В Саранске. Мордовский Роден, или Свой среди своих.

Sep 10, 2015 10:54

За рубежом искусствоведы знают его как "русского Родена", однако в многонациональной России более правильным будет называть его мордовским или даже эрзянским Роденом, - тем более, что в творческом псевдониме этого человека была ясно выражена его любовь к своему маленькому народу. Речь идет о замечательном скульпторе и художнике Степане Дмитриевиче Эрьзе (1876-1959).

Насколько мне известно, при жизни ничто не связывало С.Д. Эрьзю с Саранском: родился в эрзянском селе Баево (Симбирская губерния), в молодости работал иконописцем в Алатыре и Казани, потом учился и жил в Москве, после событий 1917 г. "кочевал" между Екатеринбургом, Батуми и Баку, с 1927 по 1950 жил в городах Аргентины, по возвращении в СССР - в Москве. Однако неофициальный статус самого знаменитого мордовского художника предопределил его посмертную "прописку" в столице Мордовской АССР. Здесь он был похоронен, сюда же были перевезены все его известные работы.

ФОТО 1. На Мемориальном кладбище №1 города Саранска. Скульптурный портрет С.Д. Эрьзи на его могиле.


ФОТО 2. Общий вид огороженного могильной оградой захоронения.


ФОТО 3. Фасад Музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи (ул. Коммунистическая, 61). Основное здание Музея было построено в 1976 г. - в год столетия великого земляка, в 1995 г. Музею было присвоено его славное имя. Кроме выставки работ С.Д. Эрьзи здесь также экспонируются произведения двух известных художников с мордовскими "корнями": И.К. Макарова (1822-1897) и Ф.В. Сычкова (1870-1958).


В "ранне-советский" период своего творчества С.Д. Эрьзя работал с разными материалами, но чаще всего - с традиционным для скульпторов мрамором. Нехватка благородного камня в суровые годы Гражданской войны вынуждала его искать альтернативные материалы: иногда в своих работах С.Д. Эрьзя использовал гипс и железобетон, на Кавказе он вырезал скульптуры из местной разновидности дуба... Однако открытие своего материала произошло только в Аргентине. После путешествий по провинциям Чако и Мисьонес он стал работать только с местными породами - кебрачо и альгарробо. При возвращении скульптора в СССР, вместе с ним на "родину мировой революции" были переправлены большие запасы экваториального "кругляка"...

ФОТО 4. "Ева" (1919, мрамор).


ФОТО 5. "Женская голова" (мрамор, 1919).


ФОТО 6. "Узник" (1920, железобетон).


ФОТО 7. "Моисей" (1932, кебрачо).


ФОТО 8. "Спящая женщина" (кебрачо)


ФОТО 9. Из поздних работ С.Д. Эрьзи, - когда он вернулся в СССР.


ФОТО 10. Памятник С.Д. Эрьзе (скульптор Н.М. Филатов) перед входом в Музей. Установлен в 1996 г. - к 120-летнему юбилею художника.


P.S.
Все фотографии сделаны 29-30 августа 2015.

музеи, Саранск, городская скульптура, Мордовия, некрополи

Previous post Next post
Up