Охта - так издавна называется обширная территория на берегах реки Большой Охты. Этот район делится на две части: Большая Охта на правом берегу, Малая Охта - на левом. Охта - едва ли не самое старинное название в нашем городе. Первое упоминание о реке Охте встречается в Новгородской летописи под 1300 годом. С названием "Охта" связан ряд других наименований: Большеохтинский и Среднеохтинский проспекты на Большой Охте, Малоохтинская набережная на Малой Охте, Большеохтинский мост через Неву у Смольного и трамвайная конечная станция "Малая Охта" на Гранитной улице. Ей-то и будет посвящён наш сегодняшний небольшой рассказ.
18 апреля 2011 года. Фото:
parovoz.com Несмотря на то, что путевое развитие данной конечной станции не очень большое, значение её для трамвайного движения нашего города неоценимо.
18 июля 1987 года. Фото:
transphoto.ruДавайте посмотрим, какие маршруты кольцевались на "Малой Охте" за всё время существования этой конечной:
№7: с 9.09.2006 по 1.04.2007 (Малая Охта - проспект Солидарности, через мост А. Невского)
11 мая 2009 года. Фото:
transphoto.ru№10: с 1.04.2007 по настоящее время (Малая Охта - Ладожский вокзал)
9 апреля 2015 года. Фото:
transphoto.ru№13: с 1959 по 25.06.1978 (1959-11.1962: Малая Охта - деревня Алексеевка; 11.1962-25.06.1978: Малая Охта - площадь Стачек)
1970-е годы. Фото:
transphoto.ru№16: с 1936 по 5.10.2005 (конечными в разные годы были: завод «Электросила», Благодатный переулок, Варшавский вокзал, Нарымский проспект, Мясокомбинат, станция «Броневая», улица Марата, площадь Тургенева, Московские ворота)
6 марта 1999 года. Фото:
transphoto.ru№23: с 1938 до 1941 (Малая Охта - Петровский остров) и с 1943 по 1970 (ходил до к/ст. Больница им. Мечникова, 2-ой Муринский проспект, Озерки)
2 сентября 2009 года. Фото:
transphoto.ru№32: с 1961 по 16.03.1992 (до июля 1966 года соединял Малую Охту с Политехническим институтом, позже следовал до ст. Ручьи)
1974 год. Фото:
transphoto.ru№46: с 4.12.1995 по 9.09.2006 (Малая Охта - Тихорецкий проспект)
24 сентября 2005 года. Фото:
transphoto.ru№59: с 1.11.1983 по 15.12.1983 (Малая Охта - Хасанская улица)
Действующая конечная, расположенная на Гранитной улице (северо-восточнее перекрёстка Гранитной улицы и Новочеркасского проспекта) начала свою работу с 1936 года. Существовала в те времена ещё одна конечная с таким же названием, правда, располагалась она к югу от Дальневосточного проспекта и проработала всего лишь 5 лет, до 1941 года. До 1959 года конечная на Гранитной представляла из себя просто разворотную петлю для трамваев, прибывающих со стороны нынешней станции метро "Новочеркасская". А в 1959 году петля была перестроена в полноценную конечную с тремя путями. В такой конфигурации она существует и по сей день.
По своему прямому назначению диспетчерская станция использовалась до 17.01.2014, последним "отмечавшимся" здесь маршрутом был 39-й. Пока основная бригада обедала, трамвайный вагон продолжал движение по маршруту с подменной бригадой. После продления трамвайного маршрута №39 до трампарка №7, необходимость в таких пересменках на этой диспетчерской станции отпала, и техническая остановка трамваев на углу Новочеркасского проспекта и Гранитной улицы была отменена.
14 июля 2013 года. Фото:
transphoto.ruОсенью минувшего года ГКУ "Дирекция транспортного строительства" объявила конкурс на пробивку Гранитной улицы и строительство трамвайной линии от к/ст. "Малая Охта" до к/ст. "Станция метро "Ладожская". Победителем стала группа "ЛСР", в лице ООО "ЛСР-Строй". Госконтракт с ними был заключен 2 декабря 2015 года, однако вплоть до весны 2016 года велись только административно-подготовительные мероприятия (разработка рабочей документации, согласования с различными смежниками и госструктурами, заключение договоров с субподрядчиками, оформление ордера в ГАТИ и т.д.), и фактическое начало работ на объекте произошло лишь в конце апреля.
Проект предполагает ликвидацию кольца у Ладожского вокзала (что не очень разумно на наш взгляд) и полное переустройство конечной "Малая Охта": снос старой диспетчерской (и строительство нового двухэтажного корпуса) и тяговой подстанции (со строительством новой, ближе к Новочеркасскому проспекту), перенос въезда/выезда на кольцо ближе к домам по Гранитной улице, а также строительство 7-путного отстойно-разворотного кольца. Заметим, что в процессе согласования проекта и при проведении корректировки технических условий, ГУП "ГЭТ" уменьшил общее число путей на кольце до 5-ти. Согласно календарному графику, приложенному к контракту, все работы должны быть завершены не позднее 30 мая 2017 года.
Путевое развитие обновлённой к/ст "Малая Охта" по проекту.
Что важно, согласно проекту, работы по устройству трамвайного узла на Новочеркасском проспекте будут производиться с закрытием движения только в выходные дни и в ночное время. Для производства работ предусмотривается устройство временных трамвайных путей на кольце "Малая Охта". Для упрощения организации работ по Новочеркасскому пр., предусмотрено устройство однопутных вставок. При этом, согласно техническим условиям ГУП "Горэлектротранс", срок переустройства путевого развития кольца должен составлять не более 3 календарных месяцев.
До конца мая будет вестись вырубка деревьев по трассе строительства (взамен спиленных тополей планируется высадить на новом участке молодые берёзы, липы, клёны). Также необходимо провести работы по выносу инженерных сетей и сетей связи из зоны строительства.
13 мая 2016 года, вырубка деревьев на к/ст "Малая Охта". Источник:
группа "Трамвай | Санкт-Петербург"Таким образом, вопреки периодически возникающим слухам о совсем скором закрытии конечной станции для движения трамваев, реконструкция трамвайных путей на этом объекте скорее всего начнётся не раньше чем через месяц. Заметим также, что летом 2017 года, сразу после окончания строительства новой линии от к/ст. "Малая Охта" до Ладожского вокзала, КРТИ запланировал провести текущий ремонт путей на небольшом, но весьма "пробочном" для трамвайных маршрутов участке - от Гранитной до Зольной улицы.
pitertransport обязательно будет следить за реализацией этих важных проектов. Мы также надеемся, что создание новой трамвайной инфраструктуры в районе Малой Охты станет первым в нынешнем десятилетии шагом к развитию сети трамвая в Санкт-Петербурге не на словах, а на деле.
© 2016 | Михаил Халилов, Виктор Старшов