Азбука военной археологии. Часть VII-I. Ячейка и отдельный окоп.

Feb 09, 2020 18:40



Азбука военной археологии была затеяна в помощь начинающим военным археологам. С начала её написания прошло уже порядком времени, и я решил посмотреть поисковые запросы, которые выводят на «азбуку» тех, кто её потом реально читает. Теперь по мотивам этих запросов сделаю несколько добавлений. Сегодня начнём разговор о полевой фортификации, - траншеях, окопах, ячейках, ходах сообщения, землянках, блиндажах, аппарелях и прочем, чем перерыто поле боя. Разберемся что это такое, как оно выглядело тогда, и как выглядит сейчас и основное внимание, естественно, уделим полевой фортификации РККА.

Азбука Военной Археологии. Часть VII-I. Ячейка и отдельный окоп

Понятие «ячейка» обычно употребляется только в отношении отдельного окопа на одного бойца, а на самом деле ячейки сооружались и на несколько человек, для станкового пулемета, к примеру. Отдельными ячейки тоже были не всегда. Бывали и примкнутыми, то есть примыкающими к какой-то окопной системе.

Про одиночные ячейки фронтовики оставили несколько грустных свидетельств, «переосмыслив» которые, командиры поисковых отрядов широко запустили их в массы. Поэтому, многие поисковики, натыкаясь на советские одиночные ячейки, уверены, что бойцы вырыли себе только их из-за того, что наши предвоенные уставы никакой другой полевой фортификации не предусматривали. На вопросы о том, откуда тогда на нашем передке взялись более серьезные фортификационные сооружения, они отвечают, что это инициатива бойцов-ветеранов Первой Мировой, новые уставы, принятые после начала войны или вообще события по 1943 году, а не 1941-му и прочее.

Всё проще. Военные вообще что-то роют на переднем крае не потому, что им вдруг захотелось, а по приказу. Роют не просто так, а по какому-то образцу, описанному в военных документах - уставах или наставлениях. Даже временной норматив на рытье каждой такой «ямы» существует. Бывало, конечно, боец рядовой, необученный, никаких документов не видел и руководствовался только приказом командира. Но командир-то, эти документы видел и обучался по ним, а там про исключительно одиночные ячейки ничего написано не было. Временные полевые уставы 1936 и 1939 года, Наставление по инженерному делу для пехоты РККА 1939, Боевой Устав Пехоты 1938, действовавший аж до ноября 1942, то есть документы, с которыми пехота вошла в войну, таких глупостей не содержат.

Обычно, история ячейки выглядела так. Подразделению поступала команда «Окопаться», - боец отрывал ту самую ячейку - она же одиночный окоп для стрельбы лёжа.


«Первая фаза» стрелковой ячейки - одиночный окоп для стрельбы лёжа. Обратите внимание на бруствер - земляную насыпь перед окопом. По возможности,  бруствер утрамбовывался лопатой, иногда в нём делалась амбразура, - проем для стрельбы по противнику.

Если потом поступала команда на отход или наступление, ячейка эта просто бросалась. Если же следовала команда «Закрепиться» то боец углублял свой одиночный окоп для стрельбы лёжа, сначала до глубины для стрельбы с колена, а затем и для стрельбы стоя.


«Вторая фаза» стрелковой ячейки - одиночный окоп для стрельбы с колена. Обратите внимание на берму - горизонтальную земляную полку между бруствером и окопом. Именно сюда боец выкладывал боеприпасы и предметы амуниции, должные быть под рукой.



«Третья фаза» стрелковой ячейки - одиночный окоп для стрельбы стоя. На этом этапе в ячейке часто отрывались подбрустверные ниши - земляные полки, куда боец складывал боеприпасы и имущество.

Весь процесс сооружения одиночного окопа был регламентирован, назывался он - самоокапывание.


Даже положения бойца на отдельных этапах рытья ячейки были продуманы.



Близко расположенные ячейки бойцам рекомендовалось соединить.

Помимо ячеек стрелков, параллельно сооружались ячейки для ручного пулемета и винтовочного гранатомета Дьяконова, имевшихся в стрелковом отделении. Ячейки эти выглядели иначе. Посмотрим на них в начальной стадии отрывки - для стрельбы лёжа.


Ячейка для ручного пулемёта Дягтерёва ДП-27 и его расчёта. Очень похожа и ячейка для Максима, только та поглубже.



Ячейка для винтовочного гранатомёта Дьяконова и его расчёта. Идеи пулеметных и гранатометных ячеек похожи - слева стрелок перед «столом» на котором стоит пулемет или гранатомёт, а справа немного смещенный вперёд второй номер, наблюдающий и помогающий заряжать и обслуживать оружие.

Далее, если подразделение получало приказ перейти к обороне, приходило время более серьезной фортификации, о ней поговорим в продолжении, а пока подведем итог первой части.
Если мы находим одиночные стрелковые ячейки со стреляными гильзами, а то и с погибшими бойцами, то, скорее всего, восемьдесят лет назад, события здесь протекали по одному из следующих вариантов.

1) Атака противника последовала во время отрывки ячеек и бойцы просто не успели превратить свою оборону в нормальную полевую фортификацию, а потом либо погибли, либо отошли.
2) Неопытные бойцы, не получившие нормальной начальной пехотной подготовки, оставшиеся без опытного младшего командира, просто выкопали себе окопы-укрытия, как они их себе представляли, на большее у них не хватило знаний.
3) Войска, отступая, совершали, как минимум один многокилометровый марш за сутки, а иногда и не один. И каждый раз место своего привала превращать в серьезный рубеж просто сил не было. Вот и рыли себе бойцы только ячейки - «одиночные могилы», а иногда и их не копали.
4) Командир по каким-то ведомым только ему причинам решил ограничиться ячейками, а позже стало уже не до фортификации.

Ну и «русский авось» не забываем, копать всё-таки тяжело, особенно если ты толком не спал несколько суток и так же питался. Опять же, фортификацию, более серьезную, чем одиночные окопы, лучше копать не малой лопатой, которую в народе, кличут сапёркой, а большой лопатой, которая и на самом деле сапёрная. При этом, малую лопату солдат носил с собой, а сапёрная ездила в обозе. В начале войны, да и при окружениях, пехота часто оставалась без обозов и тех самых больших лопат, а малой лопатой, особенно в ходе боя, ничего кроме одиночной ячейки не выкопаешь.

Война есть война и любое сочетание перечисленных вариантов тоже случалось. Одним словом, «запрет окопов уставами» это всего лишь миф, не более. Именно обстоятельства, а не уставы порождали ячеечную оборону.

Заметим ещё один момент. Если ячейка отрывалась «довоенным» бойцом, служащим второй или третий год, и обстоятельства стройке способствовали, то она выглядела практически как картинка из наставления. Если же ячейку в спешке рыл новобранец, то и выходила она иной.

Теперь поговорим о том, как ячейки выглядят сейчас. Во время интенсивных боевых действий их бруствера осыпались от близких разрывов, наездов танков, прямых попаданий и прочего.  Осыпались они, в основном, в сам окоп, что делало его рельеф более плоским. Далее время сделало своё дело, которое вообще любые рельефы сглаживает.

Окопы для стрельбы лёжа, даже во время своего сооружения были не глубоки, а их бруствера не высоки. Как следствие, они сейчас легко читаются на местности в тех случаях, если их кто-то уже относительно недавно взбодрил то есть нашёл и выкопал. Исключения есть, оно они не часты.

Непотревоженный окоп для стрельбы лёжа сейчас «прочитается» в каменистом грунте, практически щебне, и в тёмном еловом лесу, где практически нет образования грунта. Выглядит сейчас окоп для стрельбы лёжа как совсем неглубокая ямка с плоским бугорком бруствера, расположенного с одной из узких сторон окопа. Во всех остальных условиях, ячейки для стрельбы лёжа сейчас уже неразличимы, - они полностью заплыли.

Точно та же история, только чуть полегче, с окопами для стрельбы с колена, - они всё-таки поглубже.

Окоп для стрельбы стоя читается лучше всех из ячеек, он самый глубокий. Однако, он и самый «круглый» из них, его легко перепутать с минометной (81-82 мм) или гаубичной воронкой (75 мм). Определить, что это именно ячейка, а не воронка внешне можно так. Воронка «в разрезе» имеет конусную форму, а ячейка, - скорее прямоугольную.

Напоследок о том, как копаную ячейку отличить от некопаной.
  1. Если грунт и растительный покров по краям ячейки отличается от примыкающего, то её, почти наверняка, раскопали.
  2. Если ячейка имеет ярко выраженный рельеф - высокий бруствер и глубокую яму. «Бруствер» в этой ситуации, - это в основном грунт, вынутый коллегами при раскапывании ячейки. В этом случае «бруствер» часто окружает всю ячейку, а не её переднюю часть - грунт из ямы обычно выбрасывают куда ни попадя.
  3. Если ячейка не имеет остаточной глубины, то есть её дно располагается сразу под дёрном, её наверняка тоже уже выкопали коллеги.
Про исключения в тёмном ельнике и на гравийных грунтах не забываем, там некопаная ячейка может и сейчас быть вполне рельефной.

Как ни странно, к этому материалу у меня сложно со слайдами. До начала раскопок ямы, очень редко её фотографируешь. Лишь найдя что-то серьезное, да и то не всегда. Отличить ячейку от простой ямки или вороночки, использованной солдатом для своих нужд тоже сейчас довольно сложно.

Поэтому покажу лишь пару «практически наверняка» одиночных ячеек, встретившихся нам в ходе раскопок.



Синявинский лес. Дно этой ячейки для стрельбы с колена было усыпано автоматным отстрелом. На берме были уложены шесть бутылок с зажигательной смесью. Боец оставил ячейку, интенсивно постреляв из неё. Почему он оставил бутылки и куда он пошёл дальше, этого мы уже не узнаем.



Невский пятачок. В этой ячейке боец принял свой последний бой. С поверхности,  ячейка, затянутая песчаным грунтом, была совершенно неразличима. Солдат найден прибором «на каску». Он лежал в пяти метрах от Петрозаводского шоссе, на глубине 40 сантиметров.

В продолжении мы поговорим о том, как отдельные ячейки превращались в окоп на стрелковое отделение.

Для иллюстрации использованы рисунки из Наставления по инженерному делу для пехоты РРКА 1939 года. В финальной статье части VII приведу все ссылки.

Начало Азбуки военной археологии было тут:

https://photonoid.livejournal.com/24397.html

С неизменным уважением,

Ваш Photonoid

Продолжение следует: https://photonoid.livejournal.com/120506.html

Великая Отечественная Война, как сейчас выглядят окопы, ВВ2, как отличить ячейку от ямы, технология поиска, поиск, военная археология, одиночный окоп, как отличить окоп, поисковое движение, окопы в лесу, поисковый отряд, 1939-1945, как распознать окопы войны на местности, как выглядят стрелковые ячейки

Previous post Next post
Up