11.02.12, ММДМ: Обходные дороги магистрального курса Diane Schuur

Feb 19, 2012 22:06


11 февраля в Светлановском зале Московского международного дома музыки выступила Diane Schuur. Это не первый её визит в Москву. Она бывала у нас неоднократно, но каждый раз, когда такие величины выступают, что называется, на расстоянии вытянутой руки, понимаешь, это никак нельзя пропустить. Шур из когорты великих слепцов, кажется, одним своим существованием повлиявших на афро-американскую музыку. Blind Lemon Jefferson, Ray Charles, Stevie Wonder, The Blind Boys Of Alabama, другие - их немало. В основном чёрные, конечно. А вот Шур - белая. Ну, и что, дело ведь совсем не в цвете кожи. Главное, что у всех у них в силу ограниченности физических возможностей у них восприятие реальности отличное от обычного.
Всё происходит как бы по наитию: когда, куда и что надо нажать, какой звук издать. Вот и у Шур будто за спиной притаился ангел-хранитель, который направляет её талант, не давая оступиться.

Она ещё только выходит на сцену ММДМ, ещё не сыграла и не спела ни единой ноты, а зал уже ей рукоплещет. За свою не слишком длинную, но чрезвычайно насыщенную победами (2 премии Грэмми чего-то да значат!) творческую карьеру, взяв из разных стилей музыки самое-самое, Дайан Шур умудрилась стать одной из лучших в каждом стиле.


Несмотря на то, что поёт Дайан со школьного возраста, по-настоящему её заметили отнюдь не рано. Шур было 26 лет, когда великий тенор-саксофонист Stan Getz среди других выступавших на престижном джазовом фестивале в Монтерее обратил внимание именно на неё. В молодости Дайан часто критиковали за излишнее увлечение высокими нотами, которое и сейчас выделяет её среди прочих вокалисток. Но на то есть объективные причины: уникальный по своей широте диапазон позволяет ей играючи брать для многих недоступные вершины. В верхах она практически пищит, но, что характерно, это не фальцет. Столь же легко Шур управляется и с низами: она и там не рычит, а именно поёт. И это при том, что голос у неё отнюдь не низкий: красивый, с приятным тембром и аккуратным природным «концевым» вибрато, с вокализами, скэтом и романтично-лёгкой надтреснутостью в балладах.




Тяготея, прежде всего, к джазу, Шур, тем не менее, всю жизнь ориентируется на самую широкую аудиторию, балансируя на грани эстрадности, но никогда при этом не позволяя себе скатиться до пошлости. Впрочем, когда на концерте в Светлановском зале она вдруг заиграла «Подмосковные вечера», а зал благодарно хором запел, вряд ли это было таким уж уместным. Заигрывания с публикой почти всегда выглядят не лучшим образом, а уж для звезды такого масштаба, в этом и впрямь не было никакой необходимости.




Группа Дайан, «мои калифорнийцы», как называет их сама певица, боготворят её. Рояль, вокал, контрабас, палочки и щёточки, звонкие верха рояля под аккомпанемент хрипловато-глухого контрабаса - инструменталисты организуют не просто звуковую подложку, каждый из них интересен и сам по себе как отдельная фигура. Scott Steed - харизматичный басист и контрабасист играющий то смычком, то слэпом, гитарист Dan Balmer, ударник Reggie Jackson - все вместе составляют для Шур надёжный тыл. Они перемигиваются, взаимодействуя в ходе исполнения той или иной вещи, уходят в тень и снова выходят на авансцену, ловят нетривиальные коды. Это команда.




Несмотря на то, что Шур поёт и блюз, и кантри, в ММДМ была исполнена чисто джазовая программа. В 2008 году выпущенный альбом Some Other Time стал для певицы возвращением долга джазовой традиции, сформировавшей когда-то её музыкальные взгляды. Как сказала сама Шур: «Я не отрывалась от корней полностью, но на моём пути было несколько обходных дорог».
Тем не менее, на бис неожиданно прозвучала I Feel Good. А пока совсем уж под занавес в шутку, конечно, Дайан пропела первые строчки из Back In The USSR, Джексон снимал Шур и зал на мыльницу.




Тёплый и яркий концерт получился. После такого всегда ощущаешь какое-то необыкновенное воодушевление, радость от того, что довелось лично увидеть и услышать, от того, что человек, только что стоявший перед тобой на сцене, - не сон, не сказка, а вполне реальный современник. А значит, не ушла ещё в прошлое плеяда великих музыкантов, на творчестве которых во многом строится современный музыкальный мир.



















Написано специально для портала МузКуб.
Адрес публикации: http://musecube.ru/?p=31085

Фото: Татьяна Соколова.

публикации, джаз, концерты

Previous post Next post
Up