ТОП-100 любимых киноперсонажей (XVIII)

Dec 01, 2018 22:29

№ 11. Сильвия / «Наследство» («Вторая жена») (1980) М.Месарош


Венгерская актриса Лили Монори довольно известна и популярна у себя на родине, но вот зарубежным зрителям известна в первую очередь по фильмам Марты Месарош, а «Наследство» даже в советский прокат попало (правда, под названием «Вторая жена» и подверглось цензуре). К слову, благодаря цензурированному венгерскому фильму советские зрители и о существовании Изабель Юппер узнали, которая сыграла там вторую главную роль, бедной еврейской швеи Ирены, согласившейся стать суррогатной матерью для ребенка своей богатой подруги Сильвии, но искренне полюбившей отца ребенка. Пикантная история о любви втроем вряд ли добралась бы до советского проката не разворачивайся она на фоне Второй Мировой войны, которая сначала лишь фоном и где-то далеко за кадром, но все мы помним о жутком мемориале «Туфли на набережной Дуная», помнят об этом и создатели фильма, оборвав свою историю там, где звуки томного танго, звучащего почти на протяжении всего фильма, будут уже неуместны.  Фильм Марты Месарош вообще весь такой томно-манерный,  персонажи изъясняются друг с другом на вы, даже когда предлагают адюльтер или отвешивают пощечины, так что не стоит подчинять его рамкам строгого реализма и раздражаться на излишнюю мелодраматичность, ведь это фильм-танго и нужно просто  поддаться его чувственному ритму, а то и всплакнуть.
Изабель Юппер прекрасная актриса, но здесь ей играть особо нечего, достаточно быть просто красивой и хрупкой, все остальное за нее делает музыка. На фоне этого французского эльфа венгерская актриса выглядит куда более земным персонажем, причем не только из-за весьма сомнительных с точки зрения общественной морали поступков (Сильвия, конечно, искренне и мужа любит и подругу, но откровенно манипулирует обоими, чтоб получить заветное - ребенка), но и внешность у нее куда грубее, ее даже красивой не назовешь. Однако, отсутствие красоты не делает ее менее яркой и интересной и не важно, что когда Монори улыбается, у нее торчит кривой зуб - ее обаяние влюбляет в себя зрителя. Сильвия воплощает в себе все и сразу - любющую жену и редкостную стерву, закадычную подругу и вероломную предательницу. Месть обиженной женщины - она вдвойне опаснее, если на дворе 1944 год и фамилия у тебя Шимон.

image Click to view




№ 10. Нил Пэри / «Общество мертвых поэтов» (1989) П.Уир


Тот редкий случай, когда в обожаемом фильме категорически не нравится финал и совершенно не любишь то, что так любят из него цитировать остальные.  Моральный бунт учеников закрытой мужской школы, поддерживаемый прогрессивным преподавателем английской литературы - это прекрасно, но игра Робина Уильямса, воплотившего образ профессора Китинга, слишком декларативная, наотмашь, как и бравурный финал, в котором ученики идут против консервативных установок, вскакивая на парты и выкрикивая «о капитан мой, капитан!» низвергнутому руководством школы преподавателю, покидающему класс. Все это плохо рифмуется с Уиром, потому что он слишком тонкий режиссер для таких прямолинейных ходов, но слова из песни не выкинешь, поэтому ок, я смирился. Важнее другое - атмосфера радостного волнения непокорных умов и смятенья духа в рамках жестко регламентированной системы образования, ритуалов и установок общества. Тайный бунт всегда так привлекателен, а в фильме Уира он выражается не в саморазрушении, как это принято у многих, а в напряженной работе ума, преодолении стереотипов, познании нового. Персонажи фильма, юные отроки 15-17 лет, открывают для себя мир поэзии, а уж поэзия не скупится открыть им глаза на многое. Звучит занудно до зубовного скрежета, но в том и прелесть фильма, что он живой и яркий, полон сердечной теплоты и интеллигентного юмора.
Роберт Шон Леонард сыграл в «Обществе мертвых поэтов» одного из самых моих любимых персонажей - Нила Пэри, юношу, в котором пробуждается жажда творчества, он бредит театром, но его родители совершенно потрясены таким незапланированным кульбитом своего чада, ведь они мало того что «многим пожертвовали», чтоб он имел возможность учиться в престижной школе, но и дальнейшая его судьба расписана на годы вперед и никакого такого театра там запланировано не было, а есть только правильные установки и карьера доктора. Не хочешь по-хорошему, тогда в военную школу, там даже любительских театров не бывает. Перспектива военной школы для Нила - все равно что приговор, равный смерти. Судьба Нила - это  образчик того, что может случится с ранимой натурой, которая впав в счастливую эйфорию затем обнаруживает, что реальность - она другая, мечты не всегда сбываются, а близкие люди запросто могут стать твоими тюремщиками.  И поскольку сначала Нил показан эдаким веселым добрым парнем, который обладает редким даром эмпатии и один способен понять и поддержать замкнутого одноклассника Тодда (в исполнении юного Итана Хоука), его воспринимаешь как своего рода знаменосца этой непокорности и совершенно не ожидаешь трагической развязки. В памяти звенящей струной остается сцена, в которой одинокий Нил всматривается в заснеженную ночь за окном, уже все решив для себя, а не победоносное «о капитан мой, капитан».
Пролистывая фильм, чтоб освежить в памяти детали,  наткнулся на эпизод, в котором за кадром тихо звучит мелодия из «Пикника у Висячей скалы». Никогда не замечал этого раньше! Но практически все фильмы Уира объединяет общая сквозная тема - персонажи открывают что-то новое для себя, неведомое ранее, иногда даже трансцендентальное, есть это и  в «Обществе мертвых поэтов», как и мотив утраты любимого человека. Нил для Тодда практически ровно то же, что и исчезнувшая на скале Миранда для сироты Сары в «Пикнике» (не говоря уже о том, что действие обоих фильмов происходит в закрытых учебных  учреждениях, практикующих систему жесткого подавления личности).

image Click to view



№ 9. Джон Бойд / «Людоед» (1999) А.Берд


Абсолютно  культовое кино - дерзкое, многоплановое, не вписывающееся ни в какие жанровые каноны. В американском прокате провалилось, что предсказуемо. Среди моих друзей и знакомых в связи с  «Людоедом» раскол и непонимание - одни в таком же восторге как я, вторые - недоуменном пожимают плечами.
Любители мрачных историй про бородатых мужиков с немытыми патлами где-нибудь вдали от цивилизации - они всегда найдутся, то же можно сказать и о черных комедиях, как и о фильмах ужасов с кровищей и расчлененкой, а вот здесь все сошлось. Джон Бойд (Гай Пирс), участник американо-мексиканской войны (1847 год на дворе) не то трус не то герой, потому как в состоянии аффекта совершил боевой подвиг, но перед этим притворялся мертвым, чтоб спастись, а случайно нахлебавшись человеческой крови, преисполнился боевой удали и пошел крошить врага. Поэтому медаль Бойду дали и приличия соблюли, но от греха подальше отправили служить в отдаленный форт, который когда снегом занесет, вообще от мира отрезан.  Народа в форте мало, женщина вообще одна, да и та немолодая индейская тетка при хозяйстве, вот и сходит здесь всяк с ума по-своему. С ума сходят, но безобидно - кто молится, кто бухает, ну а Бойд интеллигентно рефлексирует. И вся эта идиллия длится ровно до тех пор, пока в форте не оказывается чудом спасшийся м-р Колхун (любимый актер Антонии Берд - Роберт Карлайл), поведавший остальным о жутком - группе переселенцев, сбившихся с пути и нашедших пристанище в пещере, где и разразилась каннибальская вакханалия, ибо голод не тетка. Ну и отправились доблестные служивые пещеру ту искать и людоеда изловить, но все оказалось куда как сложнее и всем им пришел большой кабздец.
«Людоед» крайне двусмысленное кино, которое пугает до дрожи в коленках и при этом умудряется смешить, а Гаю Пирсу изумительно удался образ несмелого мужчины, который половину времени «а давайте не пойдем, а давайте вернемся», но когда припрет, способен на такое, что смелому и не снилось, но и этим его натура не исчерпывается: Бойд - представитель цивилизации в мире темных страстей и животного начала. Невольно он оказывается на одной волне с каннибалом, но в отличии от того все же осознает, что негоже сие, надо как-то сдерживать себя, даже если очень хочется (в чем тоже заложен жутковато-комичный эффект), а тот его и так искушает и эдак (прекрасная метафора любой зависимости и любого влечения), иной раз даже хочется сказать, что, Бойд, да не сдерживай ты уже коней, полегчает! Но нет, Бойд молодец, кремень  и в рот человечинку если берет, то только в случае крайней необходимости, в  безвыходной ситуации и исключительно под музыку Наймана.

image Click to view


Искушения святого Бойда

image Click to view



№ 8. Маркиза де Мертей / «Опасные связи» (1988) С.Фрирз


Гленн Клоуз уже была в моем топе ранее с фильмом «Роковое влечение», но здесь совершенно иной персонаж из другой эпохи - мир кринолинов, светских условностей и аристократического разврата.
Удивительное дело, но после Гленн Клоуз для меня не существует иной маркизы де Мертей - коварной интриганки, ставящей на кон своих игрищ добродетельность невинных дев и благопристойных жен. Кажется, из всех актрис, сыгравшей данную роль, Клоуз - самая некрасивая. Более того, внешне она похожа на Гэри Олдмана в роли Дракулы. Но я не знаю другой актрисы, которая была бы столь же изумительна в образе этой жестокой и развратной аристократки, которая плела свою паутину плела и доплелась…
Финал «Опасных связей» - это эталонный финал в кино вообще. Они бывают такие. Иногда. Гленн Клоуз - героиня такого эталонного финала. Всеми отверженная тварь, получившая по заслугам, но то, с каким достоинством она удаляется, лишь на секунду позволив себе слабину, а затем наедине с собой смывает грим и по ее лицу катится скупая слеза - о боги, я не забуду этого никогда.

image Click to view



№ 7. Сержант О Кёнпхиль / «Объединенная зона безопасности» (2000) Пак Чхан Ук


Пак Чхан Ук долгое время ассоциировался у меня исключительно с запредельной азиатской жестью, апогеем которой явился «Олдбой». Сон Кан Хо так же не раз снимался у Пак Чхан Ука и ассоциации с жестью поддерживал вполне закономерно. Но «Объединенная зона безопасности» полностью разрушает этот стереотип и о режиссере и об актере. «Объединенная зона безопасности» кино не только гуманистическое, но и с эпизодами какой-то запредельной нежности, которая выбивает почву из под ног посильнее, чем гвоздодер на зубах и отбивающийся осьминог (ну вы поняли).
Итак, граница между Северной и Южной Кореей, между ними демилитаризованная зона, с обеих сторон люди, всего лишь люди, хоть на них и надета военная форма, а в руках автоматы. Что происходит, когда наступает ночь и не спят только они - постовые на границе? А они слушают музыку, обмениваются кассетами и пьют спирт! Это история о настоящей мужской дружбе, доблести и чести, с мощным антивоенным посылом, но лишенная громкого пафоса, а наполненная подлинным человеческим теплом.
Сержант О Кёнпхиль удивительный персонаж - в каком-то смысле это самурай, но чувство долга для него не превалирует над человеческим, оно мирно уживается одно с другим. Он из тех, с кем в разведку не страшно, да и вообще он строг, но справедлив - не по уставу, а по-человечески. Своим идеалам верен, партию не предаст, но за вражеской формой человека умеет разглядеть, а перепуганного солдата обнять и с ироничной улыбкой сказать «будь теплее!».
Трагизм истории в том, что подружившимся солдатам с обеих сторон границы проще открыть огонь друг по другу, принести себя в жертву и нагородить небылиц военному следствию, лишь бы не выдать правды -да, они не враги, они друзья.

Потрясающий эпизод, в котором О Кёнпхиль спасает солдата с другой стороны границы, который впоследствии станет его другом

image Click to view



Случайная встреча - главное, не выдать факт знакомства

image Click to view



Дружба дружбой, а идеалы не трожь

image Click to view


топ-100, cinema

Previous post Next post
Up