Наш последний день в Будапеште вышел очень интенсивным и столь же удачным, не смотря на то, что два из запланированных объектов нам посетить не удалось или удалось порядком бестолково.
Первым из них был еврейский квартал. Жили мы буквально на его границе, и каждый день себе говорили - ну, туда-то мы сходить успеем. В итоге выбрались мы туда только в последний день, который на минуточку был кануном Песаха. И кто бы мог подумать - главная (действующая) синагога на улице Дохань, самая большая синагога в Европе, была... закрыта - прихожане готовились к празднику. Мы немного расстроились и поняв, что эту часть Будапешта нам все равно придется посетить еще раз, осматривали ее довольно бегло. И фотографии это выдают, извините.
Сидя по скамеечке и вместе с длинной очередью туристов надеясь, что авось еще откроют (об этом не было никакого объявления и в кассах тоже не было ни души), мы рассматривали мемориальные таблички. Киса и Ося Теодор Герцель, выдумщик нашего маленького, но гордого государства, здесь жил.
Обойдя синагогу вокруг, сквозь решетки, рассматриваем экспонаты Еврейского Музея - мемориальные плиты, явно принесенные сюда с кладбища.
И "плакучую иву" с именами погибших в Холокосте на листочках.
Еще одна синагога на улице Румбах
А больше всего нас "позабавила" синагога на улице Казинцы.
Концептуальненькие ворота, вы не находите? Интересно, кому в голову пришла гениальная идея, нарисовать свастику на воротах синагоги?
Мемориал жертвам Холокоста
Вот гдетатак, насчет еврейского Будапешта. Обязуюсь, что когда мы туда вернемся и побродим толково, написать толковый отчет, с историческими справками, как полагается.
Далее мы разделились. Я двинулась на набережную, покупать билеты на кораблик на вечер (мы решили перестраховаться), а Олежка с Тошей - в Парламент, покупать билеты туда. Как вы наверно догадываетесь, и в этот день в Парламент мы не попали. Воссоединившись, мы двинулись на вокзал и сели там в поезд на Сент-Андре.
Сент-Андре казался аттракцией, заведомо обреченной на провал, но в итоге оказался приятным сюрпризом. Его ругают все, кому не лень - за излишнюю "туристичность", за "избитый" музей марципана, за бесконечные сувенирные лавки, короче - деревня-деревней, говорят. Собственно мы туда и ехали только за тем, чтобы сводить Тошу в музей марципана и ожидали увидеть эдакую Рош-Пину или Зихрон Яаков. Во многом, так оно и было бы, но... Но о нем позже.
Ехали мы на поезде минут 50, в очередной раз выслушав от очередного какбэ не говорящего по-русски венгра о том, какая Тоша "красьивая дьеввочка". Выйдя на вокзале, долго не могли сообразить, куда нам идти, но потом пошли по наитию. Наитие привело нас на центральную улицу, отходящую непосредственно от вокзала влево. Она, в свою очередь, привела нас к основной цели нашего визита - к музею марципана. Забегая вперед скажу - забавно, но без детей делать там особо нечего.
Прямо на входе в музей - застекленный зал, в котором можно непосредственноnbsp;наблюдать процесс создания экспонатов. В этот день лепили какого-то очень стойкого марципанного солдатика.
Далее собственно экспонаты. Частично - порядком китчевые, частично - очень даже милые. Частично - миниатюрные, частично - довольно громоздкие. И их там намного больше, чем я нафоткала - из жалости к читатающим ;-)
Вот например - экспонат Спящая Красавица
А вот он же, в масштабе "красьивой дьеввочки". Для создания экспоната понадобилось 50 килограмм марципана и 200 часов работы. Для создания девочки работы понадобилось намного меньше.
Парламент, в который мы не попали
Лейди Ди в натуральную величину
А также ее карета
И мебля
Зима. Крестьянин, торжествуя...
Недюжая Дюймовочка
Видимо, вот его тот красавец на входе должен заменить
Царевна Принцесса и лягушка
То ли Алладин, то ли Али Баба. Какой-то сказочный арапчонок, короче.
Флингстоны (или как их обзывают на иврите - семья Кадмони)
Еще несколько сказочных персонажей, каждый в своем домике.
Кавабанга! Или как написали в программе передач в одной русскоязычной израильской газете - "Олень нинзя". Догадываетесь, что хотел сказать горе-переводчег?
И на десерт Король-Попа , разумеется - тоже в полный рост
На выходе из музея мы закупились марципанами на сувениры и двинулись дальше, по все той же главной улице, по направлению к главной площади Сент-Андре. Плошадь эта ни чем не отличается от тысячи других таких главных площадей маленьких туристических восточно-европейских городков.
Хотя нет - кое-чем она все таки отличается. Посреди нее, на самом видном месте стоит Януш с Платоном и Голиафом.
С Янушом вышло как со всем Сент-Андре. Ну что может быть бессмысленнее, избитее и "туристичнее", чем прокатиться на повозке по главной городской площади? Но что-то нам подсказывало, что оно того стоит, тем более что стоило оно совсем недорого. Януш усадил Тошу вместе с собой на козлы и мы тронулись в дальний, получасовой, путь.
Януш вез нас по брусчатой мостовой и на гремучей смеси английского, венгерского и русского, вкратце рассказывал нам историю города. Рассказывал, что Сент-Андре - город трех конфессий, что католики, протестанты и православные уживаются тут душа в душу. Показывал храмы всей конфессий.
Здание горсовета
Даже вывез на набережную Дуная (в Сент-Андре можно попасть из Будапешта и по воде, но только в определенные дни).
И вот значит едем мы едем в этой повозке, запряженной Платоном и Голиафом, и тут я, до того говорившая с Тошей и Олежкой только по-русски, начинаю напевать Тоше песенку "Агала им суса". Януш подскакивает на своих козлах, начинает несвоим голосом кричать на всю яновскую "Ю ра юден???" и тянется за чем-то в сумку. Я нервно прижимаю к себе ребенка, а он тем временем достает потрепанный номер "Пнай плюса" за какой-то девяносто лохматый год и тычет его мне. А там - целый разворот с его фото и статья про него, а в ней - закладка, на которой транслитом написан текст этой песни. Но текст понадобился мне больше, чем ему - всю оставшуюся дорогу мы горланили эту песню уже втроем.
На прощанье Олежка спросил его, куда можно послать ему фотки.
На что Януш добродушно рассмеялся - главная площадь Сент-Андре, повозка, Янушу. Совершенно чудесный дядька, горячо рекомендую с ним прокатиться. Так бы мы ограничились главной площадью и парой сувенирных, а с ним посмотрели весь город.
Ну а после этой замечательной прогулки пришло время отправиться на охоту за севенирами. И это стоит делать именно в Сент-Андре - они там намного дешевле, чем в Будапеште. Сначала мы зашли вот в эту чудесную посудную лавку.
Столько тарелок за раз я никогда нигде не видела.
Мы купили там тарелочку для коллекции моим родителям и двинулись дальше на охоту. Львиную долю остальных сувениров я купила вот в этой лавочке строго на площади.
В то время как папа с Тошей коротали время за ладушками.
С чувством выполненного долга, мы решили пообедать в одном из ресторанчиков на площади. Тошиному счастью не было предела, когда выяснилось что здесь ЕСТЬ так желанные ей все эти дни шницель и пюрешечка.
А я ела
паприкаш с клецками, который мне потом довольно точно удалось воспроизвести дома. Кстати, домик на фото тоже куплен (теперь уже в мою коллекцию) в Сент-Андре.
А потом мы поехали прощаться с Будапештом. Надеюсь, что эти последние полдня я успею выложить еще до следующего отпуска ;-)