200 друзей Текслера

Mar 16, 2020 14:44

                   Поистине «пожарная» спешка, с которой через заочное голосование (!) принималось в четверг решение о создании некоммерческого «Фонда  развития Челябинска», подтверждает опубликованную здесь  ранее версию о том, что у властей плохо с финансированием кампании по «плебисциту» 22 апреля, а пятничный «дружеский ужин» губернатора Текслера и мэра Котовой в отеле Б.Видгофа на озере Смолино с местными «олигархами» имел целью, в частности, решить эту проблему: в роли «шапки», с которой чиновники пошли под попсовые напевы к толстосумам, как раз и выступил испеченный накануне вечеринки фонд. Но, скорее всего, дело сведется к банальной «разводке» зависимого бизнеса в интересах конкретных людей из власти, а сама затея обернется очередным публичным провалом местных чиновников.

Идея фонда была в пятницу презентована, хотя сама тема была скомкана, так как преждевременной огласки явно не ожидали. Конкретно про новый фонд поминали лишь в частных разговорах, а взявший первым слово Текслер говорил на эту тему привычно обтекаемо - про то, как власть и бизнес вместе должны развивать Челябинск и инвестировать в него. Столь же общим - про необходимость новых инвестпрограмм было несколько затянутое выступление В.Христенко, призванное, видимо, продемонстрировать глубинную связь нынешнего губернатора с отцами-основателями челябинского «клуба олигархов» - регионального СПП. Более конкретной была глава Челябинска Н.Котова, пообещавшая инвесторам 200 новых готовых земельных участков в Челябинске - только вложите серьезные деньги, лучше поскорее.

Понятно, что ждать особой бизнес-конкретики на «дружеском ужине» с примерно двумя сотнями гостей под развеселые песни приглашенного организаторами «хора Турецкого» не приходилось - даже про «годовщину» губернаторства Текслера говорили как-то больше намеками, чем открыто и внятно. По свидетельству участников, вообще было не очень понятно, зачем все же собрали столько народа? (Кстати, вопрос об оплате мероприятия в антикоррупционном контексте не так наивен, как кажется: платил ли за него сам губернатор - как приглашавшая сторона - или бюджет, или «друзья» губернатора из бизнеса и на каких основаниях? Остается лишь надеяться на то, что, поскольку на «ужине» были практически все областные силовики, этот вопрос будет так или иначе прояснен).

Больше того, у предпринимателей именно после этого «ужина» появились новые вопросы - как раз насчет нового фонда (с некоторыми о нем все же говорили).

В то, что фонд действительно создается для «развития Челябинска» никто, конечно, не верит: проблемы, стоящие перед городом в порядке добровольных взносов и благотворительности не решить, благотворительные фонды нигде и никогда не создаются властью, а фонды развития никогда и нигде не создаются вот так вот «с кондачка», заочным голосованием, без единого намека на проработку проекта.

Если речь идет о финансировании «плебисцита» (что понятно: никто больше не хочет в тюрьму за вольно интерпретируемый сбор наличности по примеру Н.Сандакова), то почему так поздно спохватились? До мероприятия чуть больше месяца, а фонд еще нужно регистрировать, набирать сотрудников, наполнять деньгами. Наконец, почему такой фонд создается именно при мэрии, а не на областном уровне, хотя инициатором явно выступала администрация Текслера?

Тут возможен целый комплекс причин и объяснений, скажем о главных.

Во-первых, забудем сразу про «фонд развития города». Идея с неким небюджетным фондом, через который можно было бы проводить разного рода деликатные расходы власти, не «светясь» на конкурсах и аукционах, давно витала в коридорах мэрии Челябинска (наиболее активным ее сторонником и инициатором называют нынешнего советника мэра Котовой П.Конарева). Больше того, у мэрии времен Е.Тефтелева был некий частный фонд (его курировал вице-мэр Лопаткин), куда с пониманием относящиеся к нуждам города коммерсанты перечисляли добровольные взносы, а оттуда оплачивались разного рода банкеты и прочие разовые надобности чиновников. Но формального отношения к городской власти этот фонд не имел и серьезного развития не получил.

Есть основания полагать, что теперь мэрия, воспользовавшись хорошим поводом в виде плебисцита по конституции (еще раз отметим, что он финансируется вне законов о выборах и о госзакупках), протащила на областном уровне свою давнюю идею о неформальном «кошельке» на разные случаи жизни.

Это могло понравиться «команде Текслера», отличительной чертой которой является хроническая боязнь публично «подставиться» и вызвать гнев московского начальства. Поэтому решать деликатные вопросы они предпочитают исключительно чужими руками. При этом челябинская мэрия вызвала большое неудовольствие (мягко скажем) команды губернатора в принципиальном вопросе о том, чьи люди станут осваивать «дорожные» миллиарды в ближайшие годы. Мэрия Котовой и ее влиятельные партнеры просто не пустили в город московских друзей Текслера, за этим последовала внушительная прокси-война, которая еще отнюдь не закончена (не зря Котова будет скоро давать показания в суде, а легитимность ее "избрания" поставлена под вопрос).

Однако плебисцит по конституции должен, хотя бы временно, примирить враждующие власти города и области, а создание при мэрии фонда, из которого за счет местного бизнеса будут удовлетворяться актуальные потребности властей всех уровней (при том, что собирать деньги и отвечать за вероятные злоупотребления будут именно городские чиновники) создаст хорошую платформу для такого замирения (если бы такой фонд был создан раньше, то такие дела как хамам для губернатора, можно было бы обставлять тихо и спокойно, без шума, конкурсов и скандалов в медиа).

Но пока что это лишь очередная простецкая задумка наших чиновников - как по-быстрому стрясти с бизнеса денег и чтобы за это им ничего не было. Предприниматель в Челябинске (который тут еще остался) - человек битый. Эти люди понимают, что эффекта от  своих взносов в новый фонд они не увидят, а вот риск вляпаться в нехорошую историю велик (некоторые крупные бизнесмены до сих пор локти кусают за то, что послушались в свое время Дубровского и вошли своими деньгами в партнерство, занимавшееся ВСМ - там и большие бюджетные деньги пропали, и частные).

Тем более, что абсолютное большинство городского бизнеса живет сейчас в лучшем случае на 3-5% рентабельности, переводить крупные суммы в такого рода фонды сегодня могут только очень богатые и сверхприбыльные компании (которых здесь по пальцам одной руки пересчитать можно и которые и так давно проявляют свою «социальную ориентированность» на сотни миллионов рублей ежегодно) - либо «партнеры» мэрии по принципу: получил контрактик - откати миллиончик.

Так что как оно выйдет на деле, а не на «дружеском ужине» с губернатором - вопрос открытый. Та спешка и корявость, с которой организовывался этот проект в минувший уик-энд, говорит скорее в пользу его провала - как и все, что затевали пока что городские и областные власти.

И конечно, мы внимательно проследим за отчетностью нового фонда: будет ли она открытой (а иначе быть не может)? Кто именно первым сделает в новый фонд крупные взносы и на что они будут потрачены? И как это скажется на жизненных успехах бенефициаров этих компаний. А если эту информацию власти начнут прятать - значит, мы имеем дело с очередным обманом и воровством под благовидным предлогом.  И это будет совсем другая история.
     

фонд развития Челябинска, Текслер, ужин, олигархи

Previous post Next post
Up