Часть 1. Чудь историческая и чудь легендарная
Пост о том, что данные генетического (митохондриального) анализа свидетельствуют об отсутствии генетической связи пинежской популяции Архангельской области с финно-угорским субстратом, вызвал бурное обсуждение (
https://vk.com/wall169247141_9533), что говорит о большом интересе к этой теме у пинежан и об отсутствии четких ответов по этнической истории края, расположенного на северо-востоке Архангельской области и граничащего с Удорским районом Республики Коми
Научная традиция XIX века, основываясь на местных преданиях, по сути не видела ничего, кроме очень давней встречи «предприимчивых» новгородцев и якобы «отсталой» чуди
А Список населенных мест Архангельской губернии 1861 года отмечает, что по сведениям местных приходских священников, новгородцы в смешении с чудью в Пинежском уезде живут по рекам Пинеге и Немнюге в деревнях Верхнеконской и Валтегорской
В дореволюционное время чудь была официальным названием для ряда конкретных прибалтийско-финских народов России: вепсов, води и сету
Вместе с тем, в народных преданиях Русского Севера, Приуралья и Припечорья чудью называли вообще любое аборигенное (обычно, финно-угорское или самодийское) население
Поэтому при использовании преданий актуален сделанный еще в 1969 году вывод о том, что «ни один из ныне здравствующих или существовавших в средневековье народов уральской (финно-угро-самодийской) языковой семьи не может единолично претендовать на то, что легендарная чудь - это именно он (или его предки) и больше никто. Исследователям предстоит еще немало потрудиться над тем, чтобы раскрыть сложную чудскую проблему, хотя бы и в более узком плане «Чюди Заволочьской», но во всех ее возможных аспектах» [Лащук Л. П. Чудь историческая и чудь легендарная // Вопросы истории. 1969. № 10. С. 208-216.
https://www.booksite.ru/folk/st-1234.html]
Кроме того, действительно следует различать чудь историческую и чудь легендарную (полумифическую)
Например, вполне реален «чудской постой» на содержание «постоялых дворов» на путях проезда чуди из их охотничьих угодий в Архангельск (Новохолмогоры), взымаемый с населения старостой Ондриянова стана Савой Тимофеевым в 1594 г. (cм.: Елизаровский И. А. Язык Беломорских актов XVI -XVII вв. Архангельск, 1958)
Однако, говорить о принципиальной непознаваемости языков и этнических групп, осваивающих Север, было бы неверно
Благодаря работам уральских лингвистов под руководством члена-корреспондента РАН А. К. Матвеева на Русском Севере происходил многолетний сбор географических названий (топонимов). Результатом анализа которых стала в т.ч. его многотомная работа под названием «Субстратная топонимия Русского Севера» (
http://www.antic-r.ru/bibl4.htm)
Как показывают работы топонимистов (специалистов по происхождению географических названий), в дославянской топонимии на территории Архангельской области (в том числе, в Пинежском районе) отмечается как минимум два существенных слоя:
1) древний финно-угорский слой, близкий саамскому. Это, например, топонимы Нюхча «Лебедь», Чухча «Глухарь» (
https://piiriniemi.livejournal.com/4672.html)
Среди них есть этимологии, подтверждаемые географическими реалиями - в районе Кушкопалы («порожистой половины» или «порожистой деревни») действительно есть нехарактерные для реки Пинеги каменистые перекаты
2) более поздний прибалтийско-финский слой карельско-вепсского типа. Это, например, многочисленные названия на -немь (например, Пиринемь) (ср. вепсское nem’ [немь] ‘мыс’), а также названия ручьев, оканчивающихся на -оя (например, Маткоя) (вепсское, карельское oja [оя] ‘ручей’) (см.:
https://piiriniemi.livejournal.com/7760.html)
Иллюстрация: Архангельская область, Пинежский район. Река Пинега у села Пиринемь. Фото автора
Продолжение следует
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #вепсы #карелы #чудь #топонимика