№ 3. Миранда / «Пикник у Висячей скалы» (1975) Питер Уир
Один из самых пленительных женских образов в кинематографе, на мой взгляд, воплотила австралийская актриса Энн-Луиз Лэмберт в импрессионистском шедевре Питера Уира «Пикник у Висячей скалы». Миранда, девушка с внешностью ангела Боттичелли. Строгие правила пансиона велят ей быть затянутой в корсет, но 14 февраля 1900 года она решает прогуляться босиком среди скал, где и исчезнет навсегда, оставив в сердцах остальных глубокую рану и чувство тоски по утрате чего-то невероятно прекрасного. У героини не так много экранного времени, но ее присутствие ощущается на протяжении всего фильма. Это очень специфическое присутствие - через отсутствие. Лично для меня неизбежна ассоциация с Лорой Палмер, тайна смерти которой изначально предполагалась быть нераскрытой, а сама героиня большую часть времени взирала на зрителей с фотографии.
Лэмберт была юна и не особо известна даже у себя в Австралии, не стала она кинозвездой и после работы с Уиром, хоть в кино и снималась. Для киноманов всего мира она так и осталась Мирандой, символом истонченной красоты, которая так хрупка, что даже нельзя поручиться - не сон ли это был внутри другого сна.
Click to view
№ 2. Билли Хэйс / «Полуночный экспресс» (1978) Алан Паркер
Брэд Дэвис обладал ярчайшей индивидуальностью и животной естественностью существования в кадре, зрителям запомнился в первую очередь по роли в жесткой тюремной драме Алана Паркера «Полуночный экспресс» по сценарию Оливера Стоуна и участию в экранизации Райнером Вернером Фассбиндером романа Жана Жене «Керель», что для голливудского актера было равнозначно прыжку в пропасть и грозило абсолютно непредсказуемыми последствиями для дальнейшей карьеры. Были и другие роли, но именно эти две возвели имя Дэвиса в культ, помимо большого таланта выявив в психофизике актере то, что слилось воедино с образами Билли Хэйса и Кереля - сочетающую в себе абсолютные крайности амбивалентность человеческой природы , бьющую наотмашь сексуальность (к слову, при весьма сомнительной внешности) и феноменальную упертость на своем. Брэд Дэвис - он был маленьким, дерзким, в обтягивающих задницу штанах и с веселым прищуром в глазах (неожиданно, но вдруг вспомнил Рами Малека, вот в нем тоже есть нечто схожее).
В «Полуночном экспрессе» Брэд Дэвис играет американского туриста Билли Хэйса, который пытался вывезти из Турции несколько килограмм гашиша, но попался и стал жертвой показательного судебного разбирательства, цель которого была проучить Запад и отбить охоту к подобным экспериментам впредь. И не то чтобы турецкий суд был неправ, тем более Билли Хэйс однозначно виновен, но любое наказание должно быть сопоставимо вине и 4 года тюремного заключения за попытку провести наркотики - сурово, но логично, а вот пересмотр дела и ужесточение приговора до 30 лет, когда первоначальный срок почти позади - это уже бесчеловечность судебной системы в угоду политической конъюнктуре. Поэтому история Билли Хэйса - это не только живописание процесса выживания иностранца в экстремальных условиях турецкой тюрьмы, но и гимн стойкости духа человека, метафора противостояния индивидуума репрессивной машине.
«Полуночный экспресс» не щадит зрителя, погружая его в мрачный мир, где надежды не существует по определению, но человек - он такой человек, даже на самом дне продолжает барахтаться, извиваться и готов камни грызть, лишь бы выбраться из темницы физической и ментальной. Брэд Дэвис меняется на протяжении всего фильма - от мелкого преступника до яростного бунтовщика, от смазливого молодого человека до сумасшедшей рептилии с потусторонним взглядом. Актерской отваги ему тоже было не занимать, чего стоит сцена с откусанным языком охранника (этот фрагмент присутствует в фильме Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы»), ну или эпизод звериной мастурбации, когда Билли навещает невеста, но его не интересует абсолютно ничего, кроме ее груди за стеклянной перегородкой между ними.
В общем, свой Золотой глобус за эту роль Брэд Дэвис получил совершенно заслуженно, но в истории кино, увы, остался как актер нескольких ярких ролей и слишком рано ушедший от нас в эпоху, когда СПИД был равнозначен смертельному приговору.
Click to view
Ну и нельзя не упомянуть отдельно о музыке Джорджи Мородера, потмоу что она крадет сердце (ролик лучше не смотреть до конца тем, кто не видел сам фильм)
Click to view
№ 1. Майк Уотерс и Скотт Фэйвор / «Мой личный штат Айдахо» (1991) Гас Ван Сент
Нарушаю собственную традицию и присуждаю первое место в топе не актеру, а дуэту, ибо мой топ, что хочу, то и ворочу:)
Ривер Феникс - это Джеймс Дин 90-х, только умнее, тоньше, талантливее. Дин погиб в 24 года, Феникс в 23, оба светили не долго, но ярко и навсегда остались юными богами на киноолимпе. Киану Ривз - самый печальный актер Голливуда, отмечающий дни рождения в полном одиночестве и категорически не стареющий так, как это принято у нормальных людей. Возможно, он тоже немножко не из наших миров. Их дуэт - один из самых моих любимых!
С нынешней точки зрения радикальность жеста Ривера Феникса и Киану Ривза, согласившихся сняться в фильме о хастлерах, уже не кажется столь очевидной, но стоит вспомнить, что это было почти 30 лет назад, когда начинающие звезды обычно избегали табуированных в мейнстриме тем. Однако, Ривз известный бессребреник и с младых лет в первую очередь радел за искусство и в арт-хаусном проекте Ван Сента его привлекло то, что его персонаж, Скотт Фэйвор, является аллюзией к шекспировскому герою из «Генриха IV». Участие в фильме Ривера Феникса - заслуга Киану, который лично привез сценарий другу (агенты Феникса даже не стали показывать ему сценарий, присланный Ван Сентом) и увлек идеей сняться в этом фильме вместе.
Талант Ривза - предмет достаточно спорный, многим он кажется одинаковым где бы ни играл и даже существует шутка, что пора учредить награду имени Киану Ривза, которую стоило бы вручать актерам, нравящихся публике по совершенно неизвестным причинам. Отчасти согласен с таким мнением, личность актера действительно в большей или меньшей степени проступает почти в каждом его персонаже, но если личность столь притягательна сама по себе, то ровно за то же можно и любить, а не подвергать критике. Иное дело - Ривер Феникс. О его таланте спорить бессмысленно, различные номинации и кинопремии тому лишнее подтверждение. Но как бессмысленно спорить о таланте Феникса, так же бессмысленно спорить и о той химии, что существует между Киану и Ривером, запечатленной Ван Сентом в момент их творческого горения, бурления юности, ошеломляющей естественности и искренности!
Майк - бездомный бродяга, пребывающий на дне общества от безысходности. Он болен нарколепсией и чувство комфорта доступно ему лишь во время припадков, когда он видит свою мать в обрывочных воспоминаниях или снах. Майк не ждет от мира ничего хорошего, потому что мир не дает ему для этого поводов. Единственный человек, которого любит Майк - это Скотт, который всего лишь турист в этом мире бродяг и наркоманов и в любой момент может вернуться в свой богатый дом, но этот козырь он держит в кармане и использует совершенно не для того, чтобы спасти Майка.
Теплота Феникса очень кстати для образа человека, который готов отдать единственное что у него есть - самого себя, так же как очень кстати и некая прохладность Ривза, достигающая абсолютного льда в глазах, когда его выбор между весельем в трущобах и взрослой жизнью в дорогих апартаментах совершен. Возможно ли представить «Мой личный штат Айдахо» без этих двоих? Нет.
Click to view
Ну что ж, вот и закончен этот такой неожиданно долгосрочный (почти год) проект. Мне было интересно. Надеюсь, моим читателям и комментаторам тоже. Сам я лишний раз убедился, что все эти топы очень неточны и переменчивы, т.к понимаю сейчас, что не включил сюда многих, кто мне действительно дорог, цифра 100 оказалась не такой уж и большой, как мне казалось в самом начале.