Первый парламент новой России. Часть четвертая

Oct 14, 2014 14:19

В преддверии акции "Новое законодательство для новой России" начинаем цикл публикаций из стенограммы заседаний Госдумы РФ первого созыва, которые имеются в архиве сообщества. Представляем интервью с М.А. Митюковым, который в нем рассказывает про законодательную Комиссию при Президенте РФ, которая во многом предопределила деятельность будущего нового парламента.

ПРЕДИСЛОВИЕ. «ПРЕДПАРЛАМЕНТ»

Примечание сообщества «Политика на сломе эпох». Госдума РФ первого созыва, хоть и именовалась «переходной», законодательную деятельность начала очень активно буквально с первых дней своей работы. Медлить было непозволительно: правовой вакуум, возникший в зазоре между законодательством СССР и РФ требовал незамедлительного заполнения. Страна должна была жить и развиваться с учетом новых реалий.

Законотворческую активность первой Госдумы во многом предопределила работа Комиссии законодательных предположений при Президенте РФ, подготовившей солидный пакет проектов законов первоочередной важности. Возглавлял Комиссию Михаил Алексеевич Митюков - известный юрист, возглавлявший Комитет по законодательству в Верховном Совете РСФСР. В Госдуме РФ первого созыва как член фракции «Выбор России» занимал пост вице-спикера, курировавшего именно законодательную работу.

Вот что рассказывает М.А.Митюков про Комиссию, которую тогда назвали «предпарламент».

- Комиссия законодательных предположений при Президенте РФ уже принадлежит истории. Она порождение того бурного кризисного времени 1993 года.

Надо отметить, что Комиссия и по своему историческому происхождению и предназначению не относилась к классическим президентским консультативным, координационным либо совещательным органам. Ее, то ли в шутку, то ли всерьез некоторые именовали тогда «предпарламентом».

Указ № 1457 «Об образовании Комиссии законодательных предположений при Президенте Российской Федерации» был подписан Б.Н.Ельциным 26 сентября 1993 года.

Комиссия образовывалась «в целях сохранения преемственности в нормотворческом процессе до формирования Федерального Собрания Российской Федерации». Бывшим народным депутатам предлагалось принять участие в деятельности Комиссии по разработке новых нормативных актов в целях совершенствования действующего законодательства».

Необходимость создания такого органа я объяснил в самой первой пресс-конференции в качестве председателя Комиссии: « Мы переживаем сейчас особый, переходный период. Дело обернулось так, что на это время Россия осталась без высшего законодательного органа. Старый парламент прекратил существование, а до выборов и формирования нового - Федерального собрания - несколько месяцев. Но жизнь ведь не стоит на месте. В стране идет экономическая реформа, укореняются новые отношения в обществе. Все это требует правового обеспечения. Им-то мы и будем заниматься. Параллельно с президентским государственно-правовым управлением, но, не дублируя друг друга. У каждого из нас - своя ниша».

Основные задачи, права и формы деятельности определялись специальным положением, согласно которому Комиссия должна: а) подготовить нормативные акты по вопросам обеспечения деятельности Федерального Собрания Российской Федерации; б) доработать проекты нормативных актов, принятых в первом чтении бывшим Верховным Советом Российской Федерации, а также находившихся на рассмотрении комитетов и постоянных комиссий палат бывшего Верховного Совета России.

Для выполнения своих задач Комиссия вправе была предлагать Президенту РФ проекты нормативных актов для внесения их в качестве законов Российской Федерации на рассмотрение Федерального Собрания РФ; получать от государственных органов, организаций и учреждений необходимые материалы и информацию; привлекать для участия в подготовке проектов нормативных актов специалистов и ученых; направлять подготовленные проекты нормативных актов на экспертизу в Администрацию Президента РФ.

Указом Президента РФ № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» Комиссия законодательных предположений была наделена правом официального внесения на рассмотрение Президента проектов его указов, а также проектов законов РФ, предлагаемых Президенту для внесения на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

В конечном итоге Комиссия была сформирована из 85 членов, из которых только 35, как я уже отметил, работали на штатной основе, остальные - энтузиасты, люди с именами. Основная масса, 57 человек - бывшие народные депутаты, а это почти четверть состава бывшего Верховного Совета России.

Я был уверен, что их опыт надо ценить и использовать, и Президент с этим согласился. Нам был придан рабочий аппарат из 35 сотрудников (это по штату, а фактически значительно меньше). Вот такие силы, не очень-то значительные, поскольку практически мы должны были завершить работу трех десятков комитетов и комиссий Верховного Совета, в которых, но скромным подсчетам, аппарат составлял около 500 человек.

Первое заседание Комиссии состоялось 3 ноября 1993 г. На этом заседании был одобрен план первоочередных законопроектных работ, насчитывающий более 60 позиций, в том числе предусматривающий десять проектов, необходимых непосредственно для обеспечения деятельности обеих палат Федерального Собрания.

Председатель, заместители председателя и некоторые члены Комиссии являлись участниками Конституционного совещания по доработке проекта Конституции Российской Федерации. На заключительном (октябрьском) этапе совещания участие нашей Комиссии в его работе превратилось для нее в одну из решающих форм организационной деятельности. По поручению Президента РФ Руководитель его Администрации пригласил меня в качестве Председателя Комиссии законодательных предположений принять участие в заседаниях Комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации. Мои заместители - Б. А. Золотухин и В. Л. Шейнис стали координаторами соответственно Общественной и Государственной палат Конституционного совещания, проекты положений о которых подготавливались в Комиссии законодательных предположений.

28 октября 1993 года на заседании Государственной палаты я сделал заключительный доклад о результатах работы Комиссии по доработке проекта Конституции.

С опубликованием проекта Конституции РФ, вынесенного на всенародное голосование, у Комиссии законодательных предположений появилась непредусмотренная Положением обязанность разъяснения и пропаганды этого документа. Председатель Комиссии дал по этому поводу несколько интервью и провел ряд пресс-конференций, выступил с докладами на многих совещаниях руководителей субъектов РФ.

Незадолго до референдума, 9 декабря 1993 г. Комиссия подготовила предложения об официальном опубликовании текста Конституции РФ и результатов всенародного голосования и проект Указа Президента РФ по этому вопросу. С принятием Конституции РФ Комиссия была нацелена на содействие организационно-правовой деятельности по подготовке первых заседаний Государственной Думы и Совета Федерации. Хотя фактически эта работа нами проводилась уже с начала ноября: был подготовлен План первоочередных законопроектных работ и сценарий первых заседаний Государственной Думы и Совета Федерации.

16 декабря Комиссия законодательных предположений при Президенте РФ утвердила План законопроектной работы в связи с принятием новой Конституции.

В него было внесено 11 конституционных и более 40 федеральных законов. Среди первоочередных названы проекты о Государственном флаге, гербе и гимне, о Правительстве РФ, о полномочиях и деятельности Конституционного и Верховного судов, о введении чрезвычайного и военного положений, о гражданско-процессуальном, трудовом и налоговом кодексах, об общественных объединениях, проведении митингов и демонстраций, о выборах депутатов Государственной Думы и формировании Совета Федерации, об обращениях граждан в государственные органы, об адвокатуре и др.

В Комиссии также были подготовлены Концептуальные положения организации и деятельности палат Федерального Собрания, предложения к повесткам первых сессий Государственной Думы и Совета Федерации, Концепция формирования комитетов Государственной Думы. Планировалось создать крупные комитеты: по конституционному законодательству, судебно-правовой реформе и правам человека; по бюджету, налогам и финансам; по социальной политике; по международным делам и обороне; по вопросам собственности и предпринимательской деятельности.

К 20 декабря были подготовлены: 1) предложения по повестке дня первой сессии Государственной Думы; 2) проект плана по реализации Конституции РФ (конституционные и федеральные законы); 3) проекты регламентов Государственной Думы и Совета Федерации и порядок проведения ими совместных слушаний; 4) предложения о создании согласительных палат; 5) проект закона о статусе депутата Государственной Думы и депутата Совета Федерации; 6) проект закона о комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания; 7) проекты актов об аппарате Государственной Думы и Совета Федерации; 8) предложения о порядке рассмотрения послания Президента о принятых им указах и др.

К началу работы палат Федерального Собрания Комиссией была завершена вся организационно-правовая работа по подготовке их заседаний и дело парламентаризма передано в руки депутатов.

Жизнь распорядилась так, что задачи, определенные для Комиссии в Положении о ней, оказались весьма узкими по сравнению с тем, чем она занималась де факто. Время было весьма бурное, медлить было пагубно.

Из установленных Положением о Комиссии вытекали лишь три задачи:

1) инвентаризация незавершенного законопроектного наследия Верховного Совета РФ. Мы изучили законы, принятые в первом и втором чтении и в качестве исключения некоторые другие. Отбирая законопроекты, мы учитывали не только степень их готовности, но и актуальность решаемых ими правовых задач. Именно потому в список для первоочередного рассмотрения включены дополнения и изменения к законам о землепользовании, налоговой системе, внешнеэкономическим связях и др.;

2) доработка отобранных законопроектов и представление их Президенту для внесения в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы;

3) оперативная подготовка основ «юридической базы» для функционирования сразу «с колес» палат будущего Федерального Собрания и их депутатов: проекты регламентов палат, закона о статусе депутатов и положения об аппарате парламента.

Затем появились и другие не менее важные, а может и быть, и главные, связанные с текущей политикой президента и правительства, задачи: 1) разработка новых нормативных актов в целях совершенствования действующего законодательства; 2) дача заключений по законопроектам, подготовленным федеральными органами исполнительной власти и в субъектах Федерации; 3) разъяснение, в качестве исключения, отдельных положений действующего законодательства; 4) участие в завершении конституционного процесса; 5) организационно-правовое обеспечение подготовки заседаний палат Федерального Собрания.

Эффективность Комиссии можно определить лишь по одному показателю, насколько ее идеи, рекомендации и проекты восприняты Президентом, Федеральным Собранием, Правительством и иными государственными органами в своей правотворческой и правоприменительной практике. Насколько «предположения» Комиссии стали «положениями» - вот в чем коэффициент ее положительного действия.

Во-первых, Комиссия подготовила «рабочую основу» для конституционного конструирования палат Федерального Собрания, статуса депутатов и парламентских фракций и групп, организации обеспечения их деятельности. Подготовленные Комиссией проекты регламентов и федерального закона о статусе депутатов стали во многом содержанием тех актов, которые были приняты в Парламенте. Мне, уже в качестве первого заместителя председателя Государственной Думы, посчастливилось докладывать на сессии три проекта, разработанные до этого в возглавляемой мною Комиссии. Это позволило «запустить» Государственную Думу на рабочий лад и не тратить ей уйму времени на начальную законоподготовительную работу.

Во-вторых, Комиссии удалось обосновать положение о создании в Государственной Думе непредусмотренной прямо Конституцией структуры для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов - Совета Государственной Думы (в первоначальных вариантах Регламента этот орган именовался Конференцией Государственной Думы).

В-третьих, мы можем записать в свой актив реализацию идеи раздельных аппаратов палат Федерального Собрания, которая в большей мере соответствовала принципу автономности и самостоятельной компетенции каждой из них. Этой идеи, как сейчас немногим даже специалистам известно, противостоял проект В. Н. Подопригоры о создании единого Аппарата Федерального Собрания, который грозил тем, что аппарат мог «подмять под себя» законодательный орган.

В-четвертых, к концу января 1994 г. по указанию Руководителя Администрации Президента были переданы в ГПУ 14 подготовленных либо доработанных Комиссией законопроектов для последующего внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. В их числе: о порядке опубликования и вступления в силу законов Российской Федерации и постановлений палат Федерального Собрания; об основных документах, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации; о порядке выезда за пределы Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации граждан России; о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; о публичных мероприятиях; о нормативно-правовых актах Российской Федерации; о внесении изменений и дополнений в УК, УПК и КоАП РСФСР; об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы; о защите свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству; о государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов.

В-пятых, в Комиссии заложено начало работы над десятками проектами, которые превратились в законы в последующих созывах Государственной Думы. Некоторые проекты я уже упоминал в нашей беседе. Повторюсь, среди них - избирательные законы, законы о политических партиях, счетной палате, уполномоченном по правам человека. И этот ряд можно продолжить, поскольку «комплексный» состав Комиссии дал начало многим инициативам.

Избрание 12 декабря 1993 г. значительной группы членов Комиссии, в том числе и меня, депутатами Государственной Думы предопределило «затухание» деятельности Комиссии. 4 января 1994 г. я был освобожден от должности председателя Комиссии, но еще некоторое время исполнял эти обязанности. Последующее избрание меня 17 января того же года первым заместителем председателя Государственной Думы не дало возможности с полной отдачей продолжить работать в Комиссии.

Следующим шагом к финалу ее деятельности явилось упорядочение деятельности комиссий и советов при Президенте РФ. Было установлено, что работа в них осуществляется на общественных началах и не является федеральной государственной службой. И наконец, 25 февраля 1994 года Комиссия законодательных предположений была упразднена Президентом «как выполнившая поставленную задачу» (формулировка предложена мной). Вместо нее на общественных началах при главе государства в качестве консультативного органа образован Экспертно-правовой совет.

Такова история краткой и малоизвестной многим конституционалистам деятельности Комиссии законодательных предположений при Президенте РФ в один из сложнейших периодов становления современного Российского государства.

Из интервью «Российскому юридическому журналу».

предпарламент, 1994, Госдума РФ, Митюков, Воронеж, круглый стол, современность

Previous post Next post
Up