На данный момент в Санкт-Петербурге работает 41 трамвайный маршрут. Конечно, с момента открытия (с 1907 года) маршрутная сеть претерпела большие изменения: от зачатков в начале века и своего золотого времени (80-е годы) до практически полного упадка, сопровождавшегося демонтажем линий в 2000-2007 годах. Сейчас для петербургского трамвая время относительно стабильное.
Сегодня мы поговорим о трамвайном маршруте № А. Это единственный в Санкт-Петербурге трамвайный маршрут, имеющий кольцевую трассу, а также единственный среди всех видов транспорта, который имеет чисто буквенное обозначение (хотя, в некоторых внутренних документах ГЭТа он фигурирует под номером 77).
Улица Дыбенко. © Фото:
Константин ЧистяковВпервые маршрут с литерой «А» вышел на улицы Ленинграда в 1924 году. Связывал он 3 вокзала: Балтийский, Варшавский и Октябрьский (нынешний Московский). Работал только по воскресеньям с 8:00 до 16:30. Проработал маршрут недолго - уже в 1925 он был закрыт.
Трасса маршрута "А" 1924 года.
Реинкарнация «А»-шки произошла 6 ноября 1979. Этот маршрут запустили в Калининском районе в качестве временного, но в 1980-м он вновь оказался закрыт. Трасса была такой: от к/ст. «Тихорецкий проспект» по Тихорецкому пр., пр. Культуры, пр. Луначарского, пр. Энгельса, Светлановской пл., пр. Шверника (ныне: 2-ой Муринский пр.), пл. Мужества, Политехнической ул., Тихорецкому пр. до к/ст. «Тихорецкий проспект».
Трасса маршрута "А" 1979 года.
Спустя всего 6 лет, 2 января 1986 года маршрут с подобным обозначением был открыт по трассе, которая действует в данный момент: к/ст. "река Оккервиль" - улица Дыбенко - проспект Солидарности - улица Коллонтай - Дальневосточный проспект - улица Дыбенко - к/ст. "река Оккервиль". С 1986 года маршрут дважды менялся: в 1988 и 1997 годах, а с 2001 года вновь вернулся на изначальный вариант трассы.
Трасса маршрута "А" 1988 года.
Трасса маршрута "А" 1997 года.
Интересен и график работы данного маршрута, он для нашего города является уникальным. «А» работает только по будням, причём до 15:00 трамваи следуют «против часовой стрелки», а после 15:00 - «по часовой стрелке».
Современная трасса трамвайного маршрута "А".
На маршруте работает 5 нарядов, что обеспечивает плановый интервал движения в среднем около 17 минут. По большому счёту, данный маршрут является "помощью" трамвайным маршрутам 23 и 27 в подвозе к станциям метро "Улица Дыбенко" и "Проспект Большевиков", соответственно.
Маршрут № А, согласно последнему отчёту ГУП «Горэлектротранс», является маршрутом с низким пассажиропотоком. Но несмотря на это, на одном из нарядов закреплён низкопольный трёхсекционный однокабинный вагон № 7415, который возит «воздух» практически весь день. Да даже и обычный ЛВС-86 для такого пассажиропотока - расточительность; реалии таковы, что вместительный подвижной состав, работающий на данном маршруте, не востребован у пассажиров.
Улица Дыбенко. © Фото:
Константин Чистяков Остановки без посадочных площадок, отрезки с плохими путями (в данном случае это весь пр. Солидарности), ДТП и попадание на обесточенные участки на сложных перекрёстках - всё это общие проблемы для многих трамвайных маршрутов нашего города. Но есть и одна чисто специфическая - данный маршрут хоть и называется "кольцевым", но по факту им не является, т.к. после завершения каждого "кольца" трамвай заезжает на конечную станцию для отметки у диспетчера.
Решением данной проблемы могло бы явиться использование для диспетчеризации и контроля системы ГЛОНАСС с тем, чтобы трамвай заезжал на конечную, скажем 1 раз в 2-2,5 часа, т.е. после 4 кругов. В этом случае трамвайный маршрут «А» можно было бы увереннее называть самодостаточным, а не только лишь вспомогательным для основных магистральных маршрутов Весёлого Посёлка.
К/ст "Река Оккервиль". © Фото:
Константин Чистяков © 2016 | Михаил Халилов