Авторская редакция
Андрей Кудрин
Историк-исследователь, социолог, журналист
В последние несколько лет я, как исследователь, время от времени совершаю глубокое погружение в историческую реальность первой половины 1940-х годов. Мне часто приходится иметь дело с документами и литературой о перемещении в тыловые районы Советского Союза населения, предприятий, учреждений, материальных и культурных ценностей. Не секрет, что основными центрами эвакуации в этот период были Поволжье, Сибирь, Казахстан, Средняя Азия и особенно Урал. Чтобы составить общее представление об этом можно заглянуть в энциклопедию или полистать одну-две толстых монографии по теме, но на персональном уровне понимание того, что в это время происходило, может наступить только при близком знакомстве с документами личного происхождения: дневниками, письмами, воспоминаниями и т.п.
Урал в целом и такой его регион как Молотовская область (Пермь перед самой войной была переименована в честь Вячеслава Молотова) в годы войны принял на себя огромный людской поток. Он включал в себя не только сотни тысяч рабочих и инженеров промышленных предприятий из западных регионов страны, раненых с фронта, но и творческую интеллигенцию. Кроме того, среди эвакуированных было много детей, увезённых от своих родителей вглубь страны ради спасения их жизни.
В результате гигантского притока населения в ранее глубоко провинциальных населённых пунктах на время войны сформировалась уникальная культурная среда. Например, в Молотов и его ближайшие окрестности вместе с творческими коллективами были эвакуированы два театра: Ленинградский академический оперы и балета и Московский агиттеатр сатиры и интермедий; почти полсотни вагонов книг и письменных материалов из состава рукописных и уникальных фондов, тысячи томов рукописей, в том числе 12-13 веков, рукописные книги 14-17 веков, архивы Гоголя, Лермонтова, Чехова и др. из Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина; значительная часть фондов Третьяковской галереи и Русского музея, фонды Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства СССР (сейчас в ГАРФ) и т.д.
Наряду с этим в городе и ближайших его окрестностях в этот период находилось большое число литераторов: О.Брик, В.Катанян, А.Д'Актиль, В.Каверин, Ю.Тынянов, М.Козаков, Г.Семёнов, С.Спасский, М.Слонимский, В.Панова, А.Первенцев и др.; художников: Н.Альтман, Т.Бруни, Ю.Васнецов, Б.Иогансон, П.Львов, В.Оболенский, А.Родченко, В.Степанова, Ф.Федоровский, М.Черемных и др.; композиторов: С.Прокофьев, А.Хачатурян, М.Коваль; крупнейшие фигуры из мира балета: А.Ваганова, Г.Уланова, Т.Вечеслова, Н.Дудинская, Ф.Балабина, А.Шелест, Н.Кургапкина, Ф.Лопухов, К.Сергеев, Ю.Григорович и т.д. Кроме того, простым инженером на одной из городских электростанций работал известный гроссмейстер и будущий чемпион мира по шахматам М.Ботвинник, трудились в меру сил будущие театральные режиссёры А.Эфрос и Э.Змойро, в гостинице вместе с родителями жил будущий актёр М.Козаков, а поэт и литературовед И.Волгин в Молотове вообще родился.
Существует несколько краеведческих книг, посвящённых этому времени, они по-своему интересны, но адресованы узкому кругу читателей, погружённых в локальную историю, более широкую аудиторию могут привлечь личные свидетельства самих эвакуированных. К сожалению, никто из них не оставил книг, посвящённых исключительно этому периоду своей жизни, но кое-какие фрагменты всё-таки можно найти.
Фото web-сайта "Горький"
Родченко А.М. «Опыты для будущего». М., Издательство «ГРАНТЪ», 1996
Неизменно привлекающий к себе внимание теоретик конструктивизма, живописец, график, плакатист, скульптор, дизайнер, фотограф, художник театра и кино Александр Родченко вместе со своей не менее талантливой женой Варварой Степановой и дочерью (тоже в будущем художницей и тоже Варварой) в конце июля 1941 года был эвакуирован из Москвы на Урал. Долгие годы знаменитый авангардист вёл дневник, в котором более двух десятков страниц уделено пребыванию его и близких в Молотовской области. Именно этот документ и представляет главный интерес в этой книге.
Читать и смотреть дальше