О здоровье, коленях и ограниченных передвижениях

Jul 03, 2013 00:49

В последние две недели пришлось завязать с поездками на велосипеде из-за травмы колена. Не самое приятное событие в разгар сезона, особенно когда видишь вокруг столько народу на велосипедах. Сначала расстроился, и как-то не было настроения возвращаться к написанию статей. А потом подумал, что в этом тоже есть свой интерес.

А насколько действительно полезно ездить на велосипеде?

Прежде всего, это, конечно, физическая нагрузка, которая почти всем идет на пользу. Однако стоит учитывать, что, как и любая тренировка, езда на велосипеде должна быть регулярной процедурой. Нельзя ни с того ни с сего проехать 100 км и надеяться, что это принесет какую-либо пользу. То есть, можно, конечно, но это глупо. Ничего хорошего в подобном подвиге для организма не будет.

На самом деле, в плане здоровой езды из меня тот еще советчик - сам уже три недели сижу с больным коленом. Но одно могу сказать точно: регулярные поездки положительно влияют на фигуру. За три недели без спорта уже успел отрастить неприличное пузо.

Пожалуй, пожалуюсь и тут немного на свое колено, которым я уже достал всех, с кем общаюсь.

Начиналось все с легкого вечернего нытья после дороги домой с работы. Вроде ничего страшного. Я как-то пока не привык к мысли, что организм постепенно выходит из той фазы, когда можно не париться о здоровье, и поэтому при любых не особо серьезных неполадках просто жду, пока само все пройдет. «Наверное, пора с этим завязывать», - подумал я и решил пояндексить коленные травмы. Как выяснилось, колени меня вообще-то должны ненавидеть за то, как я их использую.

Легче предупредить

На самом деле, чтобы не запороть колени, нужно делать вполне очевидные (по крайней мере, таковыми они начинают казаться при прочтении) вещи:

1. Хотя бы минимально разминать ноги. Я не врач, какие-либо упражнения советовать не буду. Все индивидуально. Кто-то просто вспоминает разминку с уроков физкультуры, а кто-то подходит к этому делу более основательно. Решайте сами.
2. Правильно отрегулировать седло. Причем, как вертикально, так и горизонтально. Я не поленился и нашел в инете инструкцию к своему треку-навигатору, в которой написано что, да как. Конечно, принцип настройки положения более-менее похож у всех велосипедов, но все же лучше почитать советы производителя.
3. Использовать подходящую передачу. Раньше я был уверен, что чем сложнее крутить педали - тем больше будут работать мышцы ног (что хорошо) и меньше устанешь (что тоже не плохо) из-за низкого числа оборотов. Увы, все не так. Высокие передачи - большое напряжение для суставов, которые очень легко повредить. Оказалось, что лучше крутить быстро и без усилий.
4. Нельзя переохлаждать колени. Это относится не только к морозам, но и влажной летней погоде.

Если вкратце и простым языком, то как-то так. Конечно, эти рекомендации скорее для спортсменов. Если при нагрузках в несколько километров в день взять и наплевать на эти советы, то ничего страшного не произойдет. Никто не развалится, если один раз поднимется в горку «на пятой» или поедет в дождь без разминки. Но зачем регулярно подвергать колени неправильным нагрузкам?

Узнав столь полезную информацию, решил передохнуть пару дней, а затем снова принялся колесить по городу. Погода стала налаживаться, а нагрузки слегка увеличиваться - с работы стал ездить домой крюком в 15-20 км. По выходным к велосипеду добавил еще и ролики. И так до тех пор, пока колени снова не заболели. Причем правое - с двойной силой.

Никак не мог понять, что же я делаю не так. Вроде разминаюсь, сижу правильно, кручу нормально, в дождь не езжу. После невыносимой недели, проведенной без велика, но с противной болью, отправился все-таки к врачу, который меня обрадовал предположительным повреждением мениска. Лет 10 назад он уже был травмирован, так что все казалось логичным. Однако МРТ показало, что все с мениском в порядке, а откуда боль - до сих пор не ясно. Тем временем колено постепенно стало приходить в себя. Так что продолжаю по старой схеме: ждать пока все само пройдет.

Травма не очень приятная, поскольку ходить приходится медленно и осторожно, особенно по лестницам. Но именно это и натолкнуло меня на интересные размышления о том, насколько же тяжело передвигаться по Москве людям с ограниченными возможностями передвижения.

Город в условиях ограниченных возможностей

Конечно, больное колено никак не сравнится с переломом или полной потерей ноги, но все же дает минимальное представление о трудностях, которые некоторые люди вынуждены ежедневно преодолевать, чтобы всего лишь добраться от дома, до той же работы.

Наибольшим адом оказались лестницы, а их на моем пути полно. Во-первых, это проклятые подземные/надземные переходы, которые мне были уже ненавистны при езде на велосипеде. Я писал, что «верхом» лучше проеду в объезд через несколько светофоров, чем полезу под землю. Теперь переходы ненавижу даже пешком. И явно не я один. Спускаясь медленно и печально, стал обращать внимание на то, сколько народу с затруднениями преодолевает лестницы. Таких оказалось гораздо больше, чем я мог предположить.

Второе место в чарте неудобных мест для больных на ноги занимает метро. Многие выходы из неглубоких станций не только не оборудованы эскалаторами, но и находятся в подземном переходе. То есть количество лестниц удваивается. Боюсь, что никто об этом не задумывается, пока сам не попадет в ситуацию, когда эти лестницы становятся самым настоящим препятствием. Неужели нужно выбирать мэра с проблемными ногами?

На самом деле, я так и не смог ответить на вопрос, до какой степени нужно учитывать интересы людей, испытывающих трудности при передвижении. Все лестницы на эскалаторы при таких количествах явно не заменишь. А если и заменить, то их обслуживание обойдется в астрономические суммы. Оставить только наземные переходы? Чересчур утопично…

Дальше мысль пошла явно не туда - к тому, что в прежние времена подобная проблема не была актуальной, поскольку травмированных не особо лечили, а еще раньше их и вовсе съедали хищники, поэтому я решил остановиться.

Еще одна интересная мысль пришла в пик «страданий» от больной ноги, пока придумывал запасной план на случай, если с коленом что-то серьезное и снова ездить на велосипеде не получится. Выход достаточно просто - пересесть на электровелосипед. Это накладывает свои ограничения: запас хода максимум на 30-40км, такой велосипед не бросишь у ближайшего столба, да и от «грязевых процедур», скорее всего, придется отказаться, да и цена где-то в 30-40 тысяч…

С другой стороны - это способ не отказываться от любимого транспорта! Мне кажется, что и пожилым людям такой способ передвижения вполне мог бы подойти. Но он не пользуется популярностью из-за отсутствия культуры использования велосипеда в качестве транспорта. Хотя, очень вероятно, что у пожилых есть и другие причины не использовать электровелики, которые я пойму только через несколько десятков лет.

на работу

Previous post Next post
Up