№ 6. Катрин де Грас / «Джорджино» (1994) Лоран Бутонна
Два имени - Лоран Бутонна и Милен Фармер. Кто знает, тот поймет. Есть и те, кто знают, но не понимают. Нам с ними не по пути).
Лоран Бутонна был Пигмалионом рыжей безголосой Милен, которая петь научилась гораздо позже, чем эпатировать публику, но вокальные данные - это было неважно, Милен любили за другое. Ее любили за интонации и тексты, которые идеально сочетались с декадентскими видеоклипами Бутонна. Эта парочка нарушала всевозможные табу, будоражила общественность, но их не хочется называть скандальными, хоть скандальная слава не покидала их.
Андрогинная девушка, завороженная смертью и одиночеством, грехом и бунтом - это была Милен, трагичная и прекрасная, безголосый ангел с отрубленными крыльями, поющий так, что слезы на глаза.
Милен Фармер не была проектом Лорана Бутонна, их смело можно назвать соратниками. Случись им родиться раньше, легко представить, что эти двое пали бы на мостовой под залпы выстрелов, едва-едва допев «Марсельезу».
Поразительно, отчего «Джорджино» провалился в прокате. Провалился с таким треском, что Бутонна, поддавшись меланхолии, выкупил права на фильм и на долгие годы запер его в сейфе, оставив фанатам возможность увидеть лишь копию с копии записи с разовой трансляции фильма на французском телеканале. Ах, что нам оставалось тогда - лишь мечтать о том, что режиссер сменит гнев на милость и выпустит фильм на видео, потом мечталось уже о dvd. И вот теперь он легко доступен, лишенный ореола проклятого шедевра, абсолютно безразличный для многих, а ведь там средоточие всего того, за что так любимы Бутонна и Фармер, только в формате не видеоклипа, а полного метра. Фильм обвиняли в дурновкусии и затянутости, для кого-то он оказался «трехчасовым видеоклипом Милен Фармер», но справедливости ради - в «Джорджино» не звучит ни одной ее песни, а экранного времени у Милен в разы меньше, чем у ее экранного партнера Джефа Дальгрена. Однако, энергетика личности столь велика, что это в первую очередь все же фильм, в котором на тот момент сыграла свою единственную роль Милен Фармер и сыграла она ровно то, за что фанаты во всем мире ее и успели полюбить в ту пору - полусумасшедшее существо с огненными волосами, таящее в себе угрозу одновременно с великой нежностью, а соблазн с невинностью. Пария, знающая о чем-то таком, что нам, простым смертным, недоступно. Женщина-ребенок, которой нельзя доверять, но если уж умирать, то лучше у нее на руках, пока она гладит тебя по волосам и не дает смотреть туда, откуда могут прийти страшные волки, которых никто кроме нее не видит.
Можно ли сказать, что Милен Фармер хорошая актриса? Конечно, нет. Веришь ли ей, видя на экране? Безоговорочно. Потому что играть ей ничего не нужно - Милен и была Катрин, как была Либертиной, Тристаной и всеми остальными, о ком Бутонна снимал свои странные и страшные клипы.
Click to view
№ 5. Марчелло Клеричи / «Конформист» (1970) Бернардо Бертолуччи
Жан-Луи Трентиньян в роли Марчелло Клеричи, итальянского фашиста не по призванию, а по стечению обстоятельств - абсолютный эталон актерской игры, а сам фильм просто квинсистенция духа европейского авторского кино 70-х,в котором смешалось все - красота и уродство, высокая поэзия и низменная пошлость, а персонажи таят в себе столько всего, что сам Зигмунд Фрейд сошел бы с ума.
Марчелло - трус и неврастеник, его психика травмирована, а тело вожделеет запретных плотских радостей, но его стремление быть как все столь велико, что он готов жениться на глупенькой мещанке и даже совершить убийство и предательство, благо вступление в ряды фашистов дает мощную защиту и индульгенцию от всех грехов. Только вот от себя все равно не убежишь, а исторические эпохи имеют свойство меняться.
Отчего же Марчелло Клеричи завораживает, не смотря на гнусную свою сущность? А потому что Жан-Луи Трентиньян. Аристократичная внешность Трентиньяна, трагизм в глубине взгляда, считывающийся ум - все это производит ошеломительный эффект в сочетании с тем, что совершает его персонаж, в отношении которого уже нельзя так просто сказать, что он преступник, потому что одновременно с этим он и жертва. Преступнику не будет оправдания, а жертве - спасения.
Рисунок роли Трентиньяна действительно очень сложный и многогранный, но вот что поразило отдельно - пластика! Клеричи либо совершает резкие движения, словно подбежал, толкнул и отбежал, либо подчеркнуто сдержанный, но прям вот видно, что изнутри его распирает (или другая градация - человек в оцепенении). Отдельным штрихом проходит семеняще-торопливая походка маленького человечка перед лицом Системы - он прям бежит, но не слишком размашисто, сам же себя и сдерживая, ограничивая в движении, заковывая себя в несвободу. Что остается сказать - браво.
Несколько галлюциногенныйэпизод, в котором все так странно и вычурно, начиная от проститутки со шрамом (одна из трех ипостасей в "Конформисте" Доминик Санда) и заканчивая маневрами с пистолетом Трентиньяном.
Click to view
Ну и конечно, как без любимого эпизода знакомства Марчелло с Анной, когда все уже предрешено
Click to view
№ 4. Фрэнсис Фармер / «Фрэнсис» (1982) Грэм Клиффорд
Одна из тех ролей, которая заслуженно закрепила за Джессикой Лэнг статус большой драматической актрисы. В биографическом фильме «Фрэнсис» она воплотила образ голливудской кинозвезды 30-х годов Фрэнсис Фармер, жизнь которой сложилась откровенно трагично не смотря на удачный старт. В каком-то смысле у Лэнг и Фармер есть нечто общее - они обе были заложницами собственной красоты. Если ты блондинка с точенными ножками - изволь играть романтических героинь и не спорить с продюсерами. Собственно, та же Лэнг и играла - стоит вспомнить ее дебютную роль в «Кинг-Конге», которая чуть было не стала и последней, настолько провальной оказалась в плане реакции критиков. Фармер стремилась к большему, но потерпела сокрушительное фиаско и не потому, что была бесталанна - нет. Она не смогла одолеть систему, которая перемолола ее, изувечила психику и жизнь. И речь не только о Голливуде, который не простил буйный норов кинозвезды, Фармер не повезло родиться в определенную эпоху - когда ее политические взгляды оказались опасными (быть обвиненной в симпатии к коммунизму и подвергаться давлению в связи с этим - далеко не каждый был способен выдержать такое), а личная жизнь - «непристойной». Конечно, путь саморазрушения, по которому Фрэнсис Фармер отчаянно ринулась, к хорошему привести никак не мог, но тут судьба предоставила ей еще один страшный сюрприз, отражающий реалии того времени - принудительная психиатрия, где шоковая терапия была еще не самым страшным. Давление, насилие и унижение - это то, что на протяжении многих лет пришлось выносить Фармер и то, что с таким блеском сыграла Джессика Лэнг, красивая талантливая женщина, сошедшая по ступеням персонального ада другой красивой талантливой женщины.
Ну и еще один интересный нюанс: выбирая псевдоним, Милен Фармер имела ввиду ту самую Фрэнсис, ага.
Click to view
Click to view