С 25 по 28 мая в Санкт-Петербурге в КВЦ «Экспофорум» проходит форум SmartTRANSPORT, на котором эксперты обсуждают актуальные проблемы в области развития транспортной инфраструктуры. В этом году количество стран-участников снизилось с 11 до 5, а количество компаний-участников снизилось на 15%. Наш редактор посетил форум, и в этой статье мы попробуем рассказать о наиболее интересных моментах мероприятия.
Остановки и навигация
На форуме представили макет новых остановок для Петербурга. Его разработала крымская компания «Городские инновации», на данный момент в городе Севастополь уже есть несколько таких остановок. Все павильоны будут установлены за счёт инвестора, бюджетных средств привлекаться не будет. Стоимость одной такой остановки примерно 2 млн рублей, на данный момент планируется установить около 50 единиц в центральных частях города. Впрочем, далеко не факт, что этот очередной проект Смольного по привлечению инвесторов в развитие транспортной инфраструктуры станет успешным.
Фото: Константин Чистяков
Сверху и сбоку на козырьке указаны название остановки и номера маршрутов. Остановка оснащена камерами видеонаблюдения, картой туристических достопримечательностей, терминалом для оплаты различных услуг, зарядными устройствами по интерфейсу USB, точкой доступа Wi-Fi.
Из отрицательных моментов можно отметить то, что в боковой части располагается реклама. На наш взгляд, правильным шагом было бы максимально убирать рекламу (в том числе и на остановках) из центра города и таким образом сокращать количество «визуального мусора». Однако в данном случае утверждается, что реклама поможет быстрее окупить инвестиции в проект.
Интерфейс терминала оплаты услуг:
Также на остановке будет располагаться схема маршрутов со всей необходимой информацией (и не очень).
Здесь есть претензии к оформлению информационного текста. Необходимо сделать представление этой информации более наглядным, чтобы это не выглядело как «стена текста»; возможно что-то сократить, оставив только действительно важную информацию для пассажиров именно этой остановки.
С правой стороны вверху павильона расположен дисплей, на котором выводится информация о времени прибытия транспорта.
Также на форуме был представлен новый дизайн информационных стоек для остановок. Теперь они находятся ближе к уровню глаз и их будет удобно читать. С одной стороны конструкции находится расписание маршрутов и общая информация о городском транспорте Петербурга. С другой ее стороны находится схема движения маршрутов по этой остановке. Выглядит это всё красиво, но всё же недоработанно. Скорее всего, дальше форума мы эти штуки не увидим.
А также есть варианты табличек с номерами маршрутов:
Фото: Константин Чистяков
Подвижной состав
На этой выставке публике был представлен макет нового состава для метрополитена - 81-722.1 (обновлённый «Юбилейный»). Данный состав - модернизация состава «Яуза» еще из середины 90-х. На выставку был привезён головной вагон, причём только кузов - без подвагонного оборудования и на тележках от «Русича». Он оформлен в красном цвете вместо привычного синего. Данный состав будут использовать на Кировско-Выборгской («красной») линии метро, и до 2020 года планируется поставить 20 таких составов.
Общий вид салона:
В передней части головных вагонов располагаются 4 места для инвалидов.
Итак, на один поезд получается 8 мест для инвалидов. Здесь возникает вопрос: нужно ли на один состав такое количество мест для инвалидов? К тому же, в середине прохода они будут мешать остальным пассажирам. Впрочем, для ПетербурЖского метрополитена и так сойдет.
В рамках форума, проходит и выставка ретро-транспорта. Изначально, организаторы SmartTransport2016 не планировали представлять музейные экспонаты, но из-за слишком малого количества участников-компаний на выставке инновационной техники можно было поностальгировать. Стоит отметить, что государственные перевозчики (ГУП "Горэлектротранс" и ГУП "Пассажиравтотранс") представили по одному экземпляру из своих музеев, а большинство техники пригнала частная фирма "Retro-Bus".
Теперь перейдем к трамваям. На выставке можно увидеть трамвай ЛМ-68М3 (
подробнее о нем). Примечательно, что на одном из стендов был изображен эскиз трамвая 71-301 (новый трамвайный вагон от ОЭВРЗ), который ранее не представляли публике. В сопроводительном тексте сказано о поставке 4 вагонов в 2016-2017 гг.
Кроме этого, на выставке была представлена новая модель трамвайного вагона от ПК «Транспортные системы»: 71-922 «Варяг».
Трамвай внешне чем-то похож на 71-931 «Витязь», который на данный момент работает на маршруте №100. В отличие от него, «Варяг» предназначен для маршрутов с меньшим пассажиропотоком, а также всего его тележки - неповоротные.
Но, вообще говоря, перспектива постоянной эксплуатации данной модели в Петербурге выглядит сомнительно. Подавляющее большинство сидений расположены боком, как в метро, что для пассажира трамвая выглядит непривычно. Ещё один большой минус этого трамвая - его цена. Примерно за ту же стоимость (60 млн рублей) можно приобрести вагон 71-631 (КТМ-31) с большей вместимостью (например, сидячих мест 48 против 38 у «Варяга»). Да, КТМ-31 не 100%-низкопольная модель, но в сложившейся ситуации, когда более 60% трамвайных вагонов Петербурга уже выработали свой срок эксплуатации, нужно искать наиболее выгодные варианты как по комфорту перевозок, так и в финансовом плане.
Вид на переднюю часть салона:
Также можно отметить, что из подвижного состава на выставке присутствуют автобусы IVECO VSN-700, МАЗ-203.085, Volgabus-6271, туристический MAN.
Фото: Константин Чистяков
"Белкоммунмаш" в этом году не привёз свою технику, вместо этого на их стендах красуются какие-то миниатюрные модельки. Символично.
Разное
В одной из моделей автобусов, Volgabus-6271, можно увидеть в действии систему аудиоэкскурсий (
подробнее о ней). Кроме этого, в автобусе размещена еще одна новая разработка - оплата проезда с помощью SMS.
В данном случае к поручню автобуса крепится планшетный компьютер. Помимо возможности оплатить проезд при помощи бесконтактных банковских карт (например, MasterCard PayPass), пользователь после регистрации на сайте сможет оплачивать проезд по звонку/SMS. Для этого требуется совершить вызов на нужный номер (заметим - 10-значный!), после этого на телефон пользователя придет SMS-сообщение, подтверждающее факт оплаты. Если потребуется, это сообщение можно будет показать контролёру для подтверждения оплаты. Хотя в том случае, если телефон после оплаты разрядится, то подтвердить факт оплаты контролёру не удастся, а значит, штраф окажется неминуем.
В целом, такая система вполне современна, но: 1) обязательная регистрация - плохо, нужно сделать возможность оплатить поездку без регистрации, кроме бесконтактных платежей; 2) лучше было бы иметь сервисный номер для звонков из 4 цифр, запоминать и набирать 10 цифр все же крайне неудобно.
Следующая разработка: система «Паркон», фиксирующая нарушения ПДД (в частности, движение автомобилей по выделенным полосам). На лобовом стекле автобуса находится видеокамера и специальный блок, обрабатывающий в автоматическом режиме информацию. При возникновении нарушения ПДД, система зафиксирует государственный номерной знак нарушителя и отправит информацию о нарушении в центр обработки данных в режиме реального времени.
И напоследок, компания «Билайн» представила устройство для просмотра информации о проездном билете.
Такие устройства будут находиться в офисах «Билайна» и работают так же, как и визуализаторы в Петербургском метрополитене. Но теперь можно будет приобрести проездной билет в одном из офисов «Билайна» (или пополнить уже существующий), и там же активировать внесенные денежные средства, приложив смарт-карту к этому устройству, без необходимости их дальнейшей активации в метро.
В остальном - большая часть других стендов выглядит скучно, они практически никому не интересны.
P.S.
В целом можно сказать, что в этом году на выставке были интересные вещи, такие как остановочные павильоны и сервисные решения для установки в салоне автобусов (но когда это будет реализовано, неизвестно). А вот новинки подвижного состава, "приехавшие" из прошлого века - модернизированная «Яуза» (середина 90-х) и модернизированный ЛМ-68М (середина 70-х), а также другие, не упомянутые в статье вещи: оплата по PayPass в метро и наземном транспорте, электронные табло и т.д. - совсем не новинки 2016 года. Так что выставка в кризисное время явно не слишком удалась. Что символично, даже заявленный в прошлом году ребрендинг «Организатора перевозок», как мы видим, за это время так и не состоялся...
Май 2015 года. Новый логотип ГКУ "Организатор перевозок", так и не ставший реальностью.
© 2016 | Иван Дроботов