17 февраля Гарик Сукачёв и «Неприкасаемые» дали первый в этом году большой концерт. Для такого дела Московский
Live Music Hall - подходящее место: не слишком большое, демократичное, с удобным обзором сцены и, как правило, очень неплохим звуком, который в этот раз был, мягко говоря, неважным, но об этом, как и договаривались, молчок. Заявленное название программы - «Ненормативная лексика» - внушало и воодушевляло с самого начала. Давно хотелось Гарика настоящего: грубого, брутального и беспощадного, по возможности, без соплей. Учитывая, что концерт должен был состояться между премьерными показами спектакля «Анархия», который тоже имеет весьма недвусмысленный возрастной ценз «детям до 18», были весьма неплохие шансы в Live Music Hall услышать подборку «пьес», как правило, рассредоточенных по десятку, а то и больше концертных программ. Также Гарик, вдохновившись репертуаром гротескных «Дисфункционалов», грозился уже на ближайших московских клубных концертах «в двадцать стволов что-нибудь дикое изобразить на сцене». При этом понятие ненормативная отнюдь не тождественно слову неприличная. Для сцены, ненормативная - это, скорее, неформатная, непринятая в обществе, рассказывающая такими словами и в таких формах, которые кажутся нецензурными. Увы, ничего подобного не произошло. Гарик сотоварищи уже несколько лет исполняют практически одно и тоже. Даже порядок песен в плей-листе меняется незначительно. Бывали концерты вообще как две капли воды повторявшие друг друга. Вот и в этот раз хоть и с незначительными отклонениями, но было всё, как всегда. Поэтому, хронологию - в топку!
Тем не менее, отличия были, но они заключались в чём-то гораздо более существпнном, чем просто порядок песен или плей-лист.
Открыли концерт «Трусики Бобо». Для «ненормативной лексики» достойное начало. «Здравствуйте, друзья! Сегодня мы споём для вас такие разные песенки…». Зазвучала композиция, вошедшая в саундтрек «Кризиса среднего возраста», и нечасто исполняемая вживую - «Телефонные парни». Уже здесь стало понятно, что что-то в звучании «Неприкасаемых» изменилось. Отчасти, повлияло отсутствие ряда музыкантов: на сцену не вышли Сергей Воронов (гитара), Рачик Оруджев (бэк-вокал) и Владимир Голоухов (вибрафон). И если отсутствие первых двух - далеко не трагедия, то без Голоухова в звучании образовалась серьёзная дыра. Клавиши Ланы Шеманковой - увы, неполноценная замена вибрафону. Вообще, гариковская «ненормативная» программа как раз предполагает те произведения, где вибрафон жизненно необходим: вспомните, например, «Канарейки, 9-й калибр и тромбон». Он не прозвучал. Не попали в плей-лист «Грязная песня», «Эрегированный», Watch TV, «Оборотень с гитарой», «Сре-тен-ка»... . А с другой стороны прозвучали «Король проспекта» и IKEЯ. Именно своей звуковой насыщенностью, звонкостью, разбивающей унылую действительность, отличались все проекты Сукачёва, будь то «Бригада С» или теперь «Неприкасаемые». Они кричащие и крикливые одновременно. И отсутствие любой яркой компоненты, каким является и вибрафон, сразу сказывается на результате.
Ещё, помимо отсутствия музыкантов, изменились аранжировки. «Людоед пойман», «Король проспекта» зазвучали по-новому. Пока сложно оценить, лучше стало или хуже, но ушла в прошлое очевидность гармоний, когда не нужно думать, ожидая чего-то неустойчивого. В оттенках появились авангардные, даже джаз-роковые созвучия. Наверняка, не все из них приживутся: какие-то, помыкавшись, отомрут за ненадобностью, другие ещё некоторое время понасилуют уши фанатов, третьи станут неотъемлимой частью обновлённого звучания.
Середина концерта оказалась более, чем традиционна: в руках акустическая гитара, исполняются «Маленькое тигровое колечко», «Напои меня водой», «Татуировка» со скрипичным пиццикато Елены Филипповой во вступлении.
«Первая база, в 70-х, которую мы получили, была как раз здесь, в ДК МАИ. Правда, нас выгнали через неделю, - задумчиво говорит Гарик, - Здесь начиналась группа Постскриптум!»
В финале «Ольги» Гарик ласково обнял гитару, да, так и остался с ней сидеть. Давно он таким взглядом не смотрел не зал. Это был взгляд, в котором было что-то на редкость доброе и тёплое. Вообще, концерт в Live Music Hall был концертом взглядов. Звучат первые аккорды «Ночного полёта». Гарик затих, склонившись к микрофону. Лана Шеманкова смотрит на него почти нежно, ожидая старта. Зал ревёт, узнав композицию, но это никак не отражается на происходящем на сцене. В этот раз там творится таинство. Обычно Гарику не до чего, он весь в угаре рок-н-ролла, он полностью погружён в песни, он в образе, он мечется по сцене, как раненый зверь, он наворачивает круги, тяжело дыша, и нет ни малейшей возможности обратить внимание на музыкантов, на тех людей, которые обеспечивают тыл, а в этот раз...
Дмитрий Варшавчик что-то говорит технику, тот подходит к Гарику, подавая гитару. А тот с такой теплотой ему отвечает взглядом! Как-то совсем уж по-отечески.
Эти нежные взгляды, романтичные переглядки и неожиданные сентенции продолжались весь концерт. Что-то произошло в группе, они все какие-то были на удивление притихшие.
Даже представляя новую песню (а было и такое!), Сукачёв будто стесняется и совсем по-свойски, вроде как по-домашнему бубнит себе под нос: «Такая нелепица получилась. Сначала я не хотел её играть, но потом подумал, что это, может быть, и ещё кому-нибудь интересно». Публика не верит собственным ушам. Неужели, Гарик порадует новой песней?! Слов практически не разобрать, настроенчески - что-то среднее между дворовыми песнями и рок-н-рольной «Назад не повернуть». Условное название в плей-листе - «Долго, долго». Что ж, ещё один шаг к новой пластинке и, соответственно, к новой концертной программе сделан. Но, как сказал сам Игорь Иванович в одном из недавних интервью: «Чтобы написать хорошую пластинку, мне нужно очень сильно по этому делу соскучиться, только этим и заниматься, отгородившись от всего мира».
На бис исполняются «Назад не повернуть» и старушка «Вальс-Москва». И опять Гарик весь в себе, у него задумчивый взгляд.
Без малого двухчасовой концерт завершён. Соблазнительное «ненормативное» название стало всего лишь завлекалочкой, но, несмотря на несбывшиеся надежды увидеть Гарика в своей первой и главной ипостаси бунтаря и потрясателя моральных устоев общества, концерт запомнится. Запомнится, прежде всего, нежными взглядами, пронзительностью и домашней доверительностью. И уж, поверьте, это многого стоит!
Написано специально для портала
МузКуб.
Адрес публикации:
http://musecube.ru/?p=31593 Фото: Иван Буров.