. Виктор Киркевич создал экскурсионный маршрут вероятно без санкций руководства, да еще и "антисоветский" почему-то! После чего, благодаря героическим усилиям Виктора Киркевича, советская бюрократическая машина была сломана, и, вероятно с перепугу, все партийное и хозяйственное руководство на правительственных "броневиках" устремилось в отдаленное село.
Короче, давайте дадим Виктору Киркевичу успокоительное и наденем на него смирительную рубашку. После чего, попробуем воссоздать историю сооружения храма так, как это сделал бы честный историк и журналист, а не Остап Бендер от науки и журналистики.
Подлинная история Покровской церкви в с. Пархомовка.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пархомовка (1903-1906) - храм, известный своим архитектурным стилем, который совершенно не соответствует православным церковным канонам, и задуманный своими создателями как попытка синтеза культур и религий. Кроме того, церковь знаменита своими мозаичными панно, созданными по эскизам Николая Константиновича Рериха - известнейшего русского художника, мистика и путешественника.
Иными словами, храм сильно выделяется на фоне ортодоксальных украинских архитектурных реалий того времени, хотя расположен он - в центре традиционного украинского села. Этот эффект с известной долей юмора описывает автор блога под ником Benbow на одном из любимых сайтов автопутешественников - Doroga.ua: «…здание, которое напоминает архитектору эпохи модерн, переполнено знаками и формами, которые однозначно прочесть могут только гималайские старцы. Умиляет пейзаж вокруг - классическое село, пахнет навозом, орут петухи, ходят пьяницы; и посреди всего этого стоит храм - послание». Но попытка была интересной, очень необычной и наполненной каким-то скрытым смыслом. В 1979 году храм получил статус памятника архитектуры национального значения.
И еще один штрих. Церковь настолько необычная по внешней стилистике и внутреннему оформлению - различные оккультные символы на стенах, паркетный пол и скамьи для верующих - внутри - что синодальные власти тянули с ее освящением два года. В конце-концов церковь все же освятили - 24 августа 1907 года, о чем свидетельствует табличка на стене.
История
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была возведена на месте старинного деревянного приходского храма, который, по словам неоднократно цитируемого мной в этой рубрике краеведа Лаврения Ивановича Похилевича, был пятиглавым и развалился от старости в 1771 году, а из его остатков построили небольшую церковь в честь Иоанна Воина. Даты строительства новой церкви были увековечены на одной из плит, вмурованных в стену храма: «Сооружен в честь и память Покровы Пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903-1906».
Тогдашний владелец села Пархомовка, Виктор Федорович Голубев, автор идеи строительства Свято-Покровской церкви, был выдающимся человеком: граф, действительный статский советник, инженер путей сообщения, крупный промышленник родом из Нижнего Новгорода, прославившийся активным внедрением новейших производственных технологий в производство и сельское хозяйство, известный благотворитель и коллекционер. Участвовал в строительстве Московско-Курской, Орловско-Витебской, Балтийской и Уральской Горнозаводской железных дорог, был создателем и совладельцем одного из крупнейших предприятий в Украине - металлургического завода имени Петровского в Днепропетровске. К строительству церкви приложила усилия целая плеяда известных российских художников и архитекторов начала ХХ века.
В 1902 году Голубев заказывает проект церкви молодому российскому архитектору, выпускнику школы Леонтия Николаевича Бенуа, Владимиру Александровичу Покровскому. Покровский был увлечен интеграцией древнерусского псковско-новгородского архитектурного стиля и современных ему модернистских решений, что наложило отпечаток на проект, который был одной из двух первых его самостоятельных работ, за что он в 1907 году удостоился звания академика архитектуры.
В 1903 году Голубев умер, завещав своим сыновьям, Виктору и Льву, воплотить начатый проект в жизнь. Так архитектор Покровский начинает строительство Покровской церкви. А в 1906 году Виктор Викторович Голубев, знаменитый востоковед, учёный и путешественник, предложил Николаю Константиновичу Рериху, с которым был хорошо знаком, расписать Покровскую церковь в своем имении. Рерих воспринял идею с энтузиазмом, да и архитектора церкви Покровского он хорошо знал по совместной работе над храмом Святых апостолов Петра и Павла под Шлиссельбургом.
Николай Рерих создает для церкви эскизы мозаик и росписей, в том числе алтарный образ «Царицы Небесной над рекой жизни». Однако, для оформления храма были реализованы только две мозаики художника на внешних стенах храма - «Покров Богородицы» и «Спас Нерукотворный с избранными святыми», а для выполнения внутренних росписей пригласили другого художника - Виктора Тимофеевича Перминова. Произошло это потому, что Виктор Викторович Голубев постоянно проживал в Париже, а имением и строительством де-факто руководил его брат - Лев Викторович Голубев, который посчитал эскизы неканоническими. Правда, исследователь творчества Николая Рериха Н.В. Тютюгина, досконально изучившая архивы и переписку семьи Голубевых и Рерихов считает, что причина отказа была намного более прозаической - финансовой (дескать, зачем простым крестьянам такие сложные материи так задорого). Николай Рерих был очень обижен и высказал это в письме Виктору Викторовичу. Мозаичные композиции по эскизам Рериха были созданы мозаичистами первой в России частной мозаичной мастерской Владимира Александровича Фролова. Церковь была освящена 24 августа 1907 года митрополитом Фавианом. Прах Виктора Федоровича Голубева, духовного вдохновителя создания церкви, захоронили в приделе Святого Виктора.
После революции 1917 года, в 1929 году, церковь закрыли, постепенно разобрали ограду храма. Вскрыли гробницу Голубева - думали, что он похоронен с золотым наградным оружием (его прах местные жители тайком захоронили на местном кладбище). В 1941 году, во время немецкой оккупации и до начала хрущевских гонений на церковь в 1950-х годах, храм был действующим. Потом его пытались приспособить под кинотеатр - но это оказалось дорого, под зернохранилище, подвал церкви - под склад ядохимикатов, а в 1960-е годы сюда загоняли на ночлег овец. Часть церковных построек постепенно растащили. В 1979 году, после присвоения церкви статуса памятника национального значения, был разработан проект и в 1982 Киевское областное отделение по делам строительства и архитектуры института "Укрпроектреставрация" начало реставрационные работы - восстановление куполов и крыш, кладки, мозаик.
В 1987 году, по инициативе Генерального секретаря СССР Михаила Горбачева и премьер-министра Индии Раджива Ганди, в СССР и Индии проходил фестиваль советско-индийской дружбы. Во время празднований группа ученых-энтузиастов пробилась к Святославу Николаевичу Рериху, который был в составе делегации, и рассказали о сохранившейся Покровской церкви и мозаиках его отца. Виктор Геннадиевич Киркевич - украинский журналист и краевед, который был на встрече ученых с Рерихом, рассказывает, что через четыре часа Святослав Рерих общался с Михаилом и Раисой Максимовной Горбачевыми, и говорил с ними о пархомовской церкви. Раиса Максимовна предложила ему посетить Пархомовку, и он согласился (обратите внимание - Виктор Киркевич рассказывает, судите сами).
В результате в 1987-1988 годах реставрация происходила ударными темпами, и прекратилась, только когда стало понятно, что высокие гости не приедут. Однако к тому моменту работы были почти завершены. В 1990-х годах ХХ века в Пархомовку организовали экскурсионный маршрут "К Рериховским мозаикам". В 1992 году церковь передали Киевскому патриархату УПЦ, а недавно в церкви, усилиями местого священника отца Василия и благотворителей, был установлен иконостас, изготовленный львовскими мастерами. Храм - действующий, относится к киевской епархии Украинской православной Церкви Киевского патриархата, настоятель храма - протоиерей Василий Иванович Савка. Он возглавляет приход уже очень долгое время, с 1996 года.
Архитектура
Архитектурный комплекс в Пархомовке состоит из церкви, колокольни, ворот с оградой, сторожки и дома священника - к cожалению, полуразрушенного. Архитектурный стиль Покровской церкви - псевдорусский (неорусский) с элементами модерна. Церковь - однокупольная со шлемовидным куполом на восьмигранном барабане, трехнефная, одноапсидная. С южной стороны к церкви пристроен придел-усыпальница Святого великомученика Виктора, а у входа в усыпальницу - мраморная доска, свидетельствующая о том, что здесь захоронен Виктор Федорович Голубев. К храму пристроена 50-метровая пятиярусная звонница. Ворота и домик священника выстроены в стиле модерн. Для строительства церкви Владимир Покровский использовал новые конструктивные решения и отделочные материалы - мрамор, гранит, кованую сталь, дерево, керамику и железобетон, который тогда начали активно использовать в строительстве. Церковь украшена двумя мозаичными панно по эскизам Николая Рериха: над центральным входом расположена мозаика «Покров Богоматери»: Матерь Божья, ангелы и архангелы держат покров над белокаменным градом, у входа - двенадцать апостолов. Над крыльцом притвора Святого Виктора - панно «Спас Нерукотворный с избранными святыми»: перед образом Спаса стоят на коленях четыре фигуры - Богородица и апостол Иоанн Богослов справа, сотник Лонгин каппадокийский и Мария Магдалина - слева. «Спас» был поврежден в результате обстрелов, в правом углу видна подпись «Ник. Рерих». В интерьере церкви сохранились росписи: в алтарной части - Богородицы Оранты, архангелов, святых и евангелистов. На стенах - знаменитые свастики.
Интересные факты
Храм знаменит, в первую очередь, нетрадиционным для того времени оформлением, как внешним, так и внутренним. Наряду с классическими росписями, похожими на стенопись Софии Киевской, на внутренних стенах церкви изображены свастики и покровы. Свастика - широко распространенный символ в древнерусской культуре, наряду с индийской, и у славян называлась «коловрат». Ее изображения есть в Софии Киевской и черниговском Спасо-Преображенском соборе, правда с течением времени эти символы перестали использовать в канонических росписях. Снаружи, на внешних стенах церкви, много древнеславянских символов. Под куполом колокольни изображены «молоток, клещи, четыре гвоздя, лестница, копьё, проросшее зерно, полумесяц, ёлка, звёзды, ползущая в виде буквы "омега" змея, красный петух». Виктор Киркевич рассказывает, что в 1999 году исследователи из московского Института востоковедения пытались расшифровать эти надписи и символы - вышло предостережение правящей царской фамилии. Может, конечно, быть и так (ведь Виктор Киркевич рассказывает).
По словам священника пархомовской церкви отца Василия, храм занимает первое место в Европе по качеству акустики. Объясняется это тем, что при постройке в стены поместили особые керамические сосуды-голосники - такие технологии известны в древнерусском зодчестве еще с Х века и пришли на Русь, вероятнее всего, из Византии. А еще отец Василий говорит, что храм не нужно отапливать. Температура до +20 градусов держится в помещении до глубокой осени, а зимой не опускается ниже +12 градусов. Еще один факт: на территории бывшего СССР мозаики по эскизам Николая Константиновича Рериха сохранились в трех местах (два из них - в Украине): в Пархомовке, в Троицком соборе Почаевской Лавры (Тернопольская область) - мозаика «Спас и князья Святые» и селе Талашкино Смоленской области - мозаика «Спас Нерукотворный» в Храме Святого Духа. Мозаики на стенах храма в Пархомовке имеют особенность менять цвет в зависимости от угла падения солнечного света, поскольку династия Фроловых, в мастерской которых набирались мозаики по эскизам Николая Рериха, использовали сочетание классических мозаичных технологий Киевской Руси с «обратным» или «венецианским» методом - мозаики составлялись в зеркальном отображении на временном основании и перевозились к месту выкладки.
Местоположение и окрестности
Село Пархомовка володарского района киевской области расположено слева от трассы Р17 «Белая Церковь - Тетиев», в 23 километрах от Белой Церкви. Село основано в 1616 году. По местным преданиям, село получило свое название в честь сотника Пархома - он удачно противостоял внедрению поляками крепостного права в начале ХVIII века в поселениях на побережье речки Тарган, а жители села прославились своей храбростью во времена восстания Семена Палия в 1702 году.
Имение Пархомовка принадлежало попеременно различным польским дворянским династиям, а Виктор Федорович Голубев приобрел его в 1893 году, организовал в селе школу для мальчиков и девочек (тогда обучение было раздельным), бесплатную больницу и сельское кафе-кондитерскую - чайную с граммофоном. Без спиртного. Не знаю, как относились украинские мужички к гламурному заведению, но, по воспоминаниям, барина крестьяне уважали, а когда он умер, гроб с его телом несли всем селом - по очереди - на руках до места упокоения.
Прочую справочную информацию вы можете почитать, например в
http://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/26811-tserkov-vo-imya-pokrova-presvyatoy-bogoroditsy-v-sele-parkhomovka-1903-1906 или
http://ukrainaincognita.com/ru/khramy/parkhomovka где, к примеру, можно подробно узнать о Голубевых. Вот еще интересно написала в Живом Журнале
https://agritura.livejournal.com/1734.html женщина, посетившая с. Пархомовка:
"...жители потихоньку растаскивали добротный кирпич до 1979г, пока церкви не присвоили статус памятника архитектуры. В 1982 г начата первая, довольно скромная реставрация. Новый виток возрождения неожиданно начался для храма в 1987г во время фестиваля в Индии в Москве. Я хорошо помню этот фестиваль, смотрела его яркое открытие по телевизору: симпатяга Раджив Ганди, увешанные украшениями девушки-танцовщицы, странная тренькающая музычка… Тогда в Москву приехал сын Николая Рериха, Святослав. Во время его светской беседы с Раисой Горбачевой к ним чудом пробились энтузиасты реконструкции Пархомовской церкви: тыкали фотографии, убеждали, просили. Раиса Максимовна, дама увлекающаяся и эмоциональная, воскликнула: «Святослав Николаевич! А давайте-ка съездим в Пархомовку!». Этого было достаточно, чтобы закипела работа: церковь отреставрировали в считанные дни! Правда, высокие гости так и неприехали, поэтому работы так же быстро свернули, как и начали, но оснавная часть реставрации все-таки была осуществлена. Спасибо Вам, Раиса Максимовна! Выудила я из сети еще несколько имен: председатель сельсовета Иван Андреевич Оноприенко, обожатель и защитник Пархомовской святыни, ныне покойный; Николай Евгеньевич Ващенко, нынешний председатель, а ранее - директор школы, по своей инициативе собравший средства добровольцев и установивший в Пархомовке памятник Голубеву; Иван Яковлевич Зоренко, директор дома культуры в с. Косовка, самодеятельный скульптор, создавший памятник. Власти узнали о возникновении памятника постфактум и назвали «самоуправцев» «махновцами».
Она тоже покапалась в истории и пообщалась с местными "реставраторами" и патриотами с. Пархомовка. Никаких упоминаний о Викторе Киркевиче (странно даже, где же главный герой?)
Вот, в таком плане я бы и прочел правдивую информацию о Покровской церкви в с. Пархомовка. Стоп! А как же "... защитница от революций"? А это вы спросите у Виктора Киркевича, он вам расскажет... Ведь больше нигде в исторических описаниях вы об этом не прочтете.