Во всех мегаполисах мира аэропорт является основными воротами в город для туристов и путешественников. Именно с этого здания начинается знакомство с городом и у многих гостей Петербурга. Сегодня «Пулково» - четвёртый по количеству обслуживаемых пассажиров аэропорт в России, после московского авиаузла. Ежегодно им пользуются около 13 млн. человек. Насколько удобно добраться из «Пулково» в Петербург и обратно? И каких связей между воздушной гаванью и Северной столицей так не хватает?
pitertransport решил разобраться в ситуации.
Фото:
avia.pro Маршрут 39
Самым популярным способом добраться из «Пулково» в город, вот уже на протяжении более 60 лет, является 39-й автобусный маршрут. Правда, за всю его историю транспортные чиновники только и делали, что сокращали трассу. Если в 50-х годах он ходил до самого центра Ленинграда, то уже с открытием Московско-Петроградской линии метро, автобус стал ходить до станции «Парк Победы», а потом его и вовсе сократили до «Московской». В таком виде он функционирует и по сей день, ну разве что диспетчеризация автобусов проводится на автобусной станции «Улица Костюшко» (с 2013 года он следует туда с пассажирами).
Стоит отметить, что такой важный для города маршрут обслуживал не только ГУП «Пассажиравтотранс», но и частная компания «Такси-2», с 2004 по 2007 годы. Первое время компания пускала туда различные б/у-шные автобусы из Европы, а с 2005 года стала ставить китайские Yutong ZK6118HGA. С 2007 года на маршрут вновь вышел государственный перевозчик, а в 2011 году он вошёл в «обеспечивающую транспортную сеть» - перечень маршрутов, которые не выставлялись на конкурсы.
Фото: Александр Разумов
За последнюю пятилетку 39-й неплохо «прокачали» - он стал «образцово-показательным» маршрутом. На него выпускают самые новые автобусы исключительно особо большой вместимости, а после каждого рейса кондукторы моют полы. Кроме того, 39-й маршрут стал одним из первых, где некоторые остановки стали объявлять на английском языке. Именно на данном маршруте началось внедрение деловой формы одежды у водителей. Вдобавок ко всему, здесь был проведён эксперимент оплаты проезда банковскими картами - как обычными, так и бесконтактными PayPass и PayWave. Да и интервалы движения весьма приемлемы, обычно автобус не приходится ждать дольше 9-11 минут.
Фото:
fotobus.msk.ruМаршрут 39э
1 июня 2014 года был открыт автобусный маршрут №39а (спустя год перенумерованный в 39э), который по своей трассе является практически полным дублёром обычного 39-го. Его отличие заключается в том, что автобус останавливается только на конечных остановках, что очень удобно для людей, которым нужно от метро до аэропорта. Поездка занимает около 15-18 минут, в то время как время в пути на обычном 39-ом может занять до 25 минут.
Фото: Константин Иванов
Стоит отметить, что маршрут 39э можно отнести к разряду «всё новое - это хорошо забытое старое». В 70-х годах прошлого века уже существовал экспресс-маршрут №39э, из «Пулково» в самый центр города. Более того, маршрут работал и в ночное время. Однако в 90-х годах его было решено закрыть.
Под тем же номером в 2008 году был открыт ночной маршрут №39э, он ходил от аэропорта «Пулково» до Владимирской площади и выполнял всего 4 круга за ночь. Маршрут останавливался только у станций метро (которые в это время суток были закрыты) и, несмотря на стоимость проезда в районе 50 рублей, был крайне непопулярным, поэтому в 2012 году Комитет по транспорту его закрыл, посчитав, что с вывозом пассажиров ночью вполне справятся такси.
Маршрут К-39
До 2007 года этот коммерческий маршрут был одним из самых длинных в Санкт-Петербурге, около 25 км. Он ходил от Ладожского вокзала через Невский-Лиговский-Московский проспекты до аэропорта. Но как только на Лиговском проспекте решили заменить весь коммерческий транспорт на «социальные» автобусы, трассу следования пришлось резко сократить. Примечательно, что именно К-39 ничем заменять не стали, хотя это был единственный маршрут, который обеспечивал беспересадочную связь аэропорта с Московским и Ладожским вокзалами. Имел он и особое внутригородское значение, соединяя северную часть правого берега Невы (Заневский проспект) с Московским районом. В итоге, с ноября 2007 года К-39 стал фактически дублёром 39-го автобуса.
Фото: Сергей Мурашов
Подвижной состав маршрута после транспортной реформы 2006 года менялся также не в лучшую сторону. До лета 2005 года на нём курсировали узбекские автобусы средней вместимости Uzotoyol, которые затем были заменены на самые современные для тех годов автобусы большой вместимости - Scania Omnilink. Это были прекрасные машины для подобного маршрута - отсутствие ступеней при входе, накопительная площадка для багажа, комфортные сиденья, плавный ход и современный внешний вид. Однако по результатам конкурса на маршрутные перевозки с 1 апреля 2006 года маршрут достался компании «Такси-2», которая также продолжила выпускать на него автобусы большой вместимости, но уже не новые «Скании», а поддержанные «Мерседесы» иранского производства.
Фото: Сергей Мурашов
С 2007 года «Такси-2» лишилось обоих 39-х маршрутов, и «коммерческого», и «социального». К-39 формально закрепили за ГУП «Пассажиравтотранс», однако по факту на маршрут вышли частные ГАЗели. Именно в этот период маршрут подвергся резкому сокращению протяжённости своей трассы, в 2,5 раза.До весны 2008 года на маршрут также ненадолго выходили перевозчики «ПТК» (автобусами Yutong) и «Пассажиртранс» (микроавтобусами Mercedes-Benz Sprinter) - это делалось в дни проведения масштабных всероссийских или международных мероприятий в Петербурге, поскольку работавшие на К-39 ГАЗели имели крайне непрезентабельный вид. С мая 2008 по май 2012 года на маршруте работали частные микроавтобусы различных марок, и лишь с июня 2012 года маршрут обрёл единого перевозчика, с новыми микроавтобусами Mercedes-Benz Sprinter - ООО «Пассажиртранс», который работает на этом маршруте по сей день.
Фото:
fotobus.msk.ruНынешний перевозчик преподносит свой маршрут как экспресс. И действительно, маршрутка проходит полную трассу всего за 15 минут. В принципе, такое же время затрачивает и «социальный» маршрут 39э.
Аэропорт-экспресс
В 2006 году был запущен проект «Airport Express», организованный совместно шведской компанией «People Travel Group» и аэропортом «Пулково». Автобусы круглосуточно курсировали от станций метро «Пушкинская» до аэропортов «Пулково-1» и «Пулково-2» с интервалами движения от 20 минут до часа. Промежуточные остановки были только у станций метро «Технологический институт» и «Московская». Стоимость проезда в таком экспрессе составляла 70 рублей для взрослых при тогдашней стоимости общественного транспорта 12 рублей. Однако летом 2008 года проект сначала был переведён на дневной режим работы, а затем и вовсе был свёрнут. Причиной провала, как считают эксперты, в первую очередь стали пробки, а также не очень удачно составленное расписание.
Фото: Александр Разумов
Вторая попытка возрождения проекта состоялась в августе 2011 года: тогда компания «АТ-Экспресс групп» заключила с «Воздушными воротами Северной столицы» (ВВСС) договор на создание круглосуточного автобусного сообщения между «Пулково» и центром города (Владимирской площадью). Вместо больших автобусов на маршрутах К-800 и К-900 работали микроавтобусы IVECO Daily. Цена была достаточно высокой - 200 рублей (до «Московской» - 50 рублей), и хотя это безусловно дешевле, чем на такси, но не многие пассажиры хотели платить за такую услугу столько денег. В итоге, из-за тех же пробок, относительно высокой цены и больших интервалов движения проект снова провалился. В мае 2012 года компания передала маршруты на обслуживание субподрядчикам (которые, кстати, сразу же снизили ценник до 100 и 30 руб. соответственно), а с 1 сентября и вовсе отказалась от продления договоров с Комитетом по транспорту и ВВСС.
Фото: Евгений Буюкли
Пулково-2
Напомним, что до 2014 года воздушные ворота Петербурга состояли из двух отдалённых друг от друга терминалов: «Пулково-1» для внутренних рейсов и «Пулково-2» для международных. Сеть маршрутов наземного транспорта из «Пулково-2» была куда разветвлённее: помимо пары №13/К-13, аналогичной по своим функциям маршрутам №39/К-39, оттуда также можно было добраться до любой точки Московского проспекта, вплоть до Сенной площади (К-3, К-213), а также до улицы Типанова, проспекта Славы и метро «Ломоносовская» (К-27), а ещё раньше - и в Купчино (К-113).
Фото:
fotobus.msk.ruПодобная разница в уровне доступности разных терминалов одного авиаузла всегда была не до конца ясна, но после открытия нового здания аэровокзала она наконец оказалась нивелирована - к сожалению, в худшую сторону.
Большие прожекты
ЛРТ или «Аэроэкспресс»? Метаясь между этими вариантами, чиновники в течение 10 лет пытались решить вопрос улучшения транспортной доступности к «Пулково». И вот, вроде бы, городские власти смогли сделать свой окончательный выбор.
Карта-схема:
The-VillageДолгое время строительство ЛРТ считалось приоритетнее. Сначала планировали построить «Надземный экспресс» от Московского вокзала до «Пулково», потом решили его сократить до станции метро «Купчино». Но вот, в сентябре 2015 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин сообщил, что Москва выделит 10 млрд. рублей на строительство «Аэроэкспресса» к «Пулково», однако всё пошло не совсем гладко. Дело в том, что проект был одобрен Министерством транспорта РФ, а вот их коллеги из Министерства финансов посчитали нецелесообразным давать Петербургу столь большую сумму на «фирменную» электричку.
Фото:
domodedovod.ruВ итоге, Смольный решил взять бюджетный кредит в размере тех же 10 млрд. рублей, но позднее было принято решение потратить эти средства на погашение бюджетного дефицита. Несмотря на все заверения властей о том, что «Аэроэкспресс» построят, эксперты в это верят с трудом, хотя при этом особо и не расстраиваются - по их мнению, смысла в таком проекте немного, как с точки зрения реорганизации направлений пассажиропотоков, так и с экономической стороны вопроса.
Единственный проект, который всё же был воплощён (и то, нужно сказать спасибо требованиям FIFA) - появление выделенной полосы на Пулковском шоссе и на дороге в аэропорт «Пулково». Соответствующую разметку впервые нанесли ещё осенью прошлого года, а совсем скоро эта транспортная «выделенка» для ОТ будет оснащена видеокамерами, фиксирующими нарушения ПДД.
Что делать?
Как считают эксперты, из «Пулково» нужно запустить больше автобусных маршрутов, чтобы улучшить его транспортную доступность. В первую очередь, не помешало бы пустить маршруты по КАД, к примеру, до станций метро «Обухово» и «Проспект Ветеранов». Они нужны для того, чтобы сократить время в пути для пассажиров. Сейчас на такси до этих районов можно доехать за 15-20 минут, а на общественном транспорте придётся ехать более часа.
Идея связи авиаузла с центром городом действует во многих городах мира и имеет право на жизнь в Петербурге. Необязательно эту связь создавать варианты типа ЛРТ или «Аэроэкспресса» и тратить на них миллиарды. Эффективнее и дешевле будет создать выделенную полосу для автобусов на Московском проспекте. Она позволит миновать пробки не только автобусам-экспрессам, но и городскому транспорту, которым жители нашего города пользуются ежедневно.
Ну и безусловно, стоит пересмотреть существующий режим работы маршрутов №39/39э. Интервал движения маршрута, следующего со всеми остановками, составляет около 10 минут. Интервал движения экспресса - 20-27 минут. Учитывая тот факт, что по Пулковскому шоссе проходит множество других «социальных» маршрутов, помимо 39-го (13, 13а, 90, 150, 155, 187, 187а, 301), необходимости в таком короткоинтервальном режиме работы нет - время между рейсами вполне можно было бы увеличить до 30 минут. А высвободившийся подвижной состав смог бы быть использованным на маршруте №39э, интервал движения на котором сократился бы до 10 минут и сделал бы поездки из аэропорта в город и обратно максимально комфортными для пассажиров.
© 2016 | Владислав Булгаков, Анатолий Хозяинов