А З Б У К А В О Е Н Н О Й А Р Х Е О Л О Г И И
Не каждый, желающий стать «военным археологом» может присоединиться к поисковому отряду. Не во всяком отряде новичка примут и научат чему-нибудь полезному. А вот бесполезному и даже смертельно опасному научить могут, что мы с товарищами периодически и наблюдаем. Практически каждый выезд, когда мы видим работу различных поисковых групп и отрядов, добавляет грустных размышлений.
Мы не в состоянии взять к себе всех желающих, эффективная команда не может быть большой. Да и влиять на порядки, заведенные в других отрядах даже нашего поискового объединения мы практически не можем. Ведь когда ты в лесу со своим отрядом, то именно он на тебя влияет, а не малознакомые дяди на поисковых слетах и конференциях.
Тем временем, ежегодно, в ходе поисковых работ гибнут люди, как поисковики, так и совершенно посторонние, случайно оказавшиеся рядом. От года к году, военный поиск, способный стать популярным и здоровым досугом, постепенно деградирует или просто сходит на нет.
В общем, я хочу поделиться с вами тем, что знаю позитивного о военной археологии. Я постраюсь рассказать об «изнанке» поиска, о том, о чём не говорят по телевизору и не пишут в газетах. Попробую также не писать нудных и пустопорожних инструкций, типа тех, которые отчаянно копируют друг у друга сайты поисковых отрядов.
Надеюсь, мои записки будут полезными для начинающих военных археологов, молодых командиров поисковых отрядов, а мои опытные коллеги примут участие в дискуссии, коли она задастся. Возможно, научимся друг
у друга чему-нибудь полезному, и такое бывает ;). Помните, мне нужны ваши отзывы. Пишите, задавайте вопросы, я с удовольствием отвечу.
Часть I. Команда.
Первое, о чём я хочу рассказать, это о команде, с которой стоит работать, военная археология - дело коллективное.
1. Не вздумай копать один
Некоторые Зубры военной археологии, копают в одиночку. Они гибнут и влипают в прочие неприятности не чаще, чем «коллективные» поисковики и, вроде бы, статистика за них, но есть одно НО. Эти Зубры не сразу стали Зубрами. Их кто-то учил, зачастую долго и нудно, вот поэтому теперь они могут копать в одиночку. Новичка, решившего стать Зубром самостоятельно, ожидает, как правило, печальная участь.
Бывает, раскапывая заплывший военный блиндаж, поисковики среди амуниции времен войны и останков солдат находят хорошо сохранившийся скелет, одетый в кроссовки и нейлоновую куртку. Мы из будущего? Нет, из прошлого, причём из недавнего. Просто ещё один новичок, который уже никогда не станет Зубром.
Он полез в старый блиндаж, а накат из брёвен, простоявший до этого 60 лет, рухнул от его неловких движений. Никто не вытащил его оттуда, пока его можно было спасти, ведь он был ОДИН. Поисковики нашли его только через десять лет.
Существует ещё тысяча и одна возможность сгинуть в ходе одиночного военного поиска или нажить тяжких неприятностей. Лучше просто поверьте мне на слово. Поиск, это, как правило, действия в глуши, зачастую, во враждебных человеку условиях. Там хватает трудностей и опасностей даже без учета «Эха войны», а оно тоже не дремлет.
2. Не связывайся со всякими придурками
Надеюсь, в необходимости команды я вас убедил, если нет, см. пункт 1.
В поисках коллектива, конечно, неплохо примкнуть к людям опытным и учится у них, но тут есть нюансы.
Искать дружбы у неформальных групп я бы новичку не советовал. Дело в том, что «чёрные», «зеленые» и прочие «дикие» археологи никакими формальными правилами не связаны, от слова «вообще».
Не хочу сказать, что они ходят в униформе СС и варят новичков на ужин в своем походном котле, но порядки у них бывают весьма своеобразными. Плюс к этому, никаких обязанностей по отношению к новичку они не имеют. Одним словом, случись что, и спросить не с кого.
Неформальная группа может быть хорошим выбором, но не для новичка, а для опытного поисковика. Он в состоянии оценить уровень группы и состояние «тараканов» в головах её участников. А ещё, важно, что опытный археолог, в силу личного опыта, не будет принимать участие в различных идиотских действиях, если таковые приключатся. А новичок может и принять, получив очередную премию Дарвина посмертно.
Лучше в начале попытайте счастья у официальных или «красных» следопытов. Поисковых отрядов много, как выбрать нужный?
Отряд силен своим лидером. Лидер обязательно должен быть опытным поисковиком, военным археологом, имеющим большой личный опыт поиска.
Он не обязательно должен быть командиром поискового отряда, он может быть заместителем командира или называться ещё как-то. Главное, чтобы именно он планировал поисковые работы, организовывал их и руководил работой поискового отряда на местности.
Если такого человека в отряде нет, или он один на 100 участников, то толку от участия в таком отряде будет мало, можете не терять времени зря. В идеале, вам нужна немногочисленная группа с опытным руководителем, не более двадцати человек на одного опытного инструктора, а лучше ещё более компактная. Чем меньше в ней участников, тем больше внимания руководителем будет оказано каждому, особенно новичку.
Если вам удалось такую группу найти, попробуйте съездить с ней в поля. Там всё поймете и увидите сами. Если полевой выход спланирован, всё четко организовано, каждый участник знает «свой маневр», значит здоровая основа у поискового отряда есть. Поиск может и не дать яркого результата, это дело случая, но организация должна быть идеальной. В таком отряде, вы сможете чему-то научиться.
А если командиры отряда беспробудно бухают, поисковики не знают чем им заняться, а ваш полевой лагерь похож на позиции ВСУ приют бомжей, значит, с выбором не повезло. Не теряйте времени, ищите нормальный отряд.
3. Как собрать команду
Если вам не удалось примкнуть к толковому поисковому коллективу, а копать хочется, аж сил нет, то вам предстоит тяжелый и тернистый путь атамана. В идеале, он продолжится созданием успешного поискового отряда, который прославится и сделает массу сенсационных военно-археологических открытий, но до этого вам предстоит кое-какая работенка.
Для начала, вам нужно определиться, «надо оно вам или нет», и сделать это с минимальными издержками для здоровья и финансов. Потом, убедившись, что точно «надо» можно двигаться дальше.
Итак, вам нужно собрать минимальный коллектив единомышленников, который будет способен что-то найти, помимо неприятностей для своих участников.
Что важно для каждого участника:
- энтузиазм и оптимизм, ибо один человек с кислой рожей может загубить новое дело в самом зачатке;
- нормальное здоровье (в лесу нет неотложки);
- вменяемость, в самом широком смысле этого слова, - эксцентричные, неуравновешенные, нарко- и алкозависимые люди в этом деле очень опасны;
- дисциплина, то есть осознанная способность подчинятся командиру (атаману).
Требования суровые? Может быть и да. Но от этих людей будет зависеть ваша жизнь. Дорога она вам? Решайте сами.
Перейдём к комплектованию команды.
Для того, чтобы что-то найти нужно знать, где искать. Шарахания по принципу: «мне соседка по даче говорила, что в лесу она видела танк/ скелет фашиста /землянку(подставить нужное)», в 99% случаев ни к чему хорошему не приводят.
Нужны не сплетни, а документальная или хотя бы добротная мемуарная основа, минимальная топографическая подготовка (умение работать с картой, координатами, навигатором и ориентироваться на местности). Таким образом, вам нужен кто-то, который знает точно, где была война и способен найти это место на современной, изменившейся местности. Назовем его условно «Навигатор».
Для того, чтобы попасть к месту поиска необходим надежный автотранспорт. Электрички и пригородные автобусы для военной археологии в большинстве случаев не подходят - специфическое оборудование и находки сделают вас крайне нежелательными пассажирами общественного транспорта.
Автомобиль предпочтителен подходящий не только для шоссейных, но и для лесных или хотя бы грунтовых дорог. Если не джип, то хотя бы что-нибудь прочное, вместительное и «высокое» типа минивэна или микроавтобуса.
Главной деталью автомобиля, как известно, является «прокладка между рулем и сиденьем», то есть водитель. Он должен не только уметь рулить, но и приводить свой автомобиль в работоспособное состояние, а также менять колеса, вытаскивать автомобиль из грязи (с помощью всей команды, разумеется), следить за наличием бензина и запчастей и т.п.
Водитель, это еще одна ключевая фигура вашей команды. Назовём его «Перевозчик», чтобы подчеркнуть разнообразные таланты, которыми он должен обладать.
Сельским парням, выросшим на опушке «боевого» леса, и дожившим до зрелых годов, мои советы нафиг не нужны, я обращаюсь к жителям городским, преимущественно. Для вас жизнь в лесу может таить массу сюрпризов, приятных, а в основном не очень.
Эти сюрпризы могут обернуться анекдотом, а могут трагедией. Поэтому, вам нужен некто, умеющий «жить» в лесу. Поставить лагерь, найти воду, дрова, разжечь костер, приготовить съедобную пищу, оказать первую помощь. Помочь остальным участникам отряда адаптироваться к лесной среде. Назовём этого человека условно «Егерь».
Ну, и, наконец, нужен кто-то, кто владеет азами поиска на местности. То есть, тот, кто умеет анализировать то, что он видит, умеет пользоваться металлодетектором, щупом, лопатой. Уместно эту роль взять на себя «атаману», «кэпу», «шефу» или как вы будете именоваться в вашей команде. Пусть будет «Кэп» для краткости.
Вот и минимальный состав команды, четверо: Кэп, Навигатор, Перевозчик и Егерь. Конечно, у вас могут быть участники, которые «в одном флаконе» совмещают несколько ролей. Но это не значит, что целесообразно ехать вдвоем, скажем. Сколь-нибудь серьезный объект, хотя бы небольшой блиндаж, меньшим количеством людей, чем трое-четверо, в общем случае, не «взять».
Для других тяжелых групповых «упражнений», типа вытаскивания машины или оперативного «ремонта дороги», четыре участника тоже число очень подходящее.
В команде может быть и большее количество людей, но, во-первых, не берите с собой откровенный «балласт» - они будут мешать, скучать и ныть, а во-вторых, не перегружайте машины. На плохих дорогах перегруженные машины ломают подвеску и чаще застревают. Скажем так, берёте больше четырех человек, езжайте на двух машинах.
С неизменным уважением,
Ваш Photonoid
Продолжение следует…
http://photonoid.livejournal.com/24694.html