(
предыдущая часть)
* * *
Пока писал продолжение анализа просоветских опусов С. Корнева, просоветские товарищи накатали критику на моё предыдущее выступление. Почему-то им показалась сомнительной указанная у меня длительность привлечения советских горожан к сельхозработам (нормально, 2-3 месяца в год). Уже хорошо, что в остальном принципиальных возражений у них нет.
«Ой, гонит Пионер, ой, гонит. Я все-таки кой-чего еще про СССР помню - несколько дней в году выходило, максимум пару недель в общем (да и их не было) - и то потому, что молодой был и "в колхоз", как тогда говорили, гнали первого».
Школота пытается спорить с нами, советскими старичками, ха-ха!
Студентов физтехов на «картошку» гоняли мало по сравнению с менее элитными вузами. Но две недели осенью на уборке урожая это минимум. Почти всегда срок продлевали до трёх недель, а нередко и месяца.
Когда пошёл работать, то вёл учёт, когда и сколько мне пришлось отработать в советском сельском хозяйстве и овощебазах. И также на стройках, но стройки это уже относительно редко и недолго. Записывал не для того, чтобы предъявить счёт советской власти. А чтобы аргументированно отражать наезды трудового коллектива. Добровольно желающих батрачить не находилось, внутри коллектива велась сложная очередность совбарщины.
В общем, за год месяц отработок и набегал. И как уже говорил, по советским меркам это было немного. Конечно, везде было по-разному, зависело от региона. Ежели неподалёку от города имелись обширные сельхозугодия, нуждающиеся в бесплатной рабочей силе, или какой стройке (коммунизма) не хватало чернорабочих, то длительность привлечения работников городских предприятий (заводов, фабрик, НИИ, вузов и пр.) легко доходила до 3-4 месяцев в году. А в советской Средней Азии школьникам и студентам было вообще не до учёбы, все на уборку хлопка! Мало того, на дорогах патрули останавливали проезжающих и разрешали ехать дальше только после того как соберут сколько-то там белого золота. В перестройку дошло до студенческих бунтов!
«На дворе стоял 1989 год. "Перестройка" в Ташкенте привела к массовому отказу студентов от поездки в учебное время на уборку хлопка».
«начались митинги, и студенты - отказались. Они вышли на улицы города, и люди ждали погромов, а милиция вооружилась автоматами и выставила заслоны и патрули».
«город был всерьез напуган. Все было обклеено плакатами и листовками, призывающими отказаться от уборки хлопка. Были призывы к школьникам присоединиться к бастующим студентам»
«Кончилось все тем, что студентов на хлопок не послали. Выделили какие-то деньги для оплаты труда добровольцев, а раньше все убирали хлопок бесплатно».
Это, по мнению Корнева, те самые «элементы европеизации» и дух модерна, которые советская власть несла в Азию. Тогда обрадую советских товарищей, дух советского модерна там жив до сих пор и благоухает.
«… и отправился вглубь страны, в места, которые туристы обычно обходят стороной. Честно говоря, первое от них впечатление - что в стране началась война. Центры небольших городков перекрыты милицией, и проехать на машине невозможно. Повсюду ходят патрули. В чем же дело? Оказывается, в Узбекистане каждую осень - а я побывал в этой стране как раз осенью - проходит битва за урожай, и всех местных жителей добровольно-принудительно угоняют на уборку хлопка.
Причем всех - и селян, и жителей городов. Города пустеют: рыночных торговцев сгоняют в поле, и на это время базары закрывают; не работают и продуктовые магазины - все продавцы на хлопке. В одном из райцентров местные жители жаловались, что даже у таксистов милиция отобрала машины, чтобы они тоже ехали в колхозы. Несмотря на прессинг, узбеки активно комментируют происходящее. Мужчина в транспорте обратился ко мне, со злобой показывая на снующих повсюду людей в форме: “Вот кого в поля надо согнать хлопок собирать, вон их сколько, паразитов!”».
Подумать только, а у нас тут полным полно советских патриотов, мечтающих поучаствовать в сельхозработах! Не организовать ли из них отряды добровольцев и послать в Среднюю Азию. Бесплатно (по-коммунистически) поработают на сборе хлопка, подышат любимой советской атмосферой. А?
«
Очень классно было, когда все ехали в колхоз на помощь. И отдых хороший, и смена деятельности, и намного дружнее мы все были, с теплотой все это вспоминается. Очень сегодня не хватает таких мероприятий».
Не поймёшь, против чего они тогда возражают. Если на сельхозработах было так хорошо, то 2-3 месяца барщины для советских горожан это было мало что ли?
Нет, дружочки, не пытайтесь спорить насчет длительности советской барщины для горожан. Не верите нам, советским ветеранам, рекомендую заглянуть в советскую прессу 70-80-х годов, ей смысла врать не было. Всё зависело, насколько героически местные советские власти вели битву за урожай.
Какие были условия труда. Да по-разному. Обычно скотские. Помню, вернувшись домой после 2-3 недель сельхозработ, стоишь на остановке, ждёшь автобуса. И ловишь себя на мысли, что глядя на проезжающий грузовик, машинально прикидываешь, сколько тонн капусты в него войдёт.
Бывало, и весело проводили время. Припоминаю, раз мобилизовали наше НИИ практически поголовно, во главе с начальством. Три десятка автобусов потянулись по бескрайним просторам Подмосковья. Часа за три добрались до громадного морковного поля. А там который день дождь, поле размокло. Как бывшие студенты мы усвоили постулат «В поле дождя нет!», и начальники погнали бы людей пусть и по пояс в грязь. Но завязли трактора, не смогли поднять плугами морковь. Трудовой коллектив погулял пару часов по окрестностям. Трудящиеся допили технический спирт, и мы поехали домой. Такой вот советский пикник. На обочине.
В комментариях у
kommari просоветские товарищи рассказывают, что советские сельхозработы для горожан это было прекрасно и лично им всё очень нравилось. Ну и хорошо, не вижу причин возражать, ежели человеку нравится быть рабом. Добровольные холопы и батраки всегда в цене (хотя и копеечной). Но ведь тема обсуждения МОДЕРН. И по теме мне приглянулся один комментарий, доходчиво демонстрирующий дух советского модерна.
«… Дело ведь не в том, месяц надо было на картошке работать или три.
Дело в твёрдой уверенности всей этой белосрачной мрази, что она вот именно - Белосрачная. А потому - всю чёрную работу за них должен делать кто-то другой.
Помню, когда в своё время начал возмущаться, что вот меня, аспиранта, гонят "на картошку" (я ж ещё и Высоцкого вспомнил) отец просто убил своим рассуждением. Он сказал - ты что, хочешь, чтобы картошка ушла под снег и пропала? Так нам же потом в магазине нечего покупать будет! Я спросил - а почему именно я, квалифицированный специалист, должен не своим делом заниматься?
Он ответил - а потому, что просто нету тех, для кого это дело - своё. Никто не хочет это дело своим делать. Посадить - ещё хватает, ну, поухаживать малость - тоже. А вот на страду - в нашем климате - приходится всех выгонять. И всегда так в России было. "Не только мужики - беременные бабы, все терпят общую, по их словам, "страду", и грустно видеть, как иные бледны, слабы...". Но тогда хоть крестьян много было. Большинство. А мы теперь чуть не все - горожане. Так что - либо мы поедем, либо без картошки насидимся зимой.
Я сказал - так картошка то золотая выйдет! Моя аспирантская стипендия, твой оклад, они ж за нами сохраняются!
Отец ответил - да хоть бриллиантовая. Какая разница? Просто либо картошка будет, если мы её сейчас уберём, либо не будет, если мы этого не сделаем. А кроме нас, горожан - некому. Хочешь без пюре сидеть?
Тут мне и крыть было нечем.
Но то - мне. А эти... Как там у Антон Палыча?
"У нас, конечно, идеи - идеями. Но если бы можно было и наши самые неприятные физиологические отправления возложить на "меньшого брата" - мы бы это сделали. И потом, в оправдание себе, говорили бы, что если бы люди культурные, образованные, как мы, занимались ТАКИМИ вещами - то как бы могли потом создавать прекрасное, вечное?".
Что есть, то есть.
Вот и всё, что имею сказать по данному вопросу».
Мы выслушали утробный глас советского модерна. Который модерн по убеждённой тупости и варварству мало чем отличается от первобытной дикости. Так советские кретины и угробили свою советскую экономику. И по сию пору очень собой довольны.
Завершая тему, советская армия также много занималась сельским хозяйством. Натуральное сельское хозяйство неотъемлемая и по привлекаемым трудовым ресурсам громадная часть советской плановой экономики. Кроме того, что на сельхозработы отправляли солдат, СА повсеместно содержала свои собственные сельскохозяйственные предприятия (предпочтительно животноводческие фермы). Это одна из причин громадной численности СА. Советской властью солдат рассматривался как бесплатная рабочая сила (раб), удобнее которого были только зеки. Припомним и пресловутые стройбаты.
Народное хозяйство СССР вообще было позорно неэффективным, до убожества, а советское сельское хозяйство находилось в состоянии перманентной катастрофы. Никакие чрезвычайные меры, рабский труд миллионов мобилизованных горожан, ничего не помогало. Почему? Врождённый дефект так называемой плановой экономики. Как-нибудь обсудим отдельно.
Ну что ж, наконец, перейдём к анализу настоящей сути советского модерна в России.
* * *
(
продолжение)