По крепостям возле Выборга. Поход 2 сентября. Остров Овчинный. Николаевская батарея и скалы.

Sep 10, 2018 22:08

2 сентября 2018 года наша туристическая команда поехала изучать оборонительные укрепления времен Российской Империи, расположенные к северо-западу от Выборга. Сначала мы посетили Аннинские укрепления, прикрывавшие город с севера, об этом я писал в недавней заметке: Выборг. Аннинские укрепления

А потом мы сели на 122-й автобус, идущий в сторону финской границы, и поехали на Овчинный остров, где собирались увидеть один из объектов Русской Крепости Выборг, что строилась в 1914-1917 годы. Заодно планировали изучить природу Выборгских шхер в этих местах. О посещении острова Овчинного - эта моя заметка, в которой будет представлен фоторассказ о нашем походе.




Итак, на автобусе мы доехали до остановки "Новинка". От нее прошли 500 метров на запад, затем повернули по дороге в лес. Сначала она была асфальтированная, потом , у садоводства Подберезье, асфальт кончился, и началась грунтовка. Идти до острова надо было около 9 километров, поэтому посередине пути мы сделали привал.



Сентябрь выдался жарким, став по сути продолжением лета.



Во время отдыха мы немного пособирали грибов и ягод. Здесь оказалось огромное количество брусники, и было решено, что на обратном пути мы сделаем еще одну остановку здесь, чтоб пособирать ягоды.



Здесь оказалось много таких странных сооружений из больших камней. Кто их делал и как - загадка...



Скоро грунтовая дорога превратилась в дамбу, идущую через болота. Она соединяет материк  с промежуточным островом нашего пути - Подберезовым. На обратном пути мы заметили, что грунтовка тоже не простая, а представляет собой небольшую насыпь, вымощенную местами камнями - то-есть это очень длинная старинная дорога, куда входят и насыпь в лесу, и дамба через болота, и мостики к островам.



Местами дорога была ограждена каменными столбиками. Весь этот огромный труд был проделан качественно, так, что до сих пор все сохранилось, и сделано это было во времена Российской Империи.



Когда подошли к Овчинному острову, вдали показался один из скалистых островков Выборгских шхер. Очень красивый.



Но и наш остров, куда мы шли, оказался не хуже в итоге, как потом будет видно на фотографиях...



Попасть на остров Овчинный можно по развалинам моста. Пожилой человек с палочкой тут вряд ли пройдет, но тот, кто в нормальной физической форме - осилит его без проблем, тем более летом.



Аккуратно переходим



Так этот мост выглядит сбоку



По лесной тропинке мы пошли по острову. И быстро дошли до интересующего нас объекта - минной станции Русской Крепости Выборг, последней крепости Российской Империи. О ней я писал не раз в своих заметках, но кто-то читает меня впервые, и поэтому я напомню. Эта крепость строилась в начале 20 века, так как вся фортификация 18-19 веков к этому времени уже устарела, и для современных войн не годилась. Орудия стали сильнее, да и били дальше, поэтому оборона города выносилась дальше от его стен, а сами укрепления делались мощнее. Кроме фортов, закрывавших основные направления возможных атак, крепость включала в себя ряд минных станций, откуда по проводам управлялись минные заграждения в Выборгском заливе. Это как раз одна из них. Кроме взрыва мин, она могла быть и просто долговременной огневой точкой, которая держала бы оборону на острове. Для этого в бетоне есть амбразуры для ведения огня - на случай нападения десанта противника.



Заходим внутрь



Изучаем ее изнутри. Стены мощные и добротные, стоят до сих пор, но время берет свое - и сверху нарастают известковые сталактиты, а из окон выпадают кирпичи, которыми их замуровывали когда-то (кто и зачем - не знаю, возможно бункер использовали как склад в советское время).



А некоторые осматривают крепость через окна...



Крепость так и не пригодилась России, так как случилась революция, и страна по сути после этого сдалась немцам. А потом эта территория была до 1940 года в составе Финляндии. Боевые действия Зимней войны до нее не дошли. Что здесь происходило в 1941 году - не знаю, вполне возможно, что какие-то небольшие бои между финнами и нашими пограничниками имели место. Следы от пуль местами на стенах имеются. Но это лишь догадки.



Какая-то ниша в стене



Привходовая бойница, чтоб стрелять к тем,кто подходит к дверям. Вот откуда в советских ДОТах появился этот элемент обороны! Его взяли из царских сооружений



Окно,  или амбразура для пулемета.



Бойница, чтоб стрелять из ружья.



Вид на ружейную бойницу снаружи.  В общем, минная станция готова была к серьезной обороне.



Мощный бетонный бункер! Умела Россия строить...



Дальше мы идем на берег острова, где когда-то был финский аэродром для гидросамолетов.



Берег красивый



Куда ни глянешь - везде красота! Выборгские шхеры ничуть не хуже ладожских.



Это - бетонный спуск для гидросамолетов, тут их спускали на воду. Построен финнами до Второй Мировой войны.



У спуска была резиновая лодка. Рядом стояла палатка, закинуты удочки. Владельца удочек и лодки не было видно, но в палатке что-то громко храпело. Видимо, день уже удался... Мы тихо ушли, не мешая человеку радоваться жизни.



Стоим на спусковой площадке для гидросамолетов.



Дальше нашей целью был памятный крест и красивый берег, где когда-то был лагерь для белоэмигрантов. По старинной каменной лестнице поднимаемся на насыпь, на которой была лесная дорога - все та же, что шла раньше через дамбу. Идем по ней сквозь остров.



Развалины финского здания



Нижний этаж сохранился. Возможно, верхние этажи были деревянными. А нижний из бетона, вот и уцелел



Выход из подземелья



Вход в подземелье, то-есть в подвальный этаж



Если присмотреться, на фото можно увидеть сразу три рыжеватых муравейника. На острове муравейников мы видели штук сто. С чем связано такое огромное их количество на одном месте - это загадка!



А вот и поклонный крест! Здесь был лагерь для беженцев - тех, кто спасался от большевиков и их террора в годы гражданской войны. Это были и казаки, и белые офицеры с солдатами, и просто обычные люди, и даже матросы из Кронштадта.



Табличка от тех, кто его устанавливал.



Вид со скалы, где установлен крест. Красиво здесь!



Вот на том мысу - был спуск для водных самолетов. И там храпел в палатке рыбак. Чтоб пройти от одного мыса до другого - пришлось сделать немалый крюк по лесу, так как форма берега изогнутая.



По фарватеру идет корабль из Высоцка в Выборг. Здесь столетиями проходил основной водный путь к Выборгу со стороны моря. Чтоб его обезопасить, на побережьях Выборгского залива и островах были устроены многочисленные крепости.



Привал



Северный пейзаж



Камни когда-то скатывались по скале вниз, но так до воды и не докатились



Групповое фото



Вдали были видны остатки причала, сложенного из крупных камней. Постройка явно относящаяся к 19 веку. Так клали многие крепости Российской Империи, и причал очевидно относился ко времени их строительства. Мы пошли к нему, чтоб заодно разведать, нельзя ли там искупаться



Наличие такой пристани говорило о том, что здесь в 19 веке была или усадьба, или крепость. Впоследствии оказалось верным второе предположение.



Разведка показала, что пляж тут и правда хорош. Сразу почти глубоко, да еще нежный песочек на дне!



Вода 2 сентября была еще очень теплой! И слегка солоноватой, тут залив уже начинает становиться морем. Купались долго и с удовольствием!



Чаепитие после купание. Надо набраться сил, потому что обратно идти весьма прилично. 9 километров от острова до остановки, 1 километр по острову, в сумме эта часть у нас составила больше 20 километров, не считая тех 5, что прошли утром по Выборгу.



И в это время мы заметили каменную кладку в лесу. Что за загадочная каменная стена? Сначала думали, что это остатки усадьбы. Но потом увидели, что стена довольно длинная, а за ней вообще окопы. Стало ясно, что это оборонительный вал укрепления. Здесь стояла артиллерийская батарея, которая контролировала огнем своих орудий пролив между островами



Позже я прочитал в интернете, что это - остатки Николаевской батареи. Ее построили в 1850-е годы, во время Крымской войны, когда агрессивные корабли Англии и Франции не раз делали попытки напасть на наши берега.



После Крымской войны стало ясно, что в современных войнах очень опасны вражеские десанты, поэтому все крепости и оборонительные рубежи строились с учетом необходимости отражать высадки врагов на десантных лодках. И поэтому каждый водный путь, от больших проливов до маленьких проток, надо было держать под контролем. Николаевская батарея могла стрелять по самому главному - где суда шли из Выборга в Тронгзундский пролив. Там стояли на берегах островов Малого и Большого Высоцкого - еще несколько укреплений (описание одного из них - в этой моей статье: Тронгзундский редут), а также с другой стороны - Ниемельская батарея, где мы побывали в феврале этого года. (Смотрите рассказ о прогулке к ней здесь: Ниемельская батарея )



Когда планировал поход сюда, не думал, что сможем что-то увидеть. Казалось, что все эти сооружения давно исчезли.



Но они дошли до нас спустя полтора века.



Похоже на орудийную позицию



Возможно, что здесь стояли еще пушки, стрелявшие ядрами...Хотя к 1850-м годам активно шло перевооружение армии, и на новые форты обычно ставили уже нарезные орудия. Как пишут, эту батарею не раз перевооружали и переделывали, так что она видала многое...



К этим орудийным позициям и шла насыпь с дамбами и мостами.



Каменная лестница, чтоб подниматься на защитный вал батареи. Все продумано!



Идем назад. И на обратном пути заходим на ту скалу, что видели, когда переходили протоку по мостику. На скале нас порадовали заросли желтых цветов, которые отказывались знать про осень...



Идем любоваться северными пейзажами



Здесь есть рыбачья стоянка.



Место хорошее. Ветер здесь не дует, тихо, красиво



Вид со скалы



Тихие места. О них почти никто не знает. Просто удивительно.



Такие пейзажи - а остались людьми незамеченными... Надо исправлять!



Маргарита отдыхает на скале. Скала теплая, прогрелась на сентябрьском солнышке



Из таких красот и уходить не хочется...



Миша и Леша напряженно стоят, делая фотографии. Остальные отдыхают



Спускаюсь вниз. Здесь вид еще интереснее



Красоты со всех сторон



Люблю скальные пейзажи



Наташа позирует



Услышав мои слова, что здесь красиво, остальные тоже сюда спустились



Скандинавские ландшафты - что может быть лучше? Это вообще самое красивое и романтичное



Делаю последний кадр этой скалы, и отправляемся назад, к автобусной остановке, на последний автобус в сторону Выборга



Делаем обещанный привал на том же месте, где пили чай вначале. Идем за ягодами. Их тут просто море!



Девчонки собирают урожай



Нашлась и черника, которую так и не собирал никто в этих местах за все лето



Грибы тут тоже никто не собирал до нас - везде подберезовики, ни разу никем не срезанные



Много подберезовиков. Мне хватило потом и на жарку, и на суп.



Дорога назад. Фото у камня.



А у автобусной остановки нас ждало потрясающее зрелище - поля и деревья окутывал вечерний туман...



Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Переведите любую небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

путешествия, крепости, скала, поход, фортификация, исторический памятник, Выборгский район, заброшенное, скалы, походы, Выборг, руины, Российская Империя, форты, крепости России, Карельский перешеек, русская крепость Выборг, природа, шхеры, пейзаж

Previous post Next post
Up