Классическая «рембрандтовская» постановка света - моя излюбленная. В основном, я снимаю небольшим софтбоксом (40х40), расположив его на расстоянии не более метра от модели и под углом 45°. Для подсветки фона я использую узкий пучок света, формируемый тубусом. Чем дальше от фона источник с тубусом, тем больше и мягче световое пятно.
Портрет. Что это такое? Справочник нам расскажет, что это воспроизведение кого- или чего-либо «черта в черту».
Т. е. это передача внешнего сходства. Тогда почему портреты одной и той же персоны так существенно отличаются у разных исполнителей? На то есть множество ответов, но главная причина - индивидуальность художника; его эстетика, мировозрение, мастерство, отношение к портретируемому. Так, как автор показывает внешний облик человека в портрете, так же он незримо показывает и себя.
Многие называют это «душой» работы. В этой статье я кратко (кратко, потому что невозможно это действо объять и выразить словами) опишу то общее, что происходит на моих портретных съёмках. Это не рекомендации, это часть моего опыта.
Работа с моделью.
Очень часто человек, особенно, если это начинающая модель (что еще страшнее, - fashion-модель), пытается понравиться камере, корчится, тужится и гримасничает в соответствии со свежими веяниями моды.
Важно сразу же пресечь эти порывы, объяснив модели, что мы снимаем классический портрет, а не фото для выпускного альбома или дешёвого
«book’а».
Расслабленное лицо многое рассказывает о человеке, показывает его характер и интеллект. Поэтому я всегда прошу «отпустить» с лица всякие эмоции, очистить его от всего мимолетного. Вспомните, как Гёте писал: «Наружный блеск рассчитан на мгновенье, А правда переходит в поколенья.»
Противоположный случай, когда человек неуверен в себе, в своей красоте и боится камеры. Если сфотографировать такого человека, не работая с ним, мы увидим на снимке испуганные широко открытые глаза и зажатые плечи. Необходимо расслабить модель, расположить к себе. Со своими портретируемыми я веду себя дружелюбно, но тактично; без официоза, но не переступая грань «фотограф-модель». Доверительную атмосферу
на съёмочной площадке мне также помогает создавать музыка (Erik Satie, Clint Mansell и др.) и «тихий» свет (отключаю всё постоянное освещение в студии, за исключением пилотной лампы рисующего источника).
Сухая техническая сторона или схема света.
Классическая «рембрандтовская» постановка света - моя излюбленная. В основном, я снимаю небольшим софтбоксом (40х40), расположив его на расстоянии не более метра от модели и под углом 45°.
Такой свет даёт довольно контрастный рисунок, поэтому я иногда использую заполняющий источник, расположенный за моей спиной и с установленной мощностью на 2-3 ступени меньше рисующего (следует брать во внимание относительное расстояние до объекта съёмки рисующего и заполняющего источников: если заполняющий относительно далеко, то его воздействие гораздо слабее, поэтому мощность этого прибора может быть идентичной с рисующим).
В качестве контрового света я предпочитаю использовать отражатель, установленный за моделью с противоположной стороны от рисующего источника. Это даёт деликатный отблеск на теневой стороне лица и плеча (вы можете видеть его на рис. 1).
Для подсветки фона я использую узкий пучок света, формируемый тубусом. Чем дальше от фона источник с тубусом, тем больше и мягче световое пятно. Куда направить фоновый свет (на уровне шеи, лица, левее-правее) мне диктует выбранная композиция. Фоновый источник не только увеличивает объём фотографии; это также очень важный элемент в композиционной уравновешенности и гармоничности произведения.
Диафрагма. Я предпочитаю снимать на 2.8 или 4. Это достаточные значения для резкой картинки, но всё ещё сохраняющие небольшую ГРИП, что позволяет расфокусировать задний план (в случае использования тестурированного фона) и дальнее плечо модели при посадке её в четверть
или вполоборота. Это создаёт в портрете ещё больший объём.
Портретный жанр - великий простор для созидательной мысли и выражения своей эстетики. Желаю всем вдохновения и свершений.
Пусть окружающая вас красота с каждым днём становится всё более явной, понятной и ощущаемой.
Материал из
журнала PhotoCASAПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ Текст и фото: Павел Апалькин (UAPF, fine art photographer).