Первая электричка России, выпущенная нашей страной тогда, когда мы уже не могли получать их из Риги, которая снабжала весь СССР электричками, была ЭТ2-001, сделанная в славном городе Торжке. Она до сих пор жива, бегает бодренько в сторону Вырицы. Выпущенная в 1993 году, она наконец обзавелась в 2019 году работающим туалетом, а ведь лучше поздно, чем никогда. Но надо отметить, что в "лихие 90-е" Россия начала делать электрички еще на одном заводе - в Демихово, в Московской области. И там тоже пытались поначалу воссоздать рижские электрички. Но позже от этого отошли, и сейчас Демиховский завод делает суперские поезда, которые комфортом не уступят распиаренным немецким "Ласточкам". (А до этого делал тоже неплохие поезда с полумягкими современными сиденьями, правда весьма холодные зимой.)
Торжокский же завод, начав с создания копий рижских электричек, успел произвести довольно классные дизели ДТ и модные красивые электрички ЭТ4А, в которых ехать мягко и бесшумно, но потом был уничтожен, и это направление строительства поездов в России, к сожалению, больше не существует.
Поэтому нам было интересно посмотреть, с чего начинался путь Демиховского завода, единственного, кто с появления Российской Федерации как нового государства, до сих пор делает поезда, несмотря ни на что. Одной из первых российских электричек была ЭД2 - 009, в которой нам удалось в этом году проехать.
Интересна история создания этих поездов. Рождались они как-то мучительно. Если торжокские электрички, копировавшие рижские аналоги, производились целиком Россией самостоятельно, то в первых пяти демиховских были своими лишь головные вагоны, а также иногда прицепные. Моторные же вагоны брали от уже имевшихся в наличии рижских поездов. Поэтому вначале завод научился лишь делать свои части поезда, но не весь поезд целиком. Поэтому то, что производил Демиховский завод в 1993-1994 годы, российскими поездами назвать нельзя. Лишь в сентябре 1994 года появился ЭД2Т-006, первый российский поезд из Демихова. С интервалом в один год они догнали Торжокский завод. Ну а в октябре 1994 года - появилась и эта электричка.
С таблички на голове поезда куда-то исчез год производства. Итак, в 1994 году, спустя год после выпуска первого поезда России, два завода уже делали у нас электрички, наполняя страну новыми поездами. И демиховские ЭД2Т тоже стали одними из самых ранних.
И даже тогда он не был до конца российским - электрооборудование в нем было из Риги. Свое же начали делать только в поездах ЭД4М, более современных, с 1996 года. Так что, катаясь в этих электричках, знайте, что электрика в них - вражеская, натовская, из независимой Прибалтики.
Старые лампы, полная копия светильников рижских электричек
Такие же окна, которые поднимались вверх, если нажать на кнопочки, спрятанные в ручках. Правда, есть отличие - в рижских электричках кнопки были с внешней стороны ручки, а в демиховской - внутри.
Лавки, к сожалению, деревянные. Какие были изначально - неизвестно. Фото салона в сети не найти
До сих пор есть кнопка вызова милиции, хотя это слово из нашего обихода вышло десять лет назад
С туалетами что-то странное. Радует, что они есть. Но заметно, что дверь не совпадает по размеру с дверным косяком! Чтоб исправить этот недостаток, к косяку прибили еще полоску дерева, потому что иначе дверь невозможно было бы закрыть. А в другом конце поезда такой туалет вообще не закрывается - длины задвижки не хватает, чтоб достать до дверного косяка.
Такой же обогреватель в туалете, как и в торжокских электричках. В более поздних демиховских обогрев туалета исчез. И в нем зимой весьма холодно.
Стильный умывальничек
Вода есть, все работает
И даже зеркало.
Поезд не балует комфортом. Хотя по тем временам он был вполне нормальным. И главное, он идеален для перевоза дачников, лыжников и рыбаков. То, к чему современные демиховские аэроэкспрессы, а также "ласточки" - совершенно непригодны. Пусть ездит, и радует людей. И светит им с потолка натовской электрикой.
Страница о достопримечательностях Северо-Запада:
https://vk.com/bestofpiter