К Цецильину дню (окончание)

Nov 22, 2009 04:31

Окончание моего интервью (начало здесь)

6. Вашим первым образованием было театральное. Какую связь вы видите между сценой и богослужением?

Между богослужением и театром существуют очевидные параллели, их часто упоминают и обсуждают. Я вспоминаю выпуск La Maison Dieu (n. 219, 1999), у которого был заголовок «Литургия - театр?» Когда кто-то мне ( Read more... )

пастыри, Франция, Париж, музыка, католичество в России, liturgiques, режиссура, литургика, литургическая музыка, Католическая Церковь, театр, ars celebrandi, Желино

Leave a comment

Подробные ответы (3) piotr_sakharov November 25 2009, 11:12:35 UTC
Из ст. "Музыка церковная" (окончание):

"
С 1960 сочиняются многочисленные «Мессы для народа» и др. песнопения, способствующие деятельному участию верных в богослужении: в числе их авторов Ж.Желино, SJ, Л.Дейс, CSSp (Франция), Г. де Сюттер (Бельгия), Я.Фермюльст (Нидерланды), Х.Томпкинс (США).
Создаются международные ассоциации, ставящие своей целью обмен опытом в деле развития м.ц. (Universa Laus, Consortium Internationale Musica Sacra и др).
Вместе с тем, разных странах остро ощущается необходимость единых национальных сборников катол. литург. песнопений. Их подготовка и издание осуществляется многими епископскими конференциями, при которых создаются музыкальные комиссии или секции.
В муз.-литург. практике происходят мн. разительные перемены. Помимо возвращения в богослужение традиционных муз. инструментов, в нем начинают появляться те, которые прежде никогда в нем не использовались: электрогитара, синтезаторы, ударные. Интенсивно разрабатывается и входит в церк. жизнь музыка, предназначенная для молодежи.
Параллельно присутствует др. тенденция: стремление по-новому развивать м.ц., но без разрыва с традицией, но с новым ее осмыслением, а также поиском в ней того ценного, что было незаслуженно забыто. В христ. наследии и муз. традициях разл. народов ищется то, что уместно в литургии и может выражать дух христ. богопочитания. При создании принципиально новых сочинений не упускается из внимания задача, чтобы мелодии и стиль соответствовали традициям литург. музыки или, по меньшей мере, не противоречили церковному контексту их исполнения. В таком русле работают мн. церк. композиторы последних десятилетий: Дж.М.Росси (Италия), Ж.Бертье (Франция), П.Инвуд (Англия), М.Джонкас (США), М.Михалец, CM, К.Мровец, CM (Польша) и др.. Известны удачные опыты использования вост.-христ. муз. традиций, в т.ч. рус. правосл. обихода (напр., у франц. композитора А.Гуза, OP).
Вместе с тем, реформа ц.м., при бесспорных положительных результатах, имела немало «побочных эффектов». Так, призыв к общенародному пению во многих приходах обернулся упразднением хоров (несмотря на то, что SC 114 призывает их «усердно поддерживать»). Создается множество рел. песен в стиле популярной музыки, зачастую музыкально не соответствующих содержанию текста и литург. контексту. Такая музыка, как и манера ее исполнения, далеко не всеми одобрительно принимается и побуждает многих верующих избегать богослужений, где она используется.
Папа Иоанн Павел II напомнил об ответственности, связанной с м.ц.: «Необходимо постоянно раскрывать красоту молитвы и богослужения и жить этой красотой. Важно молиться Богу не только точными в богословском отношении формулами, но также красивым и достойным образом. В связи с этим христианская община должна проводить испытание совести, чтобы красота музыки и пения всё больше возвращалась в богослужение. Следует очищать культ от погрешностей стиля, от неряшливых форм выражения, от текстов и музыки, которые заурядны и мало соответствуют величию священнодействия» (Речь на генеральной аудиенции 26.02.2003)".

(продолжение следует)

Reply


Leave a comment

Up