Наблюдатель 0,5 левела

Sep 10, 2013 23:21

На выходных принимал участие в выборах в качестве наблюдателя. Очень интересный опыт. Если кто вдруг подумывал, но не решился - в следующий раз идите обязательно.

В целом на моем участке все прошло без серьезных нарушений. Результаты подсчитывались честно. Победил Навальный, набрав 40.62%, за ним Собянин с 37.82%.

Небольшая предыстория

Мысль о том, что надо бы понаблюдать за выборами мне пришла где-то в начале предвыборной недели. Процедура регистрации в наблюдатели довольно простая - нужно сходить в штаб одного из кандидатов или партии, выдвинувшей кандидата, и получить направление. Наблюдательские организации немного усложнили процесс, поскольку решили создать единую базу наблюдателей, чтобы не получилось, что на одном участке, например, трое наблюдателей, а на соседнем ни одного. Так что для начала нужно было зарегиться на сайте, указав понравившийся район, а затем ждать смс о том, что тебя распределили, и идти получать направление.

Так вот, захожу я на rosvybory.org, заполняю все пункты анкеты, и уже заношу стрелку над кнопкой «Отправить», как вдруг началось…

Перед глазами предстала картина, как я один доблестно сражаюсь с толпой фальсификаторов, пытающихся прорваться к урнам, чтобы вбросить сотни бюллетеней, а затем гоняюсь за главным боссом - председателем комиссии, пытающимся сбежать с фальшивым протоколом. Мне обычно везет на такие вещи. В макдональдсе я всегда встаю в самую быструю очередь, но человек передо мной обязательно закажет 30 биг маков, или окажется глухонемым иностранцем. От такой картины как-то уверенности поубавилось, и в итоге сомневался я чуть ли не до конца недели =)

Зарегистрировался

В процессе регистрации наблюдателей завязалась забавная игра между штабом Навального и провластными структурами. Задачей штаба было поставить наблюдателей на максимальное количество участков. Причем минимум двоих, иначе смысла особого нет. «Враги» присылали в штаб своих сотрудников, чтобы они зарегистрировались в качестве наблюдателей от Навального, чтобы создать видимость, что участок покрыт. Выявлялись такие люди простыми вопросами из серии «как зовут жену Навального» или «какой любимый проект Навального».

По ходу дела, моя заявка попала в число подозрительных, поскольку ip госучереждения, и не указаны ссылки на страницы в соцсетях. Поэтому координатор сообщил мне, что в принципе район покрыт почти полностью, и если уж я очень хочу поучаствовать, то могу вступить в мобильные группы, которые будут как-то помогать наблюдателям. Ниче не скажешь, действительно хороший способ отсеять неверных.

Для меня эта новость стала настоящим облегчением. Это же невероятно круто, что уже столько народу сделали всю работу за меня решили стать наблюдателями, и мне не придется сражаться со страшными фальсификаторами. А буду ездить между участками как-то помогать, глядишь, еще и на велике все это можно будет делать. Правда, уже через полчаса меня обломал другой координатор, который написал, что на самом деле все плохо, и наблюдателей не хватает. Так что все-таки придется наблюдать.

День 1

И вот уже настала суббота - последний день перед выборами. Я не только еще не получил направление, но и не прошел тренинг для наблюдателей, без которого на участке по сути делать просто нечего. Оставалась последняя возможность прослушать лекцию - днем в субботу. Да еще и не факт, что получится. Время регистрации уже давно прошло, а просто так вроде туда не попасть. Все это добавилось к тыще отговорок, итак крутившихся в голове. В итоге просто сказал себе, что прокачусь на велике. В сторону тверского бульвара. Где как раз и проходила лекция. А там как пойдет…

Попасть на тренинг удалось вообще без проблем. На лекции рассказывают все в общих чертах и, наверное, меньше 10% того, что нужно знать. Из них запомнить удается меньше половины. После тренинга поехал в штаб Росвыборов за направлением. Там обнаружил очередь из таких же, как я. Кстати, очень помогает осознание того, что вокруг полно единомышленников. Толпа и на лекции, и у дверей штаба окончательно развеяла весь страх. Оказалось, что нужно было просто заставить себя выйти из дома.

Еще уверенности придал чеклист, полученный в штабе. Это двусторонний листочек А3, в котором по пунктам описано, как должны проходить голосования. То есть все просто - смотришь, что написано, сверяешь с происходящим. Если все ок, то ставишь галочку. Если не так - просишь устранить или пишешь жалобу.

Направление получил в 480 УИК (=избирательный участок) на Алексеевской в качестве наблюдателя. Это низший уровень в этой игре. Наблюдатель в праве только смотреть. Если заметил нарушение, то можно лишь возмущаться, требовать устранить его и писать жалобы. Ничего руками трогать нельзя. Если хочешь что-то проверить - просишь показать. Не захотят показать, и ты особо ниче не поделаешь. Самая важная задача наблюдателя - это получить копию итогового протокола. Это бумажка, в которую вносятся результаты по УИКу, а затем она подается дальше в ТИК. Говорят, что махинации с этим документом были весьма популярными на выборах 2011-2012. При наблюдателях вносились реальные цифры, а в ТИК несли совсем другую версию документа.

Если коротко: следующий уровень после наблюдателя - это ПСГ (член комиссии с правом совещательного голоса). Насколько я понял, на практике особых прав у него тоже нет. Но его возмущения, в отличие от наблюдательских, вроде так просто не проигноришь. Плюс его вроде нельзя удалить с участка, а только отстранить. Он может трогать какие-то документы, но не заполнять. Еще более прокаченный - это ПРГ (член комиссии с правом решающего голоса). Это уже полноценный член комиссии, который принимает участие во всей работе, в том числе и в подсчете.

Кстати, для наблюдателей есть небольшой хак - на всякий случай можно обратиться в дружественное оппозиции СМИ, и получить задание на время выборов. Представители СМИ тоже могут присутствовать на избирательном участке. То есть, если вдруг наблюдатель в чем-то косячит, и его удаляют, то он может сделать continue, и торжественно вернуться на участок в качестве СМИ. Я вот в воскресенье в случае чего мог бы стать внештатным корреспондентом журнала Сноб. Но мне эта «жизнь» не пригодилась.

Посмотрел в инете состав комиссии, и убедился, что все идет по плану - три главных члена от «вражеских структур»: председатель от Единой России, зам и секретарь тоже от каких-то провластных организаций. Значит, воевать все-таки придется.

День 2

Подъем в 5:30 без всяких проблем, ведь организм уже настроен на серьезное дело. Плотный завтрак, чек документов и поехали в бой. В метро пытался сконцентрироваться на первых пунктах чеклиста. Дело в том, что за первые полчаса нужно много чего проверить, так что лучше примерно представлять хотя бы последовательность. В голову упорно лезли все те же картинки адских фальсификаторов и страшной комиссии.

И вот долгожданная встреча с комиссией. Я почти не ошибся - все катастрофично на первый взгляд. Как же они мне напомнили моих школьных учителей. И вместе с тем все школьные обиды и переживания. Ну что ж, теперь никуда уже не денешься.

В первые 10 минут я как-то растерялся и вообще все забыл =) С переменным успехом пытался следовать намеченному плану. Направление отдать, получить роспись на копии в подтверждение принятия. Передать требование о выдаче копии протокола, проверить то, се и тд и тп. Стало полегче, когда появился союзник. Молодой парень по имени Илья в роли ПСГ. Он примерно объяснил расстановку сил.

На нашей стороне оказался один ПРГ. Еще оказалось, что у нас на участке весь день будет присутствовать представительница ЦИКа (если не ошибаюсь), постоянно поддерживающая связь со своим штабом, в котором за нами пристально следят с помощью знаменитых камер наблюдения. Непонятно было - союзник это или нет. С одной стороны, в самом начале она порядочно так напрягла комиссию, чтобы следовали указаниям сверху, которые немного противоречили установленным правилам. С другой - все же ЦИК - совсем не дружеская организация.

Начало

Народ стал приходить прямо с 8 утра. В основном люди в возрасте 50+. Первые часа два ходил над членам комиссии, сидящими с книгами избирателей, как надзиратель (так меня «обозвала» председатель). Побывал в роли учителя, следящего за учениками на контрольной =) Около 10 Илья ушел с группой на надомные голосования, и я снова остался один.

Прогрессирующая паранойя

По закону наблюдателям выделяется место, с которого видны столы выдачи бюллетеней, кабинки для голосования и урны. Сидеть там не совсем обязательно, никто не может ограничить твое перемещение по участку. Нам выделили не совсем удачное место, т.к. как не сядь что-нибудь закрывала колонна. Мы не стали протестовать, но и не сидели там почти. Я выбрал очень крутую позицию, с которой мне было видно вообще всех, да и находилась она между кабинками и урной, так что я смог бы перехватить адского фальсификатора со стопкой бюллетеней. Комиссии сей факт не понравился, и они по очереди стали просить меня отойти, объясняя это тем, что я нахожусь слишком близко к увеличенной форме протокола, висящей на стене. Это не запрещено, вроде как. По крайней мере, мне никто не приказывал, но предлагали договориться по-дружески, что меня очень и очень напрягло. В первый раз я немного поупирался, но решил отступить, чтобы походить по залу и понять, что же мне видно только с той позиции. Именно оттуда и нужно было ждать удара! =)

Так и не найдя ничего необычного, вернулся на то же место. И меня снова попросили свалить по тем же причинам. На этом этапе я уступил буквально несколько шагов в сторону и включил режим турбо-внимательности, поскольку было ощущение, что вот-вот что-то произойдет. Пик паранойи случился, когда со мной стала беседовать девушка из ЦИКа. «По любому, ведь зубы заговаривает», - подумал я. Но ничего так и не произошло. В какой-то момент мне показалось, что члены комиссии как-то подозрительно расслабились и развеселились. «Проебал…», решил я.

Режим супервнимательности, конечно, сожрал много сил. Часам к 14 понял, что внимание уже совсем рассеяно, когда осознал, что уже несколько минут не слежу за урнами. Но тут вернулся мой напарник, да и девушке из ЦИКа удалось меня разговорить, несмотря на весь мой деланно-суровый вид, так что стало полегче.

По домам

В три часа я отправился с группой надомного голосования. Сейчас я понимаю, что эффективнее было бы оставаться вдвоем на участке. Но на тот момент в твиттере активно писали о махинациях именно с надомным голосованием, так что мы все-таки решили разделиться.
Процесс хождения по домам ничуть не лучше сидения на участке. Конечно, смена картинки - это то, что нужно после 6 часов лицезрения одного и того же помещения. Но новая картинка далеко не то, что пожелаешь кому-либо увидеть. Кто голосует дома? Конечно, в основном это совсем пенсионеры. Случаи были разные. Кто-то вызвал нас, потому что плохо ходит. А за кого-то это сделал приставленный социальный работник, поскольку сам избиратель ничего не соображает. Не могу утверждать точно, но говорят, что соцработникам была дана команда вызывать группу голосования, даже без согласия избирателя.

У нас был похожий случай. Очень спорный. Бабушка ничего не видит и с трудом слышит. Мы не имеем право никаким образом помогать голосующим - то есть ставить за них галочки или тем более уж подсказывать имена кандидатов - это нарушение. Но это может сделать соцработник. Бабушка заявила, что не помнит ни одного из кандидатов. Но хочет проголосовать за того, кто к ней обращался. Соцработник напрямую спросила за Собянина ли? Бабушка не смогла вспомнить такую фамилию. Но соцработник уверила нас, что она говорила, что хочет голосовать за Собянина. И рукой бабушки нарисовала крестик за Собянина.

Это, конечно, моя ошибка. Нужно было заставить работницу зачитать весь список. Мало ли у бабушки щелкнуло бы. С другой стороны, с точки зрения логики, кто к ней мог обращаться? С избирателями общались только Навальный на уличных встречах, на которые вряд ли бабушка дошла бы, вряд ли бы услышала что-нибудь, и вряд ли бы это запомнила; и Собянин - он рассылал пенсионерам письма с призывом проголосовать за него (видел такие у родителей). Так что, есть все основания верить соцработнику, но формально это нарушение. По идее я должен был подать жалобу, по которой аннулировались бы все бюллетени в этой урне. Но не стал, по вышеуказанным соображениям.

«Надомные» в основном голосовали за Собянина, что неудивительно, т.к. все-таки единственный источник информации - это телевизор, на котором есть хороший Собянин, никакие другие кандидаты (и то может быть), и точно нет Навального. По идее должна соблюдаться тайна голосования, но с надомниками это не всегда получается.

Всего таким образом удалось собрать 16 голосов. На это ушло 4 (!) часа. Заявок было больше, но кто-то не открыл, кто-то отказался. В общем и целом надомное голосование за исключением одного случая прошло без махинаций.

Мой голос

На участок мы вернулись в 19:15, а мне еще предстояло съездить домой самому проголосовать. Да еще и вернуться до 20:00, чтобы присутствовать при пересчете. В моем УИКе (в смысле по прописке) меня точно запомнили. Представьте себе реакцию - вбегает на участок запыхавшийся чувак с бешеными глазами и пачкой бумажек в руках (взял с собой на всякий случай все наблюдательские документы). Я бы точно напрягся =)
Быстро схватил бюллетень, отметил Навального и бегом на свой участок. Успел только, потому что догадался взять машину у родителей, проживающих там недалеко.

После закрытия

На этом этапе сил для тотального подозрения всех вокруг уже не было. Начался своего рода стокгольмский синдром. Приходилось себе напоминать, что все-таки мы по разную сторону баррикад, и сейчас отличное время для всяких махинаций.

Процесс после закрытия участка - крайне нудная штука. Люди, просидевшие около 12 часов за столом, начинают производить операции, для которых требуется предельное внимание. Я так на прошлой работе в пик сезонной активности чуть ли не по ночам проверял транспортные документы на фуры. Ошибиться проще простого. Нужно посчитать, сколько народу пришло, сколько голосовало на дому, сколько вызвало на дом, а сами в итоге пришли, сколько по открепительным и так далее.

Кстати, еще один интересный момент. К этому УИКу относиться только что построенный огроменный дом. Но списка людей, проживающих в нем нет. А голосовать им положено по закону. Так что их вносят в дополнительный список. По идее таким образом при желании можно накинуть прилично голосов нужному кандидату. Мы так и решили, что если народ из этого дома массово попрет, то будем бить тревогу. Но в итоге пришло несколько человек. Что в принципе логично, поскольку квартиры по большей части еще не заселены.

Священные бюллетени УИКу выдает вышестоящий ТИК (грубо говоря, УИК - сотрудник, ТИК - начальник). Все неиспользованные нужно погасить, отрезав правый нижний угол. На этом УИКе это традиционно делается топором =) вот прямо берется пачка из 50 бюллетеней, кладется на пенек и херачится топором. Все под камерами наблюдения, напомню. А когда все по очереди стали фоткаться с топором, то из штаба наблюдения позвонили и поинтересовались, что за хрень у нас твориться.

Подсчет

Итак, проведены все необходимые процедуры, и все готово к непосредственному подсчету. Столы ставятся квадратом. Члены комиссии встают по периметру, кроме одной стороны, которая остается свободной, чтобы не загораживать вид камере наблюдения. Мы поставили ноутбук на запись происходящего, Илья снимал видео сбоку, я палил все сверху, стоя на стуле. Сначала вываливается содержимое переносных ящиков. Считается количество. Потом вываливаются стационарные. Все бюллетени смешиваются, и начинается подсчет. Для нас момент выпадения бюллетеней из урны - критический. Нужно следить, чтобы никто ничего не подбросил, и чтобы в урне не было явных сложенных пачек бюллетеней, если вдруг мы пропустили вброс. Этот момент прошел чисто.

Процедуру подсчета мы слегка нарушили. Вся комиссия сначала разложила все бюллетени по стопкам по кандидатам, а потом уже начали считать каждую стопку. Мы не возражали. Я был очень удивлен, когда у Собянина и Навального оказались одинаковые по высоте пачки. И, кажется, не только я. При пересчете выяснилось, что Навальный победил на нашем участке с 422 голосами, против 393 собянинских.

Это одновременно хороший и плохой знак. Хороший, потому что мы ничего не пропустили в течение дня. Плохой, потому что частым явлением на выборах прошлых лет (судя по слухам) было переписывание протоколов после ухода наблюдателей, к чему мы морально и приготовились.

Все занесено в протокол. Нам раздали копии. Председатель, зам и секретарь отправляются в ТИК сдавать результаты. Брать с собой Илью они отказались, но он туда быстренько дошел пешочком, благо ТИК находится буквально за углом. Все проконтролировал - приняли без проблем. В это время вся остальная комиссия никуда не расходится, ждет команды.

В итоге около 1:30 вернулся председатель с новостью, что все четко, можно расходиться.

Выводы

Могу смело сказать, что выборы на нашем участке прошли без серьезных нарушений. Если какие-то были, то несерьезные и неумышленные. Анализируя этот день уже без эмоции, я понимаю, что с нашим уровнем подготовки, мы вряд ли бы смогли разоблачить какие-либо махинации, если бы они были. Очевидно, была команда провести все по правилам. И она была выполнена на 99%.
Вся комиссия вела себя предельно корректно, за что им всем большое спасибо. Председатель нам все объясняла даже без нашего требования. Более того, когда происходил какой-то важный этап, когда, например, нам нужно было зафиксировать какие-либо данные, а мы тупили, она звала нас даже через весь зал, чтобы мы посмотрели.

Говорить я могу только о данных выборах, а не в общем. Не знаю, как эта комиссия вела себя на выборах 2011-2012. В процессе прощания председатель пробормотала просто в воздух что-то из серии «посмотрела бы, как вы себя вели в такой ситуации». Вероятно, это своего рода намек, что не стоит их судить и одновременно признание, что фальсифицировать при необходимости они могут. Это все мои догадки, которые могут не иметь ничего общего с реальностью.

Второй тур

Существует достаточно правдоподобная теория (на мой взгляд), что Собянин действительно не добрал до победы в первом туре. Поначалу все шло гладко и без нарушений. Результаты подсчетов публиковались в режиме онлайн. Они показывали высокий процент Собянину, поскольку первыми вводились положительные для него результаты. Затем пошли не столь успешные участки. Показатели Собянина стали снижаться, а навальновские расти. Каждые 10% бюллетеней отбирали у Собяниа по одному проценту. При такой тенденции он бы опустился ниже 50%, почему и прекратилась публикация результатов на несколько часов. Но, это теория, которая может быть плодом фантазии автора.

Другое дело, что по логике, во втором туре у Навального не было бы шансов. При явке в 30 с чем-то процентов он набрал свои 27 или сколько там. За него проголосовали все (или почти все) сторонники. За Собянина проголосовали далеко не все сторонники. То есть, допустим, что меня все устраивает. ВЦИОМ мне говорит, что за Собянина будет 60%. Я со спокойной душой еду пить вотку на дачу, зная, что С. С. победит. В случае второго тура я бы уже пошел голосовать за него, лишь бы не дать пройти Навальному. Мне кажется как-то так. Опять же, это кажется мне. У штаба Навального может быть совсем другое виденье ситуации.

Общая картина

Вообще все эти выборы были затеяны с целью легитимизировать Собянина. Так он был назначенным мэром, а теперь стал избранным. Получилось ли это? В принципе - да. Но выборы легитимизировали и Навального. Он один набрал больше голосов, чем все остальные лдпры-кпрфы вместе взятые. Неплохо для кандидата, о котором два месяца назад знал только интернет. Так что теперь в России есть оппозиция. Настоящая. Теперь остается ждать решения суда - посадят на 5 лет, или дадут условно.
Previous post Next post
Up