Занятие проходило полным составом: пять учеников + сын (Вова в этот раз просто старался усесться ко мне на колени, если я садилась)
Вот бывает иногда как ни готовишься, а всё идет не по плану. Вот у меня в этот раз было именно так.
Началось всё с того, что как обычно часть детей пришла раньше. Только я не села с ними играть, а доделывала свои дела, пока все не пришли. В итоге ребята начали беситься без меня и успокоить их и настроить на рабочий лад я долго не могла.
1 Покажи на пальцах число
Позвала ребятишек и попросила показать на пальцах числа. Дети одновременно скакали и показывали. Тут у меня, несмотря на общий сумбур, было две радости. Глеб стал показывать осмысленно, пересчитывая что показывает, а не просто повторяя за другими. А вторая - все дети старались показать как-нибудь отлично от пять на одной руке и сколько не хватает на другой. Они раскладывали числа по-другому без моего задания. При этом ошибались и сами же исправлялись.
2 Многоугольники
Я опять, как уже на одном занятии в сентябре, рисовала многоугольники на доске. Мы немного поговорили о углах - выпуклых и невыпуклых.
Повторили мы и задание с разносом картонных многоугольников по тарелкам. Правда были и изменения:
- на одной стороне многоугольников я возле каждого угла ставила точку, чтобы можно было себя проверить
- я делила детей на развозчиков и проверяющих (и меняла периодически). В итоге около тарелок дети вместе пересчитывали, обсуждали, договоривались (если углов больше чем 4 непросто посчитать да еще и одинакого с кем-нибудь).
- ну и самих многоугольников было больше гораздо.
В итоге в этот раз ошибок почти не было.
3 Великаны/карлики/толстые/тонкие
А также толстые великаны и тонкие карлики и т.п.
Причем смешанные типы придумали дети, а я поддержала инициативу. Получилось сложнее и смешнее.
4 Пересечение
У меня было две веревочки белая и черная, связанные колечками. В белое колечко я предложила положить четырехугольники, в черное многоугольники с невыпуклыми углами (посмеялись над словом впуклый).
Когда я дала четырехугольник с невыпуклым углом, начался спор. Большинство считали, что надо положить его к остальным многоугольникам с невыпуклыми углами. Потом все таки решили, что надо бы и туда и туда положить. Тут Саша закричала: "я знаю!" и положила фигуру частью на одну веревочку, другой частью на другую. И почти тут же переместила веревочки, чтобы получилось пересечение.
Пораскладывали ещё.
Фото я сделала позже. Реально мы сначала в разные колечки по 5-6 фигурок положили, а потом уже общая фигура была.
5 Многоугольники из зубочисток и пластилина.
Сделали с детьми вместе трехугольник. Предложила сделать четырехугольник самим. Лена сказала, что может только квадрат сделать. Посчитали углы у квадрата, определили его в четырехугольники. Кто-то сделал таки квадрат, кто-то ромб. Подумали над тем сколько понадобится зубочисток/шариков для разных многоугольников.
На этом дети задания перестали выполнять. Я хотела предложить сделать пяти/шестиугольники. Но дети начали делать что-то своё. Мальчишки пытались конструировать трехмерные фигуры. Саша делала ёжика, Лена улитку.
На мальчишечьих фигурках все хором искали треугольники и четырехугольники.
А вообще у меня заготовлена уже упаковка нута для горохового конструктора. Думаю как-нибудь выделить для этого занятие.
6 Танграм
Вот если до этого у меня отвлекался кто-нибудь, кто-нибудь убегал к маме, кто-нибудь просто лез на диван или еще куда, то теперь все сосредоточенно собирали картинки из танграма.
Пока я вчера рисовала новые, Саша упросила ей нарисовать попугая. Он сложный и она в итоге его не сделала. Но, во первых, она попробовала и часть даже собрала. Во вторых, она сама решила, что стоит пока отложить. И не было истерик и слез. Наверное, она просто стала старше.
Лена начала собирать по собранному примеру, как на прошлом занятии. На моё предложение попробовать заполнить контур как все, она отвечала неизменное: "я так не умею". Притащила ей зайца, говорю давай вместе. Не успела я начать, как меня кто-то позвал проверять. Поворачиваюсь обратно к Лене, а она уж половину сделала. Она таки доделала его сама.
Еве никак не дается паралеллограм. Она часто собирает всё кроме него. А потом долго крутит его в руках,не зная как пристоить. Сказывается видимо, что он не симметричный.
Занятие в итоге длилось около 50 минут. Дети помогли мне убрать танграм и картинки.
Дети ушли, а я все сидела и думала, старалась понять в чем разница между успешными занятиями и такими как это, когда я прям сражаюсь за внимание ребят. Ничего не надумала, ну кроме того, что буду играть с теми, кто приходит раньше.
Всегда ли на занятиях дети у вас готовы заниматься и играть? Или тоже бывает что дети устали/возбуждены/рассеянны?