История любви, рассказанная руинами (часть 1)

Nov 15, 2018 21:04



Я хочу рассказать вам удивительную историю  любви.  Для сохранения памяти о которой было сделано так много, но не осталось почти ничего.  Хрупка и быстротечна  жизнь человека, тщетны его усилия и несбыточны планы.  Увы, и монументальные творения его, воплощенные в камне и металле, ненадолго порой переживают создателя.  И всё же ничто  не исчезает бесследно.  Когда не остаётся живых свидетелей, земля и камни хранят воспоминания.

Это место когда-то носило название Мариоки в честь хозяйки усадьбы - Марии Всеволодовны Крестовской. Она появилась на свет в результате союза двух творческих натур: её отцом был писатель Всеволод Владимирович Крестовский, матерью - актриса Варвара Дмитриевна Гринева.

Потомок старинного дворянского рода, Всеволод не смог закончить обучение на историко-филологическом  факультете Санкт-Петербургского императорского университета. Причиной стало разорение его отца. Юноше пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно, занимаясь репетиторством и «литературной поденщиной» в журнале «Русское слово». Занятия эти приносили крайне мало денег, но бедность не помешала Крестовскому  жениться по страстной любви на 20-летней барышне Варваре Гриневой. Молодые поселились в пустующей даче на Петровском острове, где кровать им заменяла копна сена.  Этот скромный приют стал излюбленным местом сборищ талантливой столичной молодежи той эпохи.

Но рай в шалаше продолжался недолго, около трёх лет. Затем последовал развод. Крах семейной жизни почти совпал с успехом на литературном поприще: после публикации своего первого романа "Петербургские трущобы", Крестовский стал одним из самых известных и модных писателей России.

Когда родители расстались, Машеньке едва исполнился год. Её воспитанием занималась бабушка, затем девочка поступила в Смольный институт. Это учебное заведение славилось не только тем, что воспитанницы получали прекрасное образование. Барышни оказывались на годы в условиях практически полной изоляции от внешнего мира, даже родственникам разрешалось навещать их не чаще двух раз в неделю. Покидая институт в 18 лет, девушки умели многое: танцевать, шить, декламировать, но совершенно были лишены навыков общения с представителями противоположного пола. Традицией воспитанниц Смольного института было «сотворение кумира», на эту роль подходила любая личность, обладающая реальными или наделяемая воображаемыми достоинствами. Кумиру следовало служить, самоотверженно и безрассудно.

Возможно, Мария Крестовская перенесла это обожание на человека много старше себя - художника Николая Флориановича Добровольского. Он входил в содружество передвижников, дружил с Репиным  и Перовым.  Мария пробовала себя на сцене, играла в частном театре Федора Корша в Москве. Но её карьера актрисы продолжалась недолго, всего один сезон.  Страстная любовь заставила Крестовскую не только бросить сцену, но и согласиться жить с  возлюбленным «во грехе».  Николай Флорианович был человеком свободомыслящим, и не приемлющим церковный брак.  Они поселились в Мартышкино под Санкт-Петербургом, на берегу Финского залива. Здесь появился на свет их сын, названный в честь деда Всеволодом.

Как и многие представители интеллигенции того времени,  Добровольский участвовал в подпольных революционных кружках, и за антиправительственную деятельность в 1884 году был сослан в Сибирь. Мария сразу решила следовать за супругом, и, отдав годовалого сына в пансион, незамедлительно отправилась в путь. Однако ее присутствие в его жизни уже не входило в планы Николая Флориановича, и он без обиняков попросил ее уехать, и больше не вспоминать о нем.

Можно себе представить, какие чувства испытывала молодая женщина, отвергнутая своим кумиром. Она пожертвовала для него всем: добрым именем, столичной жизнью, пренебрегла обязанностями матери. В мечтах она  видела себя «женой декабриста», разделяющей с любимым тяготы изгнания.

Раздавленная, Крестовская вернулась в Петербург. Надо было приспосабливаться к новым обстоятельствам, зарабатывать средства на жизнь, растить сына. Пойдя по стопам отца, Мария занялась литературой. Её произведения: лирические рассказы, повести, романы стали появляться на страницах журналов.  Мария Крестовская становится популярной писательницей, её даже называли «русской  Жорж Санд».  Она обладает привлекательной внешностью,  недаром же художники И. Н. Крамской и И. Е. Репин писали ее портреты.



Молода, очаровательна, хорошо образована, самостоятельна - в наше время такая женщина была бы идеалом. Но она жила в 19 веке, когда действовали другие моральные критерии. И много лет Мария Крестовская остаётся одна. Судьба, смилостивившись, посылает ей встречу с Евгением Эпафродитовичем Картавцевым.

Продолжение следует, я опубликую его завтра вечером.

М и Ж, отношения, путешествия

Previous post Next post
Up