Машины с продовольствием идут в Ленинград по подтаявшему льду Ладожского озера весной 1942 года. Фотограф Р. Мазелев
В эти дни исполняется 80 лет началу функционирования ледовой трассы № 101 (102) более известной, как "дорога жизни". Несмотря на то, что
бои за Тихвин почти полтора месяца не позволяли ритмично подвозить необходимые грузы для Ленинграда, за период отсутствия навигации на берегу Ладоги скопилось значительное количество боеприпасов, ГСМ, других материалов и, главное, продовольствия, которые были очень нужны блокадному городу и их требовалось срочно вывозить. В городе уже начинался голод, снижались нормы выдачи продовольствия.
10 ноября 1941 года завершилась навигация по реке Волхов, причин было две: 1) река начала замерзать, 2) фронт по реке рухнул и фашисты уже во многих местах действовали далеко за рекой, пал Тихвин. Авиационное снабжение Ленинграда велось с высокой интенсивностью, но было рискованным и совершенно недостаточным, поэтому ещё в октябре начались работы по подготовке к движению грузов по льду. Поскольку участок железной дороги через Тихвин был в руках немцев, снабжение первоначально стали организовывать от станции Заборье, что сильно расстягивало маршрут. Только после того, как фашисты были выбиты из Тихвина и образовался Волховский фронт, т.е. примерно с конца декабря, основным логистическим узлом стала Новая Ладога, а ближайшим к городу пунктом на большой земле станция Кобона. Со стороны блокадного кольца дорога тоже имела две крайних точки: деревню Коккорево и мыс Осиновец.
После того, как на Ладоге встал лёд, для проверки дороги из Ленинграда был отправлен конно-санный обоз от Коккорево направлением на Кобону. Транспортировку осуществлял батальон конно-транспортного полка, недавно сформированного Ленинградским фронтом. Обоз состоял из 350 упряжек. Утром 20 ноября он отправился в путь и вечером того же дня он прибыл на восточный берег, загрузился мукой и ночью выдвинулся обратно, прибыв на мыс Осиновец 21 ноября с грузом 63 т муки. В это же время были совершены первые пробные рейсы на порожних машинах ГАЗ-АА. Было установлено, что лёд уже держит грузовики и 22 ноября на восточный берег выдвинулась первая автоколонна под управлением командира 389-го отдельного автобата капитана В. А. Порчунова, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями. Загрузив на восточном берегу 70 т продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня. Так начала свою работу знаменитая "дорога жизни", дествовавшая на Ладоге два зимних сезона в 1941-1942 и 1942-1943 годах. Как это выглядело вы можете увидеть на фотографиях ниже.
Читать и смотреть дальше