Олимпийский автоспорт

Jul 24, 2024 14:50

Хотя уже боле 10 лет формально гонки признаны олимпийским видом спорта, однако в действительности на олимпиаде гонщики не выступают. Есть несколько причин, а вернее проблем, которые мешают таким выступлениям, и сегодня, в преддверии очередной олимпиады, я бы хотел поговорить на эту тему.

Недавно пилотов «Формулы-1» спросили по поводу их взгляда на участие в олимпиаде, и общий тон ответов нескольких гонщиков можно было свести к тому, что они не против, однако не очень понимают, как это можно реализовать технически и как обеспечить условия равенства возможностей. Но на мой взгляд, проблема не только и не столько в этом самом равенстве. Проблем больше, попробуем обозначить их и выдвинуть пути решения.

Равенство возможностей. Ну, раз уж пилоты сами заговорили об этом, то и мы начнём разбор именно с данного пункта. Гонки - это технический вид спорта. Там всё зависит от синтеза пилота и автомобиля. На плохой машине даже гениальному гонщику будет очень сложно победить. И в спорте, где важны сотые доли секунды, машины индивидуально настраиваются под пожелания каждого гонщика. Делают это инженеры, и кто-то может лучше справится с задачей, кто-то хуже. Вот и получается, что итоговый результат зависит не только от мастерства человека за рулём, но и от профессионализма и самоотдачи целой команды обслуживающего персонала. Сюда же стоит добавить вероятность технических отказов, которая является случайной мерой, но может очень сильно повлиять на результат заезда.

Однако мне это всё не кажется проблемой. Сравним с другими видами спорта. Например, лыжи, там ведь тренерский штаб каждой сборной самостоятельно подбирает мази для лыж, и они разные у разных спортсменов (у представителей разных стран лыжные мази почти всегда отличаются). А это очень сильно может повлиять на результат, если не угадать с оптимальным составом. Проводим параллель с автоспортом и видим, что это аналог настройки автомобиля. Или биатлон, когда на стрельбище вдруг возник порыв ветра и спортсмен промахнулся - это случайность, полный аналог технического отказа в гонках. Да много таких примеров можно привести - сломанная клюшка в хоккее, не тот состав талька в тяжёлой атлетике и т.д. Но, на самом деле, автоспорт тут не будет менее субъективным, чем многие другие олимпийские дисциплины.

Таким образом, думаю, что если предоставить всем изначально одинаковые автомобили и разрешить задействовать в работе с ними одинаковое число обслуживающего персонала, то это более-менее уровняет шансы участников. Но, конечно, итоговый результат будет зависеть от командной работы. Ну так и в хоккее или футболе один игрок «в поле не воин». Так что проблемы неравенства возможностей, на которую ссылались сами пилоты, лично я тут не вижу.

Правила и судейство. Современный автоспорт, к сожалению, известен тем, что свод правил напоминает по объёму большую советскую энциклопедию. Конечно, столь сложным нормативам не место на олимпиаде. Но ведь и в автоспорте так было не всегда - были времена, когда весь регламент помещался в одной тетрадке.

Думаю, что для олимпийских игр надо разработать новые правила, простые и понятные для непосвящённого болельщика, и не имеющие двоякой трактовки. Как в хоккее или футболе, чётко понятно, что можно делать, а что нельзя. Думаю, что задача это не сложная и выполнимая.

Ну а судейство, если правила будут прописаны максимально чётко, будет не так много и решать. Задача судей будет просто в том, чтобы следить за соблюдением норм. И даже если где-то какие-то решения будут оставаться на субъективное восприятие судьи, то всё равно это будет явно не самый опасный с точки зрения судебного произвола вид спорта. Например, фигурное катание явно по субъективности и влиянию судейства на результаты будет далеко впереди.

Таким образом, и проблема правил, и проблема судейства, не может стать непреодолимым препятствием для выступления гонщиков на олимпиаде.

Трасса. А вот это, на мой взгляд, как раз самая большая проблема. Если для хоккея или футбола достаточно использовать одно поле, на котором будут играться все матчи, то с гоночной трассой так не получится. А размер трека, протяжённость которого обычно составляет в районе пяти километров, не позволит сделать для проведения олимпиады несколько трасс (одну бы подготовить, и то уже слишком объёмное и дорогое сооружение).

Однако какой-то вектор решения есть и у данной проблемы. В ковидный год в той же «Формуле-1» были примеры, когда одна и таже трасса использовалась в разных конфигурациях для проведения двух разных гонок. Думаю, если двигаться в этом направлении, то и олимпийскую проблему решить можно.

Для этого будет достаточно построить трассу так, чтобы она имела 2-3 разные конфигурации, и была возможность проехать по ней в двух разных направлениях, и того, на одном объекте у нас получится 4-6 вариантов, чего уже будет вполне достаточно для олимпийских выступлений гонщиков.

Таким образом, лично я вижу три основные проблемы, препятствующие автогонкам стать частью олимпиады. Однако все эти сложности решаемы, и, по большому счёту, требуется только воля организаторов, чтобы гонки реально, а не на бумаге, стали олимпийским видом спорта.

гонки, автоспорт, Формула-1, олимпиада, спорт, аналитика, мнение

Previous post Next post
Up