Старинная башня в деревне Волковицы. И валун с крестом.

May 24, 2022 02:33

В пятницу вечером мы посетили красивое и необычное  место - каменную башню в деревне Волковицы Ломоносовского района. Многие принимают ее за башню средневековой крепости. Но на самом деле, это бывшая ветряная мельница, сделанная из валунов. Так как здесь была до революции усадьба Волковицы, то и мельницу для усадьбы сделали особенно красивой. А еще по пути мы зашли посмотреть на валун, на котором высечен в старинные времена крест - то ли шведами, то ли русскими. Этот большой загадочный камень спрятан в лесу у соседней деревни Келози.  Смотрите мой фотоотчет!

Путешествие в Волковицы мы начинаем с автостанции Кировский завод, откуда идет до Волковиц прямой автобус. Лучше всего садиться здесь, потому что следующая остановка у метро Автово, там уже сидячих мест не будет. У автостанции фотографирую ДОТ времен войны, который входил в оборонительный рубеж "Ижора"

Сразу скажу - сесть в автобус до Волковиц нам не удалось, в этот день они не соблюдали расписание и ходили как попало. Мы сели в автобус до Ропши, вышли на остановке у поселка Кипень, и оттуда пошли пешком. В пятницу вечером ужасные пробки на дорогах, ехали вместо часа больше двух часов, поэтому в пятницу вечером туда лучше не ехать

Через 40 минут после выхода из автобуса мы уже были в деревне Келози. Сначала там нам попалось несколько многоэтажек, затем уже шли мимо обычных деревенских домов

Деревня заканчивается очистными сооружениями, мимо которых идет хорошая асфальтовая дорога, которая поворачивает потом налево, к чьей-то усадьбе. Дальше надо идти прямо вдоль распаханного поля по автомобильной колее, которая упирается прямо в этот валун. Он стоит на границе поля и леса, отделяя одно от другого.

Поверхность у него плоская, хоть и с наклоном. Наверняка в прошлом это был культовый камень, на котором совершались разные обряды

При вечернем освещении крест видно не очень хорошо, но найти его удалось быстро. Он представляет собой выбитые в граните углубления. Скорее всего, этот крест на камне использовался как метка, которая показывала границы чьего-то владения.

В интернете иногда пишут, что его высекли шведы, для обозначения границ своих земель. В 17 веке здесь была шведская провинция Ингерманландия. Правда, ее границы были сильно южнее, так что если и делали они разграничение - то между своими участками, то есть камень отделял поместье одного шведа от другого. Есть и другая версия - что межевание владений шло уже во времена Российской империи, при Екатерине Второй. И валуны с крестами ставили тогда. Других таких валунов у нас не сохранилось, использовали обычно деревянные столбы. Тут наверно решили воспользоваться тем, что валун уже самой природой был поставлен там, где оказалась граница чьего-то поместья. И раз он отделяет лес от поля, да еще хорошо виден издалека - то удобно сделать его пограничным знаком.

Камень большой, на него влезла вся наша группа. Так что он мог быть хорошим ориентиром, который видно было издалека. Кстати, камни на границах поместий можно встретить и в других местах. Многие видели камень на границе усадьбы Михайловское в Пушкинских Горах.

На плоской поверхности камня удобно сидеть. И пропитываться его мощной энергетикой. Думаю, много веков назад к нему приходили с дарами местные финские народы ижора и водь, почитая его в качестве священного.

От камня через лес идет грунтовка. которая приходит к окраинам деревни Волковицы. Там в поле видим стог сена.

Хорошее место для фотосессий

Вечернее деревенское поле

Вдали видны очертания пасущихся коров

Здесь же мы обнаружили качели

Взрослых людей выдерживают, так что наши путешественники получили от них заряд удовольствия

Входим в деревню Волковицы. Здесь нас встречает красивый деревенский пейзаж.

Дорога приходит к нужной нам Волковицкой башне. Она большая, ее видно издалека

Башня выложена валунами, что довольно редко. Чаще всего строили из известняка,что намного проще. Иногда из кирпича. Скорее всего, валунная кладка связана с тем, что рядом была усадьба Волковицы, и владельцу хотелось, чтоб башня на окраине усадьбы была особенно красивой.

Многие раньше любили говорить, что это древняя средневековая башня, которая использовалась как крепость. Или была дозорной. Но это все же ветряная мельница. Похожие каменные башни мы встречали и в других местах, только обычно они сделаны не из валунов, а из известняка или кирпича. Именно валунная кладка придает башне древний и загадочный вид.

И есть ощущение, что попал в средневековый замок

Арка входа укреплена известняковыми блоками. Входа раньше было два, но второй позже заложили камнями, он оказался не нужен

Внутри видны следы перестроек и ремонтов, некоторые места в стене заложены не валунами, а известняковыми кирпичами. Видно, что башня не стояла, как декоративное украшение, а использовалась долгое время.

Про усадьбу надежных сведений мне найти не удалось. В основном попадаются статьи разных блогеров, но достоверные исторические материалы при поиске информации не всплывают. Башня поставлена на учет, как объект культурного наследия, построенный в 19 веке, но это лишь предположительная дата постройки, она могла появиться и раньше. Пишут, что вроде землями здесь владел с конца 18 века инженер Боуэр. Возможно, мельницу построили при нем. Сама деревня старинная, появилась еще лет 500 назад минимум, задолго до усадьбы. Она упоминается в новгородских писцовых книгах за 1500 год.

В 19 веке владельцами земель тут были генерал Брискорн, а потом вдова советника Козлянинова. Мельница сдавалась в аренду. Видимо, активно использовалась в хозяйственных целях. Перед революцией владельцем усадьбы был барон Александр Корф. От усадьбы остался парк с прудом, он расположен рядом. Населением деревни были финны-ингерманландцы.

Внутри башни

Здесь действительно ощущаешь себя как в старинном рыцарском замке

В общем, эту красивую достопримечательность я рекомендую к посещению - она понравится всем! Особенно хорошо весной и поздней осенью, когда мало зелени.

Обратно мы пришли к остановке автобуса, а его нет. Пошли пешком на всякий случай в сторону Кипени, где больше транспорта, потому что поняли, что автобус снова ушел раньше. Пока шли, увидели еще один автобус,идущий на конечную остановку в Волковицах - это следующий рейс тоже пошел раньше времени. И на остановке у деревни Келози мы сели в него, благополучно успев в город до закрытия метро. По пути любовались красивыми закатами над местными полями.

Карта нашего маршрута

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063