История любви, рассказанная руинами (часть 3)

Nov 17, 2018 21:01



Прекрасный дом, заботливый и состоятельный муж, подающий надежды сын - будущий морской офицер. По свидетельству  Щепкиной-Куперник в то время : «Крестовская, в эффектной черной шляпке с пером и в меховой пелеринке... Она была очень интересная, стройная женщина с великолепными голубыми глазами, балованная и привыкшая к светскому обществу, муж ее был действительный статский советник и её величали "Ваше превосходительство"». Вот Мария на портрете работы И.Репина «Грёзы», который висел в кабинете её мужа.



Казалось бы, что ещё желать? Но, видимо, Мария принадлежала к той категории женщин, для которых нет жизни без сильных чувств. Она влюбилась в известного не только своими открытиями в области микробиологии, но и любовными похождениями Сергея Николаевича Виноградского. Он с женой и четырьмя детьми жил на съёмной даче по соседству с Мариоки. Их связь продолжалась три года и была прекращена по инициативе Виноградского. Крестовская очень тяжело переживала этот разрыв, после она «не оправилась ни нравственно, ни физически, тяжело заболела, болела с перерывами несколько лет».

Марию Всеволодовну наблюдали известные профессора Бехтерев и Павлов, жившие недалеко от Мариок. Но болезнь прогрессировала,  и Крестовская отправилась на лечение в Германию. Там ей была сделана операция по поводу рака желудка. Кто-то подарил несчастной женщине плюшевого мишку, сопроводив подарок уверениями в том, что он принесёт ей выздоровление. Мария поверила,  и медвежонок по имени Вилли стал её постоянным спутником до самой кончины, последовавшей через два года. С ним она отправлялась на прогулки, укладывалась  спать. Гости Мариок должны были здороваться с Вилли и справляться о его самочувствии.

Нежная привязанность Марии к плюшевой игрушке нашла отражение даже на надгробном памятнике. Это была огромная глыба гранита, а на ней, в натуральную величину, сидела красивая бронзовая женщина  и задумчиво смотрела вдаль. От глыбы словно откололся кусок, на нём была скульптура плюшевого мишки, тоже из бронзы.



Безутешный вдовец  пожелал в будущем быть похороненным рядом с обожаемой женой,  на камне есть надпись с его именем, датой рождения и с пустым местом для даты смерти. На нижней части памятника была высечена надпись: "При жизни недостаточно ценил и лелеял я тебя, дорогая Марьюшка, зато по смерти свято исполняю волю, заветы и желания твои. Твой всей душой Евгений".

Думаю, одно из пожеланий Марии Всеволодовны Евгению  Эпафродитовичу было выполнить тягостно: она завещала опубликовать своё последнее литературное творение «Дневники», причём на нескольких языках. Там в подробностях был описан её роман с Виноградским.  По-видимому, Крестовская считала подтверждение своих писательских талантов более важным делом, чем пощада чувств мужа.

А о  том, насколько он был уязвлён её адюльтером, свидетельствует отказ принять пожертвование от соперника на строительство церкви. Картавцев выступил с инициативой постройки храма  рядом с могилой Крестовской на принадлежащей ему земле. Деньги, как это было принято,  на постройку церкви собирали «всем миром». Есть документ с указанием сумм, вносимых желающими.  Среди жертвователей известный юрист, литературовед Кони А.Ф., писательница-поэтесса Щепкина-Куперник Т.Л. и другие. Показательно, что 200 руб., которые на постройку церкви дал Виноградский Сергей Николаевич, Картавцевым приняты не были,  он вложил свои 200 руб. вместо этих.

Архитектор Иван Фомин строит церковь в честь иконы "Всех скорбящих радость", в память той церкви, в которой венчались Картавцев и Крестовская.



Массивное здание церкви, построенное в старо-псковском стиле ХII-ХIII веков, стояло на высокой горе. Высокая золотая глава Мариокской церкви была видна даже из Кронштадта. При строительстве применялась новейшая технология своего времени - каркас здания был выполнен из железобетона, конструкции из которого были изготовлены на оборонном предприятии форта ИНО.
Церковь была окружена оградой,  имитирующей монастырскую, а высокая звонница с пятью колоколами была выполнена в виде церковных ворот. При храме была построена церковная школа, дом для служителей церкви и хозяйственные помещения.  Постепенно рядом образовалось православное кладбище.

Несомненно, Евгений  Эпафродитович выполнил бы все заветы покойной жены, в том числе её желание устроить  в Мариоках санаторий для выздоравливающих после тяжелых болезней и нуждающихся в отдыхе писателей, ученых, художников, музыкантов, а также слушательниц и студенток высших женских учебных заведений. Но история распорядилась иначе.
Картавцев был вынужден покинуть Россию после революции 1917 года. Дальнейшая история опустевших Мариоки имеет несколько версий. По одной из них имение после обретения независимости Финляндией, особняк  разобрал и перевёз в район Хельсинки один обеспеченный финн. По другой версии здание разобрали и перевезли, но после восстановления в нём была школа.

Памятник на могиле Крестовской и церковь просуществовали дольше. К «Могиле любви», как её называли местные жители, финские молодожены вплоть до 1939 года приходили, чтобы принести клятву верности.

Церковь Мариоки действовала до зимней войны 1939-1940 гг. Здание храма пострадало в 1939 году, когда советская артиллерия из Кронштадта и из форта Тотлебен 30 ноября в 8 часов утра начала обстрел береговой линии северного побережья Финского залива. У храма была уничтожена западная стена. Стены храма окончательно были взорваны в 1958 году, когда здесь решено было устроить спортивную базу.  На Марьиной горе вместо роскошной «Лестницы грешниц»  во времена СССР возвели лыжный трамплин, который обветшал и вот-вот рухнет. Чего ради было уничтожать храм, про который искусствоведы писали: «Мы констатируем , что храм в Мариоках следует отнести к самым значительным памятникам неорусской стилизации этого времени, с ним могут сравниться лишь немногие здания и проекты того времени».

Неизвестна судьба бронзовых фигур Марии Крестовской и её мишки. Кладбище также разорено. Всё, что составляло когда-то гордость владелицы: дом, парк, сама могила её, кроме собственно надгробного камня,  было разрушено.

В последние годы началось возрождение интереса к этому месту. Стараниями энтузиастов - краеведов здесь установлены информационные щиты с рассказом об истории Мариоки. Воссозданы из гипса фигуры женщины и медвежонка на могиле.



На фоне темных руин храма особенно отчётливо выделяется деревянный памятный крест.

Хочется верить, что хоть «Могила любви» будет со временем восстановлена. И те, кто придёт сюда почтить память двух выдающихся людей: Марии Крестовской и её мужа, Евгения Картавцева, ощутят их присутствие.

«Если вы будете на месте моего имения, - записала Мария Всеволодовна незадолго до смерти для друзей, - пройдите по его аллеям. И если вам на плечо сядет бабочка или над вами пролетит птица, знайте, это моя душа к вам вернулась. Я навеки останусь там, и там мы снова встретимся».

Петербург, М и Ж, отношения, путешествия

Previous post Next post
Up